Каодай и Кучи

Jun 10, 2013 09:16

Этот день мы решили провести вдали от душного Сайгона и жалеем лишь о том, что не попали в Храм нефритового императора.
Это был день контрастов. Первой целью был храм новообразованной религии Каодай в городке Тай Нинь в 90 километрах к северу от Сайгона. Добирались мы туда около 3-х часов и контраст между тесным и шумным Сайгоном и безмятежным Тай Нинем пролил бальзам на измученные дорогой тела.


Здесь источник и главный храм Каодай (дословно-высокая башня или дворец)


Началось все около 100 лет назад, когда родившийся в 1878 управляющий одного из районов острова Фукуок по имени Нго Минь (или Ван) Чьеу, решил посвятить себя духовным исканиям. С детства он часто общался с духами, что было широко распостраненной в Южном Вьетнаме спиритической практикой. С 1919 года с ним стал общаться сам Каодай или Бог, повелевший создать новую религию, объединяющую все лучшее. Раньше Каодай являлся разным народам в иных обличьях, но пришло время соединения религиозных и светских философий Востока и Запада. Как видим, Нго Минь Чьеу был широко образован.
Первой эпохой истории человечества была эпоха Творения и Невежества. Жизнь была простой, но стала уходить доброта и Бог явился в образах Дипанкара Будды (буддизм), Моисея (иудаизм и христианство), Хуан-Ди (даосизм).
Эпоха Прогресса, Войн и Саморазрушения привела к хаосу индивидуализма. Будда Шакьямуни, Лао-цзы, Конфуций, Иисус, Мухаммед и спиритизм не смогли удержать людей от духовной деградации.
В нынешнее время Аннигиляции и Сохранения божественное существо Каодай прямо общается с людьми. Вьетнамцы знакомы со всеми религиями (вот результат китайской и французской оккупации!) и поэтому готовы к такому общению лучше других.
В 1925 году еще 3 чиновника получили наставления от Каодай и новая религия начала расти.
Несмотря на строительные леса, видно, что храм очень яркий и содежит массу занятных элементов. В голубых карманах второго этажа рассположены скульптуры Нго Минь Чьеу и его жены. Выше в центре разместился главный символ религии - левый (!) глаз Каодай, глядящий прямо в душу. Именно он явился Нго Минь Чьеу в видении на острове Фукуок.


Простые американцы с восторгом узнают в этом символе элементы и своего божества:


Цвета флага символизируют всеобщее единство: желтый - буддизм и индуизм, синий - даосизм, красный -конфуцианство и христианство. Цвет Каодай - белый.
Все это венчает электрифицированный Будда с неотразимым тигром


Тем временем, народ начинает подтягиваться на 12-часовую службу. Покорно оставив снаружи тапки и шляпки, мы входим.




Из каждого окна глядит всевидящее око, а живописные черные драконы страстно обвивают греческие (?) колонны цвета незабываемого советского белья.... Чужаки по краешку подбираются к святилищу -


На эти 9 ступеней может подняться лишь священнослужитель.


Культ Каодай распостранен только среди вьетнамцев и сейчас его почитателей от 3 до 6 миллионов. В середине 1950-х годов каждый восьмой житель Южного Вьетнама почитал Каодай. Тогда имелась даже 25-тысячная армия Каодай и их влияние в провинции было огромным. Даже Грем Грин отдал дань этому увлечению, но затем посчитал его затянувшейся игрой.
Поддерживая Францию против Вьетминя, Каодай изготавливал минометы из выхлопных труб автомобилей. После победы Северного Вьетнама, 40 из 46 зданий, принадлежащих Каодай, были реквизированы.
Посетители отправляются на балкон и зал постепенно наполняется адептами. Женщины входят через левую, а мужчины через правую двери.


и чинно рассаживаются


Все происходит очень неспешно, под звуки странной музыки, издаваемой хором и оркестром на балконе


Главный жрец безмолвно взирает на паству.


