Окольцованное «Белое кольцо»...

May 23, 2012 11:23

Оригинал взят у alek_epstein в Окольцованное «Белое кольцо»...



Инсталляция Алексея Кнедляковского и Лусинэ Джанян «Белое кольцо» является едва ли не лучшим и наиболее адекватным отражением наиболее радикальных протестных настроений, разделяемых немалым числом граждан, коим больно видеть, как Россия возвращается к православному самодержавию. Перед началом фактически четвертого срока Владимира Путина во главе страны боль и отчаяние тех, кто надеялся на превращение России в страну исправно функционирующих институтов, а не царя, «в ручном режиме» пытающегося управлять самой большой страной на земле, вызвали существенную радикализацию взглядов в кругах тех, кого стали именовать рассерженными горожанами.


Цензурный запрет демонстрации этой работы, о котором рассказали и ее авторы, и независимые журналисты, является логическим продолжением увольнения главного редактора российского журнала «Коммерсант-Власть» Максима Ковальского после публикации статьи «Яблочный пуй», проиллюстрированной фотографиями с резкими высказываниями в адрес Владимира Путина (первое фото до сих пор доступно на сайте издания,  второе было постфактум отретушировано). Удивительно, что цензоры не понимают, насколько данными скандалами они лишь способствуют дальнейшей радикализации общества и усилению протестных настроений; так, количество людей, порекомендовавших статью «Яблочный пуй» в сети «Facebook» превысило семьдесят пять тысяч, тогда как передовицу на ту же тему в том же номере того же журнала, озаглавленную «Победа единовбросов», порекомендовали лишь чуть более тысячи человек.

Аналогично и тут: скандал с запретом инсталляции Алексея Кнедляковского и Лусинэ Джанян уже стал самым резонансным событием киевской «Арсенале», и наряду с погромом, учиненном 19 мая на выставке, организованной киевским Центром визуальной культуры и посвященной гей-семьям, это создает крайне негативный образ столицы Украины - очень дорогого для меня города, где я больше десяти раз бывал и где у меня вышли две книги и многие статьи - в глазах людей, ценящих ценности свободы и культурного плюрализма.



Хуже всего то, что это оказывается системной проблемой: Центр визуальной культуры был недавно изгнан из Национального университета Киево-Могилянская академия, а кураторам проекта «Апокалипсис и возрождение» не удалось найти ни одной площадки, которая была бы готова принять инсталляцию Алексея Кнедляковского и Лусинэ Джанян после запрета ее экспонирования в помещении Музея русского искусства. Музей этот, кстати, находится на улице, долгое время носившей имя Ильи Репина - одного из самых социально неравнодушных русских художников, автора полотен «Арест пропагандиста», «Бурлаки на Волге» и многих других.



Картина Ильи Репина «Арест пропагандиста», 1889 г.



Работа Лусинэ Джанян «Картонный ОМОНовец арестовывает картонного протестующего», 2012 г.

Подобно тому, как неусыпная цензура, оберегавшая самодержавный строй, запретила демонстрировать картину Ильи Репина «Отказ от исповеди» на передвижной выставке 1884 года, так и сегодня на улице, носившей его имя, запрещают антиклерикальные и антисамодержавные работы художников наших дней - и можно лишь горько сожалеть о том, насколько невыученными властями остаются уроки истории…

Алек Д. Эпштейн, доктор социологических наук, автор книг «Полиция мыслей. Власть, эксперты и борьба с экстремизмом в современной России», «Тотальная Война. Арт-активизм эпохи тандемократии» и других.

Лу, выставка, культура, ё-моё, искусство

Previous post Next post
Up