Трактату Меила вдогонку

Dec 05, 2004 18:58

Рамбам пишет в конце Законов злоупотребления храмовым имуществом (меила) так:
8:6. Каждый должен вдумываться в законы святой Торы по мере сил. Если же человек не поймёт смысла и причины какой-либо заповеди, пусть не пренебрегает ею, и пусть "не порывается взойти к Господу (простым путём), дабы Он не поразил его" (Шмот 19:24), и пусть не думает о ней, как о будничных вещах. Смотри, насколько строга Тора в законах злоупотребления! Дерево и камень, прах и пепел, после того, как Имя Владыки мира стало связано с ними, освятились, и всякий, кто воспользовался ими, пусть даже неумышленно, нуждается в искуплении. Тем более заповеди, указанные нам Всевышним - пусть не пренебрегает ими человек, даже если не понимает их смысла, и пусть не приписывает Всевышнему неправильного, и пусть не думает о них, как о будничном. [...] И пусть не думает человек, что "законы" (смысл которых тёмен) менее важны, чем "уставы" (смысл которых ясен). [...]
8:7 Как страдал царь Давид от еретиков и неевреев, которые нападали на "законы" и преследовали его ложными возражениями, выдуманными ими в соответствии с ограниченностью человеческого разума! А он лишь укреплялся в верности Торе, как сказано: "Пристают ко мне с ложью злодеи, но я всем сердцем храню Твои приказы" (Теѓилим 119:69), и ещё: "Все Твои заповеди верны. Преследуют меня с ложью, помоги мне!" (там же, 119:86).
8:8 А все законы жертвоприношений - это (не имеющие причин) "законы". Потому и сказали мудрецы, что "на Храмовом служении мир стоит" (Авот 1:2): в заслугу исполнения "законов" служения удостоятся прямодушные Грядущего мира [...]

Очень интересный текст. Не в обычае Рамбама пущать мараль в ѓалахическом труде, но здесь он даёт ответ рационалистической критике смысла заповедей. Кроме того, приводит очень интересное объяснение смысла жертвоприношений - "делайте, и вам воздастся". Да и мидраш Псалмов, взятый им, достоин внимания.
Но интереснее всего то, что отмечает рав Исер-Залман Мельцер в "Эвен ѓа-Эзель". Рамбам строит "каль ва-хомер": нельзя неправильно использовать храмовое имущество, поэтому нельзя неправильно толковать Тору. Но по мнению Рамбама, человек совершил "меилу", только если он получил от этого выгоду, а если он просто сделал что-нибудь неположенное с храмовым имуществом, он чист (другие ришоним так не считают)! А каль ва-хомер получается, только если мы выгоду не учитываем: порча (любая) храмового имущества равносильна порче (любой) слов Торы. Не считает же Рамбам, в самом деле, что если человек истолковал Тору превратно из чисто научного интереса, он не несёт ответственности перед Богом!
И вот рав Мельцер говорит, что этим каль ва-хомером Рамбам хочет сказать нам, что всякий толкующий Тору неправильно непременно делает это к своей выгоде, даже если он не имеет этого в виду: подсознание работает для нашей пользы.

талмудическое

Previous post Next post
Up