Стамбул Роб-Грийе: кинолокации L'Immortelle (1963) - часть 2

Oct 14, 2023 13:15

«Бессмертная» - один из самых сложных и интересных проектов, с которыми я работала. Десятки локаций, город радикально изменился - неприкасаемы лишь мечети и дворцы султанов, остальное сносится и переделывается, многие ракурсы невозможно повторить. Обычно я размещаю места съемок в хронологической последовательности, но в данном случае это не имеет смысла, так как кадры из одной сцены после фрагментарного анонса в прологе могут быть рассредоточены по всему фильму. Использована группировка по объектам.




L'Immortelle начинается и заканчивается видами крепостных стен Константинополя, построенных в начале V века во время правления императора Феодосия II. Символ еще одного вечного города Римской империи.




Машина едет в северном направлении, демонстрируются секции стен, расположенные рядом с крепостью Едикуле.




Полуразрушенные башни чередуются с теми, что турки отстроили заново, укрепили или пока только огородили.




Центральный объект фильма - дом в «Бейкёе», который арендует главный герой.
Особняк Ипсиланти на улице Гейдара Алиева в Тарабье, Сарыер.
Дом был построен в 1807 году и принадлежал влиятельному греческому роду Ипсиланти. Архитектор - Игнас Меллинг, турецкие источники, описывая дом, говорят о стиле Селима III.





С 1989 года и до недавнего времени здание занимал университет Мармара, но в настоящее время оно находится в аварийном состоянии, заброшено и закрыто сеткой. Особняк был включен в список исторических памятников еще в 1971 году, поэтому его должны реставрировать.




В фильме дом снят с воды, пассажирский катер не проходит так близко от берега, моя фотография сделана с набережной.




Окна комнаты Андре.




Слева историческая фотография 1879 года, я выделила сохранившуюся часть имения Ипсиланти, которую мы видим у Роб-Грийе. Справа фотография из сети, сделанная несколько лет назад, когда особняк еще не закрыли сеткой.




В прологе появляется кадр-анонс последней встречи главной героини с Андре до ее исчезновения. Мы видим Лейлу на стене крепости Едикуле, Семибашенного замка. Справа башня Подземелья (Zindan Kulesi). На моей фотографии запечатлены восточная стена крепости, справа - башня Подземелья, рядом с ней в лесах - входная башня.
Впервые крепость на этом месте появилась в первой половине V века и называлась Сastrum Rotundum. Современный облик и название Едикуле крепость получила в 1457-1458 годах, в первые годы после завоевания Константинополя. По приказу султана Мехмеда II к 4 башням Феодосиевой стены у Золотых ворот были добавлены три новых. В настоящее время крепость снова находится на реставрации и подняться на эти стены, к сожалению, нельзя.




Скриншот из основного эпизода этой встречи - Лейла и Андре идут по стене от Казначейской башни (Hazine Kulesi) в сторону башни Подземелья. На моей фотографии Казначейская башня и эта стена снизу.




Внутренний двор крепости Едикуле. Башня в лесах в фильме - башня султана Ахмеда III.
В этот момент Лейла говорит про реставраторов во дворе, что Византия - фальшивка, они занимаются ее строительством.




Мальчик зазывает главного героя на экскурсию. Вход в Тюремную башню (башню Подземелья).




Внутри Тюремной башни. Я не могу подняться выше, но объектив смотрит на те же секции башни.




Лейла на лестнице, ведущей к Входной башне. Воображаемая реконструкция встречи в замке.




Первая встреча Андре и Лейлы - бухта Истинье, ни одно строение на противоположной стороне не сохранилось. Справа историческая фотография из того же времени.





В третьей части фильма главный герой встречает в этом же месте другую пару. На заднем плане на скриншотах и архивной фотографии из сети судоверфь, давно прекратившая свое существование.




