Рамбам и аль-Газали

Nov 08, 2016 09:06

Хотя это невозможно точно показать, представляется очень возможным, что Маймонид читал "Самоопровержение философов" и испытал его влиятие, формулируя противоречащие концепции Бога религии, дающего свободу воли, и Бога философии, ограниченного неизменностью природы (Наставник колеблющихся, анг. ed. by S. Pines [1963], cxxvii). Параллель между аль-Газали, пытавшегося в "Возрождении наук о вере" примирить ислам и суфизм, и Маймонидом, пытавшимся примирить ѓалалху и философию в "Наставнике", поучительна. Желание Маймонида написать всеохватывающее произведение по закону, включающее и неѓалахические аспекты, может быть также инспирировано структурой "Возрождения" аль-Газали. С.Харви указал на точные совпадения "Книги Знания" аль-Газали - первой книги "Возрождения" - и "Книги Знания" Рамбама, первой книги "Мишне Тора". Этот учёный, а также другие, показали, что на Маймонида оказали влияние также способы достичь Божества, предлагаемые аль-Газали, а также его концепты Божественной любви, духовного наслаждения и его представления о грядущем мире.
...
[Amira Eran (2nd ed.)]
Source: Encyclopaedia Judaica. © 2008
http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0007_0_07265.html

Ну и ещё там о влиянии аль-Газали на Йегуду Галеви и на "Эмуна рама" Аврагама ибн Дауда. А о более поздних и говорить нечего. "Ниша светов" переводилась на иврит как минимум дважды (по статье А.Элькаяма), а "Мнения философов" - трижды. "Опровержение философов" тоже переводилось, см. там в статье.
Это о том, существует ли средневековая еврейская философия.

Книгу "Возрождение религиозных наук" (первая четверть) можно скачать здесь http://vk.com/doc-18665550_310575214, посмотреть в предисловии аль-Газали план всей книги и сравнить с содержанием "Мишне Тора", особенно начала. Мне это бросилось в глаза, как только "Возрождение" попало ко мне в руки.

еврейская философия, ислам, Рамбам

Previous post Next post
Up