Знакомимся с главными художниками и узнаем ключевые особенности направления.
В начале 1960-х годов, когда Нью-Йорк кипел от творческой энергии, группа смелых художников решила бросить вызов устоявшимся канонам искусства. Они считали, что современное искусство стало чересчур черствым, и искали новые пути выражения. Так родилось движение минимализма - направление, отвергшее излишнюю сложность и возвысившее простоту до уровня искусства.
Молодые художники, такие как Дональд Джадд, Роберт Моррис и Дэн Флавин, начинали свой путь в рамках абстрактного экспрессионизма. Но вскоре они почувствовали необходимость выйти за его границы. Под влиянием свежих европейских течений и заново открытых стилей они стали ставить под сомнение традиционные разделения между различными видами искусства.
«Не нужно, чтобы работа имела много вещей, чтобы посмотреть, сравнивать, проанализировать один за другим, чтобы созерцать. В целом, его качественное целое - это то, что интересно. Основные вещи одиноки и являются более интенсивными, ясными и мощными», - отмечал Дональд Джадд.
Выставка "Первоначальные структуры". Фотография. Открылась в 1966 году в Еврейском музее, Нью-Йорк, куратор: Кинастон Мак-Шайн (на фото работы художников: Сол Ле Витт, Роберт Моррис)
Одним из ключевых событий, ознаменовавших рождение минимализма, стала выставка «Первоначальные структуры» в 1966 году в Еврейском музее Нью-Йорка. Эта выставка представила работы Дэна Флавина, Сола ЛеВитта, Роберта Морриса, Карла Андре и Дональда Джадда. Геометрические и формально редуктивные произведения произвели фурор и получили широкое признание критиков.
К концу 1970-х годов минимализм достиг признания не только в Америке, но и в Европе. Этому способствовали музейные кураторы, арт-дилеры, публикации, а также новые системы государственной и частной поддержки искусства. Минимализм стал символом стремления к чистоте формы и идеи.
В чем особенность минималистского искусства?
Минимализм в искусстве представляет собой отход от традиционных представлений о том, что произведение должно нести что-то большее, чем само по себе. Зрителям предлагается видеть работу такой, какая она есть, и наблюдать, как она занимает пространство. Картины минималистов часто создаются с использованием простых форм и линий, сводя произведение к его основным качествам.
Это направление отдает предпочтение холодной сдержанности вместо драматизма. Художники использовали промышленные материалы для создания скульптур, подчеркивая анонимность и уходя от экспрессивной избыточности абстрактного экспрессионизма.
Художники и скульпторы избегали явного символизма и эмоционального содержания. Вместо этого они фокусировались на материальности своих работ. В центре этого движения лежит отказ от орнамента и репрезентации, оставляя зрителям минималистичные формы, которые отвергают идеалы модернизма и отстаивают простоту.
Сол Ле Витт "Стоящая открытая структура. Черная", 1960. Сталь, дерево, лак.
Характерные черты минимализма
Минимализм легко распознать по ряду отличительных черт:
- Упрощенные формы: Использование гладких, элементарных геометрических фигур. Отказываясь от биографических отсылок и метафор, минималисты стремились создать произведения, свободные от личного самовыражения, фокусируясь на чистом визуальном опыте.
- Монохромность: Приверженность однотонным и базовым цветовым палитрам придает работам нейтральность. Цвет служит для усиления воздействия произведения, а не для передачи эмоций или смыслов.
- Влияние конструктивизма: Интерес к русскому конструктивизму вдохновил минималистов на использование модульных конструкций и промышленных материалов, противопоставляя их традиционным ремесленным техникам. Редимейды Марселя Дюшана также подтолкнули художников к экспериментам со сборными материалами, размывая границы между искусством и промышленным производством.
- Применение промышленных материалов, а также акцент на физическом присутствии произведения заставляют зрителя взаимодействовать с работой на ином уровне. Масштаб, вес, гравитация и даже свет становятся средствами, через которые искусство общается со зрителем, вызывая физическую и визуальную реакцию.