Кадры прогулки по Босфору, разбросанные по разным частям фильма.
Азиатский берег Босфора, на заднем плане Анатолийская крепость (Anadolu Hisarı). Крепость была построена в 1393 году в самом узком месте пролива. В 1452 году перед штурмом византийской столицы напротив Анадолухисары была возведена Румельская крепость (Rumeli Hisarı) - Румелихисары, после чего Босфор стал полностью контролироваться османами.




«Мечеть, которую вы видели в мечтах» - герои проплывают мимо мечети Бейлербейи, находящейся на азиатском берегу Босфора. Мечеть была построена в 1777-1778 годах во время правления султана Абдул-Хамида I, но позже переделывалась в XIX веке по приказу Махмуда II.




Когда Лейла второй раз произносит эту фразу, персонажи проплывают мимо мечети Ортакёй, которая к моменту съемок фильма уже несколько лет находилась в лесах в связи с реставрацией. Мечеть была построена в 50-х годах XIX века в стиле османского барокко. Архитектор - Никогос Бальян.




Барочный дворец османских правителей Долмабахче. Построен в 1842-1853 годах для султана Абдул-Меджида I. Архитекторы - Карапет Бальян и Никогос Бальян.




Долмабахче и европейский берег Босфора.




Руины дворца султана Абдул-Азиза Чыраган, сгоревшего в 1910 году. В настоящее время Чыраган-Палас - пятизвёздочный отель сети Kempinski, открывшийся в 1992 году после воссоздания дворца.




Кадры из финала фильма. Румельская крепость (Rumeli Hisarı) была построена за несколько месяцев в 1452 году и позволила - вместе с расположенной напротив Анатолийской крепостью - отрезать Константинополь от Чёрного моря. Ширина Босфора в месте между 2 крепостями составляет всего 660 м. В 1453 году Константинополь пал.




Румелихисары в 23-24 годах продолжает реставрироваться.




Мальчик смотрит на свой дом на улице Зайрек Мехмет-Паша в историческом районе Зайрек.




Андре в поисках Лейлы. В 2023 году в доме гречанки, подруги Лейлы, находится Ассоциация солидарности с беженцами и иммигрантами.
Окна современной реконструкции дома явно отличаются по размерам и положению.




Когда подруга Лейлы выглядывает в начале фильма из окна второго этажа, это другой дом, расположенный рядом с мечетью Календархане.





На этом перекрестке сохранились лишь дом из предыдущего момента да фрагмент старого кладбища рядом с мечетью.




Улица Зайрек Мехмет-Паша, вид в другую сторону. Дома на этой улице были реставрированы или, скорее, построены заново по образцу разрушившихся - мелкие различия бросаются в глаза.




Андре продолжает расспрашивать обитателей Зайрека. Лишь минарет мечети Зайрек (бывший монастырь Пантократора), доказывает, что это то же самое место.




Слева фотография из 60-х годов прошлого века, когда дом, куда приходит Андре, выглядел так же, как в фильме. Справа фотография примерно 2008 года, дома были снесены лет 12-15 назад.




Вид в другую сторону. Дом, возле которого сидит старик, снесен, но два других, зеленый и расположенный за ним, реконструированы по подобию тех, что были тут в прошлом.





Один из самых эффектных кадров картины, Андре стоит в начале переулка Хаджи Иззет-Паша. На заднем плане мечеть Долмабахче, находящаяся на европейском берегу Босфора. Мечеть построена в 1853 году по инициативе матери султана Абдул-Меджида, Безмиалем Султан, и входит в одноименный дворцовый комплекс. Стиль - османское барокко, архитектор - Карапет Бальян. Мечеть легко узнаваема по большим арочным окнам.
Я знала, что тут все изменилось, и понимала, что ничего не будет видно из-за растительности, но решила проверить возможности выше по холму и попробовать выйти на крышу здания-утюга. Увы, провал по всем пунктам, но я должна была попробовать :).
Справа мечеть Долмабахче, сфотографированная с улицы Инеболу.




