Запрет частного старательства в СССР и образование «теневого рынка» золотодобычи, начало социально-экономического кризиса в удалённых золотоносных провинциях (1954-1991гг.)
После смерти Сталина, в 1954 году, по мнению высокопоставленных партийных функционеров, потребность в золоте для СССР «стала меньше», и цена, которую платили вольноприносителям и старателям, должна была сократиться (уже тогда, в обстановке относительного геополитического спокойствия, наметились черты будущего «застоя»). Для частных старателей отменили «боны». Цена за грамм золота снизилась в несколько раз. После этого вольноприносительство (как честный труд) потеряло «экономическую привлекательность» для государственной идеологии и социально-экономического развития социалистической системы (так считали некоторые партийные руководители во главе с Н. Хрущёвым). Частный промысел пришёл в упадок, и желающих им заниматься стало меньше.
В 1956 году государственные золотоприемные кассы закрылись. Вместо них появился «черный рынок», на котором скупщики стали покупать у частных старателей уже нелегально добытое золото. Образовался «теневой» сектор золотодобывающей отрасли страны. Началась криминализация золотодобывающих регионов. Тогда же начался отток населения из северных, сибирских и дальневосточных регионов СССР.
К началу 1961 года нелегальный оборот золота достиг значительных размеров (10-15% от легальной добычи), и Н.С. Хрущев предложил ужесточить уголовную ответственность за валютные операции, в том числе с золотом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении уголовной ответственности за нарушения правил о валютных операциях" от 01.07.61, статья 88 пополнилась смертной казнью. Несколько крупнейших «валютчиков», работавших с золотом, были расстреляны. Для борьбы с нелегальным оборотом золота были созданы специальные подразделения. Однако нелегальный оборот золота продолжался, хотя и в меньшей мере. Главным в нелегальном обороте стало золото, добытое на предприятиях.
При плановой золотодобыче в СССР, нередки были «эпизоды», когда при недостаче «нормы золотодобычи», руководство государственного золотодобывающего предприятия «выезжало в тайгу» для скупки золота у нелегальных частных старателей.
В связи с ужесточением законодательства СССР, усилился отток населения из золотоносных провинций. Часть населения, которому «некуда» было уёзжать, за не имением рабочей альтернативы, всё так же нелегально добывало золото, «сдавая» его скупщикам. Криминализация золотодобывающих регионов ещё больше усилилась, появились криминальные группировки, скупающие шлиховое золото у местного населения. Увеличилась и коррупция, связанная с «теневым сектором» золотодобывающей отрасли («Центр» далеко, а в глубинке все «свои»…).
Усугубление социально-экономического кризиса в золотоносных провинциях Российской Федерации, усиление «теневого рынка золота» и коррупции, «противостояние» различных групп на фоне обсуждения легализации частного старательства (1992-2017гг.)
В начале 90-х годов в результате экономического кризиса, крупные градообразующие золотодобывающие предприятия начали закрываться. В северных, сибирских и дальневосточных поселках начались серьезные проблемы (вплоть до голода). Нелегальные скупщики остались «единственной помощью» большинству населения удалённых районов. Шлиховое золото скупалось у населения за 30-50% его стоимости. В некоторых посёлках население поголовно занимается нелегальной золотодобычей (за неимением рабочей альтернативы и для «выживания»). В золотоносных провинциях появились национальные криминальные группировки («Ингушзолото»), которые со временем, подмяли под себя большую часть нелегальной золотодобычи.
На фоне развала СССР, крупнейших политических и социально-экономических проблем, обнищания населения (наиболее затронувшее северные, сибирские и дальневосточные регионы), стала происходить «борьба» по вопросу легализации частного золотого старательства в России. На стороне легализации частного старательства встали лица радеющие за государственные и гражданские интересы (начиная с губернаторов и кончая главами районов золотодобывающих регионов), ученые, политики и государственные служащие (большая часть), - на стороне «запрещения» оказалась часть бывших и действующих руководителей государственных золотодобывающих предприятий, чиновников ответственных за геологоразведку, и лиц, не заинтересованных в легализации частного промысла (криминальные группировки и представители «теневого рынка золота»).
Чтобы как-то улучшить ситуацию в 1992 году правительством РФ принято постановление о разрешении гражданам РСФСР добывать золото.
Постановлением Правительства РФ от 4 января 1992 г. № 10 добыча драгоценных металлов и камней разрешена юридическим лицам и гражданам РФ: «Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Разрешить добычу драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации всем юридическим лицам и гражданам Российской Федерации».