Самые известные художники-минималисты
Стремясь освободиться от излишней эмоциональности и символизма, художники-минималисты создавали произведения, которые обращались лишь к самим себе. Они верили, что искусство не должно отсылать ни к чему, кроме своей собственной формы и присутствия. К началу 1960-х годов многие из них полностью отказались от традиционной живописи, обращаясь к объектам, которые не вписывались в общепринятые категории живописи или скульптуры.
Фрэнк Стелла
Фрэнк Стелла, переехав в Нью-Йорк в 1958 году, оказался под влиянием абстрактных экспрессионистов, таких как Джаспер Джонс и Барнетт Ньюман. Однако в его абстрактных работах отсутствовал метафорический и метафизический подтекст, характерный для их творчества. Стелла стремился к чистоте формы и цвета.
Фрэнк Стелла. Союз разума и скромности. Серия "Черная живопись". 1959
Его знаменитая серия «Черные картины» (1958-1960) произвела настоящий фурор в мире искусства. Концентрические полосы на холстах, натянутых на толстый деревянный каркас, агрессивно отделяли работы от стены, подчеркивая их материальность. Отсутствие следов кисти и абсолютная плоскостность стали эталоном для других художников. Стелла расширил границы живописи, превратив свои работы в объекты с характеристиками архитектуры и скульптуры, бросая вызов традиционным представлениям об искусстве.
Дональд Джадд
Дональд Джадд - один из главных теоретиков минимализма и новаторов в области галерейного пространства. Он выступал за оживление выставок путем нетрадиционного размещения объектов, в том числе вертикального подвешивания произведений на стенах.
«Стопки» Дональда Джадда
В течение 1960-1970-х годов Джадд создавал многочисленные версии своих безымянных работ, всегда сохраняя единый масштаб, но экспериментируя с цветами и материалами. Его цель состояла в том, чтобы произведения существовали в реальном трехмерном пространстве, а не изображали иллюзорную глубину или сюжет, как это было в традиционной живописи и скульптуре. Джадд стремился к чистоте формы, где объект является самим собой без дополнительных интерпретаций.
Роберт Моррис
Роберт Моррис исследовал простые геометрические формы в своих крупных скульптурах - кубах, параллелепипедах и других многогранниках. Его работы приглашали зрителя стать частью художественного процесса, взаимодействуя с произведением путем перемещения вокруг него.
В 1966 году Моррис опубликовал эссе «Заметки о скульптуре», где рассматривал процесс восприятия и взаимодействия с конструкцией. Он подчеркивал, как зритель интуитивно интерпретирует форму и пространство, делая акцент на личном опыте каждого человека при встрече с искусством.
Роберт Моррис. L-Beams, 1965
Постминимализм
Постминимализм - художественное движение, которое возникло в конце 1960-х - начале 1970-х годов и стало ответом на строгие каноны минимализма. Термин был введен искусствоведом и критиком Робертом Пинкус-Виттеном, чтобы описать новое направление, которое сочетало в себе элементы минимализма и стремилось расширить его границы.
После периода доминирования минимализма, характеризовавшегося простотой форм и беспристрастностью, художники стали искать новые способы выразить себя. Постминимализм позволил им вернуть в искусство эмоции и индивидуальность, не отказываясь при этом от достижений предыдущего движения.
Творцы этого периода создавали разнообразные произведения искусства. Некоторые из них акцентировали внимание на традиционных, выразительных аспектах - цвете, текстуре, символизме. Другие же, напротив, исследовали безличные и материальные представления, используя нестандартные материалы и техники. Ключевую роль в развитии постминимализма сыграли такие художники, как Ричард Серра и Тони Смит.
Тони Смит. Die, 1962. Сталь, промасленная отделка. 6 х 6 x 6 футов. Версия 1/3
Заключительные мысли
Закат минималистического движения в конце 1960-х годов не означал крах его идей. Напротив, это стало началом новой эпохи. Многие художники выбрали свой собственный путь, отказавшись от строгих рамок и правил. Постминимализм, с его разнообразием и свободой самовыражения, стал трамплином для множества последующих направлений в искусстве.
Близка ли вам эстетика минимализма? Делитесь в комментариях!
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой - искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».
Я веду блог
«(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В
подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал
«(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
•
Эрнст Гомбрих: возможно, главный теоретик истории искусства
•
4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства
•
Рене Магритт: мастер загадок на холсте
•
Музы и модели: таксы в искусстве