Главные герои на скамейке в парке с видом на мечеть Долмабахче. В настоящее время это парк 10 Аралык Шехитлери и подобный вид невозможен. Во всяком случае, пока листья не облетели. Встретилась старая открытка в подобном ракурсе.





Андре безуспешно ждет Лейлу во дворе мечети. Позже он возвращается сюда в поисках девушки.
Двор мечети Султанахмет, построенной на том месте, где раньше находились императорский Большой дворец и трибуны Ипподрома Константинополя. Мечеть называют Голубой из-за изникских керамических изразцов с синими и голубыми орнаментами, использованных в дизайне интерьера. Почему-то крыша шадырвана, фонтана для ритуального омовения, теперь выглядит иначе, хотя на исторических изображениях она такая же, как в фильме. Возможно, во время недавней реставрации вернулись к какому-то более раннему варианту.




Вход в Голубую мечеть, предназначенный только для мусульман.




Кинообман. Когда главная героиня моет ноги во дворе мечети, нам показывают фонтан для омовения, находящийся на самом деле во дворе Айя-София.




Двор мечети Султанахмет в другом ракурсе. Голубая мечеть была построена по приказу султана Ахмеда I в 1609-1616 гг. Архитектор - ученик Мимара Синана Седефкар Мехмед Ага.




Главные герои выходят из Голубой мечети. Это исторический вход, через который султан мог въезжать на лошади. Цепь была повешена, чтобы даже султан склонялся перед Аллахом.




Стена, ограждающая территорию Голубой мечети, герои идут по площади Султанахмет.




Андре выходит из Голубой мечети, куда возвращался в поисках Лейлы. В кадре парадный вход, джумле капысы.




Снаружи Голубая мечеть показана лишь однажды, в конце фильма, ее сразу можно узнать - в Стамбуле тогда была только одна мечеть с 6 минаретами. Подобный вид давно нельзя повторить: на пустыре, по которому идет персонаж Дониоль-Валькроза, выросли деревья. Интересно, что в «Из России с любовью» используется такой же ракурс, только в кадр попадает еще мечеть Фируз-Ага.




Когда герои находились во дворе, это была Голубая мечеть, но когда они переступали порог, то оказывались в мечети Беязыт (Баезид, Баязид). Это вторая крупная мечеть, построенная в Константинополе после его завоевания, еще в начале XVI века.
Туристы в Стамбуле могут заходить в мечети, но лишь в специальное пространство - несколько метров от входа, отделенные перегородкой. Камера у Роб-Грийе всегда находилась на запретной для современных посетителей территории и обычно смотрела в сторону входа.
Мукабарийа мечети Беязыт - платформы для муэдзинов. Мне приходится делать фотографию с другой стороны.




Франсуаза Брион стоит в хюнкар махфили мечети Беязыт - той части мечети, где молились султан и члены его семьи. В данном случае я смотрю в ту же сторону, что и камера в фильме, но фотографирую издалека, с другой стороны мечети.





Главная героиня сидит между мукабирийа и колонной (подобных колонн в мечети всего 2, на середине границ между центральным и боковыми нефами). На моей фотографии та же колонна, но я могу фотографировать только в обратном направлении. Мукабирийа вне поля зрения, справа и сзади от меня, а в правом верхнем углу видно хюнкар махфили. Добавляю более общую фотографию с минбаром и михрабом. Обращает внимание, что ковер мечети сохраняет тот же дизайн, что был 60 лет назад.




Еще одна полностью изменившаяся улица, ее можно узнать только по минарету мечети Селиме Хатун, в честь которой она названа. Бейо(г)лу.