Это Постановление было важным шагом для восстановления вольноприносительства, так как разрешало добывать золото гражданам РФ.
Но это были лишь половинчатые меры, не были проработаны вопросы контроля и регулирования, льготы и многие другие инструкции (что, в конечном счёте, привело к деградации этой инициативы).
В 1995 году, в Магаданской области открыты золотоприемные кассы.
В 1996 году золотоприемные кассы открыты в Республики Бурятия.
В 1996году, в России принят новый уголовный кодекс. В нем появилась
статья 191, по которой "Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, .... в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов..." являются уголовно наказуемыми. В обстановке социально-экономического кризиса, эта статья превратила любые формы вольноприносительства в РФ в уголовное преступление. Это было деструктивное решение (которое со временем должно получить свою историческую правовую оценку), это решение прекратило декриминализацию золотодобывающей отрасли, и ещё больше усилило «теневой сектор» и коррупцию.
В 1998 году было принято ещё одно деструктивное решение в Законе «О драгоценных металлах и камнях», которое ограничило права граждан РФ. В законе добыча золота разрешена только юридическим лицам: - …«Добыча драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии)».
1999 год. Золотоприемные кассы, открытые в 1995-96 гг., были закрыты.
В 2002 году губернатор Красноярского края А. Лебедь разработал изменения и дополнения в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Согласно законопроекту предлагалось добывать и производить драгоценные металлы и драгоценные камни не только организациям, но и физическим лицам, прошедшим государственную регистрацию и получившим лицензии. Законопроект был внесен в Госдуму. Его поддержал губернатор Магаданской области В. Цветков.
Проект рассмотрен Госдумой и принят в первом чтении с небольшими поправками.
2003.04.11. Госдума практически единогласно приняла законопроект во втором чтении.
2003.04.23 Госдума в третьем чтении приняла законопроект. Верхняя палата Думы законопроект одобрила. Однако законопроект не вступил в силу и был отправлен на доработку (причины те же - контроль и регулирование).
Доработка законопроекта не состоялась. В конце мая Госдума на пленарном заседании приняла решение снять с дальнейшего рассмотрения законопроект, который не понравился президенту и требовал доработки.
В 2004-8 гг. социально-экономические проблемы в северных, сибирских и дальневосточных регионах продолжали усугубляться. Из-за отсутствия работы люди продолжали уезжать. В одной магаданской области население сократилось в три раза, не лучшее положение было и в других удаленных регионах. Милицейские сводки из золотоносных провинций уже пестрят данными о поимке многочисленных «перевозчиков» шлихового золота (вес «найденного золота» в некоторых случаях достигает десятки килограмм). На золотодобывающих предприятиях фиксируются кражи драгметалла и бандитские нападения. По журналистским расследованиям, преступные сообщества кроме непосредственной скупки, стали «брать в аренду» участки техногенных месторождений, на которых «разрешают» местному населению производить промывку, с последующей скупкой у них драгметалла. Нередко, «предприниматели» легально взявшие в аренду для разработки участки россыпей ставят там «бутафорскую» технику, а сами скупают шлиховое золото у частных нелегальных старателей.
2009.03.13. Президент Д. А. Медведев поручил правительству РФ проанализировать возможность разрешить золотодобычу физическим лицам с учетом борьбы с безработицей в стране.
2010.09.20 члены Совета Федерации внесли в думу законопроект «О добыче золота индивидуальными предпринимателями» № 429535-5.
2011.01.25 законопроект № 429535-5 принят Госдумой в первом чтении практически единогласно. Однако в законопроект внесено уточнение, в соответствии с которым для работы предоставляются "участки недр, в которых по заключению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа запасы россыпного золота не превышают 10 килограммов".
Уточнение делает законопроект бесполезным, так как "запасы" по российским законом, это то, что разведано, подсчитано и поставлено на госбаланс. Участков с запасами меньше 10 кг на всю страну несколько сотен и большинство из них для вольноприносителей не подходят по горно-техническим характеристикам.
2011.12.07 по предложению президента Д.А. Медведева в статью 191 УК РФ внесена смягчающая поправка. В соответствии с поправкой уголовное наказание по статье 191 предусматривается
только при совершении преступления в крупном размере.
2013 год, март. Законопроект № 429535-5 «О добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями» включен в примерную программу работы Думы. Рассмотрение не состоялось.
