Сижу в теньке, читаю, формирую так сказать неоднозначное отношение к заметкам Горбачева в двадцати метрах от памятника Ленину. люди ходят, катаются на роликах, едят мороженное. периодически подсаживаются и что интересно все занятые, торопятся хотя жара не столько даже не располагает к этому сколько сводит попытки быть деловым скорее к лицедейству. к свободному месту подбежали два ребенка, следом подошел родитель. дети искренне возбуждены и собираются кататься на роликах. мальчик спокойнее с оглядкой на свою подружку. она не стесняется, из разряда «весела и глумлива» при поправке на возраст естественно. следует череда взрывов смеха, криков и прочих радостей юности.
родитель спокойно начинает ее одевать в защиту и доставать ролики. и вот тут происходит занимательное. на заметку чтобы она в этот раз не махала так ручками с детской непосредственностью она заявляет что это в прошлом: она ведь теперь не птичка а ромашка. идиллическую картину нарушает пояснение: «у меня ведь фамилия романова - значит я ромашка». сообщает дитя на половину площади. «и у мамы тоже - и она ромашка, и папа ромашка!» и как бы это передать, остолбенеть на пару секунд заставляют даже не слова а какая-то уверенность без оглядки в произносимом. приопускает руки папа, столбенеет друг - видимо уже от реакции взрослых. девочка не моргает и глазом - ее вообще не занимает окружающая реакция: ну сказала и сказала. через секунду детский мир закружился снова.
заметки Горбачева в 88-м году о непоколебимом выборе миллионов людей уже как-то не воспринимались. я косился на всю эту картину и не мог даже как-то описать что меня ставит в тупик. ребенок сказал просто глупость чтобы понять которую ей нужно вырасти лет на десять или пятнадцать. понятно. реакция родителя на заявление ребенка тоже нормальная - ну мало ли сколько она будет говорить глупостей. но сколько лично мне приходится выслушивать откровенно таких же глупостей когда человек просто не понимает что говорит. просто не оглядывается на то какая будет реакция на эти слова, заявления, поступки. где проходит та черта когда можно спокойно пропустить откровенную глупость мимо ушей? где та черта когда за необдуманные - пусть неумышленные - слова наступает ответственность? если она вообще - ответственность? ведь какую бы боль - именно боль а не обиду - своими действиями человек ни причиняет он ведь не видит связи. что должен сделать тот кто одевал его и приопустил руку?.. человек этот в любом случае стоит на пороге нравственного поступка. пусть маленького или большого. но выпадает возможность его совершить. я вижу это. при недостатке опыта можно уйти от этики и руководствоваться эстетикой: например просто развернуться и уйти искать более подходящий тебе вариант. недавно имел возможность побеседовать с большим практиком метода перебора.. но если нет? я сидел в ощущении какой-то потерянности: я не могу сказать что есть хорошо и что есть плохо в этом вопросе. мне отчаянно не хватало ясности взгляда, я видел лишь контуры лица а не его черты.. а впрочем, а впрочем.. беседа с успешным «практиком метода перебора» дергает меня назад. какая разница что человек не может ответить на вопрос о добре и зле - даже в своей жизни? да это порок, да это характерная черта и слепо тыкаться носом во все тяжкие это реальная судьба. но какая разница?.. если скажем для этой девочки нет разницы..