Многое в учении Каодай взято из положений махаяна-буддизма, смешанных с элементами даосизма и конфуцианства (вьетнамская «Тройная религия»). Этика Каодай основана на буддийском идеале «хорошего человека», однако она также включает традиционные вьетнамские запреты и наказания.
Конечная цель последователя каодаизма состоит в том, чтобы избежать цикла перерождения. Это может быть достигнуто соблюдением человеком некоторых заповедей, включая, прежде всего, запрещение убийства, лжи, роскоши, чувственности и воровства.
Главные принципы каодаизма включают веру в единого Бога, существование души и использования медиумов для связи с миром духов. Практика каодай включает священническое безбрачие, вегетарианство и общение с духами через спиритизм, почитание мертвых, культ предков, активную деятельность по обращению в веру и сеансы мысленного самоусовершенствования.
Религия каодай считает, что люди после смерти не прекращают существования, и очень активно привлекает медиумов для контактов с духами.

Экшена нет и мы потихоньку продвигаемся к выходу. Бросив взгляд на крышу,


у выхода вдруг натыкаемся на долгожданную икону. Вот они, новые апостолы Гуманизма, Любви и Справедливости: Виктор Гюго, китаец Сунь Ятсен и вьетнамский поэт Нгуен Бинь Кхием.


Пантеон святых Каодай удивителен:Гюго и Декарт, Пастер и Юлий Цезарь, Жанна Д`Арк и Муссолини.  С ними, видимо,  поддерживается постоянная спиритическая связь. Правда, Вильям Шекспир молчит с 1935 года....Русская культура представлена именами Льва Толстого, Ленина и Горбачева!
Последний взгляд на верховное божество на крыше храма


с загадочной наспинной машинкой для предсказания будущего или общения с духами, и мы продолжаем путешествие.
Теперь наш путь лежит обратно на юг к Сайгону и туннелям Кучи. Автобус несется сквозь лес тонких гевей, к стволам которых привязаны небольшие плошки.


Сок каучукового дерева, стекающий по косым насечкам в коре, скоро превратится в автомобильные шины.
Трудно поверить, что 40 лет назад эта местность была названа «самой разбомбленной, обстрелянной, отравленной газами, лишенной растительности и вообще опустошенной землей в истории войны». Первые туннели появились в области Кучи (иногда пишут Кути) в 1940-х годах при организации сопротивления французской армии. За 25 лет непрерывных войн длина туннелей достигла 250 километров. После парада партизан в Кучи и неудачной попытки переселения местных деревень, помогавших бойцам Вьетконга, американская армия начала тотальную войну.
Первым делом была построена большая военная база. Американцев стали убивать ночью в палатках. Лишь через несколько месяцев  стало понятно, что прямо под базой находится разветвленная сеть туннелей. Наземные операции приводили к колоссальным потерям. Специально обученные собаки гибли в таких количествах, что проводники отказались их использовать. Кроме того, вьетнамцы носили снятую с убитых американских солдат форму и посыпали все вокруг перцем, сбивая собак со следа. Специальное подразделение солдат-«туннельных крыс» истекло кровью под землей.
Все это происходило в тесных туннелях, представленных на макете:


Многоуровневые убежища соединялись узкими переходами с разнообразными смертельными ловушками.
Маскируется все:  входы в туннель



вентиляционные отверстия


и, конечно, ловушки



Если раненного не добивали сразу,  а  пытались спасти, гибли от огня партизан еще несколько человек.
Лес наполнен хрестоматийными группами «охотников на привале»


и буднями оружейных мастерских


Из каждого  помещения есть узкий лаз на случай опасности


Для неместных туннели сильно расширены и можно обойтись без ползания на четвереньках


Американским пилотам был отдан приказ сбрасывать на этот район все неиспользованные при бомбардировках Севера бомбы, напалм и дефолианты. Провинция Кучи превратилась  в выжженую землю.

И все-таки человек неоднозначен. Вот коллекция ловушек. Некоторые прячутся в земле или слетают с небес    



Есть и те, что гостеприимно встречают за открывшейся дверью



На этом паршивеньком снимке на лицах читается лишь оценка «куда бы это могло приложиться» и желание быть подальше. Никакой пролетарской солидарности...


Возвращаясь из партизанских реалий, проходим магазин сувениров (поделки из гильз, банок от колы и пива и т.д.).
Тут же можно пострелять (выстрел=1 $). Но мы знаем, что все эти калаши, М-16 и пулеметы почти намертво прибиты к стойкам. Не интересно.
Путешествие в миры гуманизма и войны заканчивается. Впереди вечерний Сайгон.

Previous post
Up