2013 год, сентябрь. Законопроект № 429535-5 «О добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями» включен в примерную программу рассмотрения Думой на ноябрь месяц. Рассмотрение не состоялось.
2014 год, май. Инициативная группа депутатов районного Совета МО "Бауновский эвенкийский район" написала обращение к Членам Совета Федерации РФ с просьбой ускорить рассмотрение законопроекта №429535-5.
2015.06.18 в рамках "круглого стола" состоялось обсуждение поправок к законопроекту №429535-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и другие законодательные акты Российской Федерации (о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями). Обсуждение проблемы инициировал М.В. Слипенчук по просьбе депутатов Баунтовского района Бурятии.
2015 год, октябрь. Пресс-служба губернатора Магаданского региона сообщила, что Государственная дума рассмотрит в очередной раз закон «О недрах» с необходимыми поправками, в том числе и о свободном приносе золота. Согласно данным изменениям Колыма должна была стать первым тестовым регионом в этом направлении. Пресс-служба также сообщила, правительство планирует отдать физическим лицам в разработку участки, от которых отказались крупные предприятия ввиду их нерентабельности и незначительных запасов золота. Должен был также рассматриваться вариант разработки отвалов, ранее переработанных промышленными предприятиями.
Второе чтение законопроекта № 429535-5 включено в примерную программу работы Думы на ноябрь. Рассмотрение законопроекта не состоялось.
Как комментирует один из чиновников министерства: «Разрешение добычи россыпного золота индивидуальным предпринимателям имеет для Магаданской области, прежде всего социальное значение, связанное с созданием новых рабочих мест без дополнительных инвестиций, что снизит социальную напряжённость в регионе, сделает нашу территорию привлекательной для притока населения». Аналогичной точки зрения придерживаются и власти Республики Саха. Согласно утверждениям депутата Законодательного собрания региона Федорова Виктора, разрешить свободную добычу золота - это значит позволить гражданам РФ, жителям Якутии и других регионов, осуществить свое конституционное право на работу, легализовать огромный теневой бизнес в данной сфере. Как он сказал: «Как только законопроект будет внесен в наше Заксобрание, мы его обязательно поддержим, потому что он будет иметь только положительный эффект для Якутии». По мнению Александра Кугаевского - директора финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета, свободная добыча золота обязательно приведет к развитию промышленного туризма и притоку рабочей силы в регионы добычи. Из всех областей России люди потянуться в Якутию и Магаданскую область на прииски. Кроме этого он уточнил: «Но надо детально продумать все нюансы: приемку золота, как и куда люди будут сдавать добытое, обеспечить безопасность старателей».
В феврале 2016 года ученые из Красноярска также поддержали закон о свободной добыче. Учёные считают, что возрождение добычи драгоценных металлов силами частных старателей позволит вывести из тени существенную долю современного нелегального бизнеса в этой сфере. Специалисты общественной палаты Забайкальского края также считают, что запрещая частную добычу золота, правительство способствует становлению преступной власти и росту коррупции. И, наоборот, разрешение вольного старательства позволит создать новые рабочие места, будет способствовать самозанятости, привлечёт в регионы квалифицированные кадры.
