Шоколадный апокалипсис.

May 17, 2012 13:04



15 мая в "Шоколадном доме" в Киеве состоялось открытие проекта "Апокалипсис и возрождение". Автор проекта - один из самых известных современных русских художников и кураторов Олег Кулик. Проект «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме» находится в диалоге с кураторским проектом Дэвида Эллиотта «Лучшие времена, худшие времена - возрождение и апокалипсис в современном искусстве», составляющий основную программу Арсенале 2012. «Шоколадный дом», особняк начала 20 века, обветшавший символ сладкой жизни, стал застывшей метафорой мира на грани катастрофы.

Олег пригласил меня к участию в своём проекте ещё в марте. Почти сразу родилась идея создания инсталляции - "Белого кольца", состоящего из сотен маленьких фигурок с плакатами, реальными плакатами с реальных протестных митингов в России последних лет. В одиночку такую работу сделать очень тяжело и я попросил lusine_djanyan принять участие. Она согласилась, и это стало нашей первой овместной работой в качестве художников.

Работа продолжалась два месяца почти ежедневно. Нами было собрано и обработано огромное количество материала. Особое внимание было уделено многотысячным митингам Болотной и Сахарова. Мы обменивались информацией с кураторами, согласовывали отдельные моменты, делились с ними эскизами. Заканчивали работу мы уже в Киеве - прямо на монтаже дописывали некоторые лозунги.

Если говорить об инсталляции кратко, то я сказал бы, что мы перенесли настоящий живой протест в пространство галереи. Мы заморозили его, разбили на цветовые пятна, расставили эмоциональные акценты, выражающиеся в текстовых надписях на плакатах. Мы превратили протест в бутафорию. Вычленив его художественную часть, мы постарались сконцентрировать внимание именно на ней. И, как нам кажется, у нас это получилось.

Увидев собранную инсталляцию Олег Кулик охарактеризовал её как "очень трогательный город". Именно этой трогательности мы и старались добиться. Иногда нам казалось, что работа получается даже излишне добрая, игрушечная.

Однако, буквально за час до открытия выяснилось, что у украинских чиновников от искусства другой взгляд на мир.

Мы закончили монтаж в 9 утра, за 6 часов до открытия выставки. Сделав небольшой перерыв на сон, в 13:00 мы снова пришли в "Шоколадный дом". Оказалось, что открытие запланировано на 15:00 и примерно в 13:30 мы отправились пообедать. Вернувшись мы обнаружили, что из нашей инсталляции исчезло 16 ключевых объектов. Это были растяжки и одиночные плакаты, которые "держали" отдельные значимые части инсталляции или расставляли нужные акценты.

Исчезновение объектов не оставляло никаких сомнений - наша работа подверглась цензуре. Экспонировать инсталляцию в таком виде мы посчитали невозможным, о чём я и сообщил Кулику. Олег сказал, что он согласен с моим мнением и предложил сделать официальное заявление для прессы.

Мы с Лусинэ сообщили собравшимся журналистам о факте цензуры, не называя прямо имён цензоров и заявили о том, что инсталляция будет демонтирована нами.

Сейчас я хотел бы сделать ещё одно заявление.

Мы считаем акт цензуры в отношении нашей работы актом вандализма, поскольку не видим никакого логического смысла в изъятии объектов, кроме одного - уничтожение значительной части визуальной составляющей проекта.

Мы считаем, что это было сделано руками людей разбирающихся в искусстве и знающих что они делают и с какой целью.

По имеющейся у нас информации к вандализму причастен Юрий Вакуленко - директор Киевского музея русского искусства.

Мы выражаем признательность лично Олегу Кулику за возможность принять участие в столь масштабном и серьёзном проекте. Ирине Стеблинец, Заряне и Владу - за радушный приём и организацию нашего пребывания в Киеве. Mironova Gallery - за реализацию проекта, связавшего воедино украинских и русских художников.

P.S. Произошедшее невольно навело меня на мысль о том, что даже коммунисты поступали с произведениями искусства гуманнее. А, казалось бы, что им стоило замазать на "Торжественном заседании Государственного Совета" Ильи Репина, например Победоносцева, про которого в БСЭ было написано буквально следующее: "реакционер, яростный поборник самодержавия, вдохновитель самой чёрной дворянско-крепостнической реакции 80-90-х гг., вождь воинствующего мракобесия и черносотенства, злейший и активнейший враг не только социализма, но и буржуазной демократии. … проводил политику жесточайших преследований старообрядцев и сектантов и притеснения всяких иноверцев." Или они могли бы замазать Сергея Юльевича Витте, писавшего тогдашнему министру внутренних дел: "Для вящего устрашения лиц, стремящихся посеять смуту, Совет министров признал полезным ныне же сформировать на главнейших узловых станциях особые экзекуционные поезда с воинскими отрядами, которые в случае надобности могли бы своевременно быть отправлены на линию для водворения порядка".

Ссылки на репортажи с выставки:
http://photo.unian.net/ukr/themes/32115
http://www.bagnet.org/news/showbiz/183050
http://life.comments.ua/2012/05/14/338411/shokoladniy-dom-kieve.html
http://mignews.com.ua/ru/photo/109806.html
http://24tv.ua/home/showSingleNews.do?v_stolitse_otkryilas_vyistavka_sovremennogo_ukrainskogo_i_russkogo_iskusstva&objectId=218554&lang=ru
http://ianp.com.ua/ru/news/mind/read/20143?page=4#gallery
http://ukrafoto.com/reportages.php?id=13344&lng=russian

общество, Украина, выставка, цензура, искусство

Previous post Next post
Up