Площадь рядом с мечетью Фатих появляется впервые после исчезновения Лейлы. Эти кадры больше всего напоминают «Мариенбад», не хватает только нарисованных теней, персонажи так же статичны. Когда я начала изучать фильм, я далеко не сразу догадалась, что это комплекс мечети - Роб-Грийе снимал с высокой платформы, и в кадре в основном только эспланада. Мечеть, названная в честь покорителя Константинополя Мехмеда II (Фатих означает «завоеватель») появилась на этом месте во второй половине XV века, но ее неоднократно разрушали землетрясения. Современная мечеть построена в конце 18-го столетия при султане Мустафе III. В 2009-2021 годах была проведена крупномасштабная реставрация кюллийе (комплекса мечети и вспомогательных построек), и площади по обеим сторонам от мечети выглядят теперь немного иначе.




Настоящая похоронная процессия, которую не имели права остановить полицейские, обеспечивающие охрану площади во время съемок: хоронили высокопоставленного офицера. Роб-Грийе скомандовал: «Мотор!» и эпизод органично вписался в пространство фильма.




Это тоже площадь перед мечетью Фатих, но в южной части, где находится кладбище мечети. Только тут я обнаружила, что фотографии сквозь решетку, которые мне нужны для другого эпизода, теперь сделать нельзя: окна дополнительно закрыли непрозрачным пластиком или стеклом. Полосатое здание за стеной, между мечетью и кладбищем, - библиотека.




Эпизод на кладбище мечети Фатих, о котором я упоминала в предыдущем абзаце.




Снова стена кладбища, вид в другую сторону. Третья часть фильма, когда Андре встречает в нескольких местах «двойника» Лейлы.




Вход на кладбище и фонтан Ахмед-Паши.




После эпизода на площади мечети Фатих в фильме неожиданно появляется секундная врезка с видом на комплекс Сулеймание. Здание под куполом - дарюлкурра, школа для изучения Корана, построенная, как и весь комплекс, Мимаром Синаном. В центре кадра из фильма вдали заметна Галатская башня.




Главный герой уходит вниз по переулку между кухнями (имарет - справа) и больницей (дарюшшифа) комплекса (кюллийе) мечети Сулеймание. Этот эпизод не согласуется с предыдущими, я догадалась, где это, потому, что уже видела этом место в Le Orme Л.Баццони (скриншоте справа). В последние годы здесь все на реставрации, а здания внизу переулка снесены.




Пирс Каракёй. Причал с тех пор несколько раз заменялся другими конструкциями, никаких кафе по периметру пристани давно нет, как и свободного прохода в этой зоне. На заднем плане в фильме видны предыдущий Галатский мост, два минарета Новой мечети Валиде-султан и башня Беязыт.




Главный герой ждет девушку. Камера поворачивается западнее и на заднем плане видны минареты Сулеймание.





Лейла идет по пирсу Каракёй. Здания на набережной в основном сохранились.




Еще одно совпадение с Бондианой - главный герой плывет на лодке в Цистерне-Базилике, крупном византийском водохранилище, построенном в Константинополе в VI веке. В этом зале 336 колонн.
А потом в фильме Андре выплывал сразу в Босфор рядом со своим домом).





Руины византийского императорского дворца Буколеон (Вуколеон) в фильме, в 1900 году и в 2019 (фото из сети). В настоящее время полностью закрыт лесами, не удивлюсь, если скоро у него появятся недостающие стены и крыша. Сами же турки часть дворца и разрушили в 19 веке, когда строили железную дорогу, которая ведет к вокзалу Сиркеджи.





Главный герой встречается с Лейлой, а потом безуспешно ждет ее на кладбище Мысыртарласы в Эдирнекапы (Edirnekapı Mısırtarlası Mezarlığı) рядом с Феодосиевыми стенами, на заднем плане на втором скриншоте виден минарет мечети Михримах-султан. В наши дни кладбище окружено стеной и заросло деревьями, подобные виды невозможны. Фотография из сети.




Главный герой отправляется навстречу своей судьбе. Он проезжает мимо кладбища Мысыртарласы в Эдирнекапы.

Начало - рецензия на фильм - здесь.

french cinema, 2023, istanbul, film locations, filming locations, travelling

Previous post Next post
Up