В этот период (как и раньше при обсуждениях) своё слово высказали противники легализации частного золотого промысла. Зачастую ими используются СМИ, через которые у обывателей складывается неверное представление о частном золотом промысле и в заинтересованности в нём государства. Например: Роман Щербаков, горный инженер и депутат Законодательного собрания Забайкальского края: - «У любой медали есть две стороны. Казалось бы, разрешить населению самостоятельно добывать золото - прекрасная инициатива, которая даст людям возможность зарабатывать и кормить семьи, остановит отток населения. Но, с другой стороны, нужно понимать, что правоохранительные и надзорные органы, а также муниципальные власти в регионах зачастую не готовы к тому объёму работы, который будет связан с вольноприносительством, что неизбежно приведет к массе проблем». Среди других недостатков частной практики старательства Щербаков видит и существенный ущерб окружающей среде и природе. Он поясняет: «Крупные артели несут ответственность перед экологией и после добычи производят рекультивацию, отслеживать которую гораздо легче, чем проследить за тем, где и как работают сотни частников». Не менее существенной проблемой, к которой приведет свободная добыча золота, Щербаков видит рост бандитизма и числа краж: «На артелях, найденное золото находится под охраной, риск его воровства невелик. Конечно, что-то утекает на сторону, но основная масса официально проходит через банк. Сможем ли мы добиться этого при вольном приносе? Вряд ли. Золото будет уходить в сторону, на черные рынки, прежде всего в Китай. Появятся перекупщики - криминал, бороться с которым будет трудно, в том числе из-за нехватки сил у правоохранительных органов». Определённые опасения вызывает и возможность официального трудоустройства золотодобытчиков, их честность в сфере уплаты ими налогов. По мнению представителей Союза старателей России (председатель В.И. Таракановский), который ранее выступал против передачи разрешения на добычу частным лицам, создание большого числа единоличных организаций может вызвать определённое «расхолаживание отрасли» (данный Союз представляет интересы золотодобывающих предприятий, т.е. это «заинтересованное лицо»). В Минприроды Магаданской области отмечают: «Добыча россыпного золота индивидуальными предпринимателями вызывает ряд вопросов у представителей Росприроднадзора в отношении контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Также предстоит урегулировать вопросы, связанные с сохранностью и реализацией добытого индивидуальными предпринимателями россыпного золота». Особый страх в министерстве вызывают возможные проблемы с экологией и безопасностью работ, связанные со смягчением законодательства в отношении добычи россыпного золота. Тем не менее, там уверены, что подобные риски сводятся к минимуму, поскольку «в соответствии с условиями пользования недрами, закрепленными в лицензии, до начала добычных работ должен быть составлен технический проект отработки месторождения, включающий главы по охране окружающей среды и безопасному ведению горных работ…»…
В феврале 2016 года Минприроды Российской Федерации предложило новый закон, который предлагал разрешить добычу россыпного золота частникам. По данному законопроекту физические лица могут самостоятельно участвовать в разработке золотых россыпей на участках, учтённых госбалансом, запасы которых не превышают 10 кг. Для проведения работ индивидуальные предприниматели обязаны оформить соответствующую лицензию. Также этот закон подразумевает, что частники получают право на разработку приисков исключительно собственными силами. Разработка должна вестись на глубине не более 5 метров, без привлечения машин и оборудования, за исключением ручного инструмента. При этом создание и согласование никакой технической документации не требуется. Согласно законопроекту Правительство Российской Федерации определит список регионов, где будет дано добро на вольный принос. В настоящее время, этот закон находится на рассмотрении и утверждении Правительства РФ, после чего будет направлен в Государственную думу.
23 мая 2017 года. Законодательство об ответственности за незаконную добычу полезных ископаемых необходимо ужесточить, также следует изменить сроки давности по возбуждению административных и уголовных дел по таким правонарушениям. К такому выводу пришли участники "круглого стола" в Госдуме, посвященного вопросам правового обеспечения борьбы с незаконной добычей полезных ископаемых.
Согласно экспертным оценкам, предоставленным комитетом Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, объем незаконной добычи золота составляет 10 тонн на сумму 140 млрд рублей в год.
"Воруют все, что буквально лежит под ногами, государству причиняется многомиллиардный вред. Черные предприниматели разрабатывают не только общераспространенные полезные ископаемые - песок, гравий, торф, но также остро стоит вопрос о незаконной добыче янтаря, золота и алмазов", - отметил член комитета Александр Ищенко ("Единая Россия").
Бурная нелегальная деятельность приносит огромную прибыль отдельным бизнесменам и чиновникам, наносит огромный ущерб регионам, страдают добросовестные недропользователи, которые испытывают огромное давление на рынке со стороны нелегальной добычи, сказал депутат.
"…Ответственность за незаконную добычу просто несоизмерима с размерами доходов криминальных структур от их преступной деятельности", - сказал член Совета Федерации от Забайкальского края Степан Жиряков. «Борьба с этим злом должна быть комплексной и направлена на создание условий для легальной занятости граждан с одной стороны, с другой - на ужесточение наказаний и контроль за незаконной добычей полезных ископаемых», добавил он.
Обсуждение легализации «вольного приноса» золота обсудили на совместном заседании Межпарламентского объединения «Парламентская ассоциация Северо-Запада России» и Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» в Благовещенске. Бурятию на форуме представили депутаты, председатели Комитетов Народного Хурала Анатолий Кушнарев и Цыденжап Батуев.
2017.07.31 МПР предложило новую редакцию законопроекта и разместило ее в Интернете для обсуждения до 18 августа. (
Читать редакцию МПР 2017 г). Решается вопрос о внесении изменений в закон РФ «О недрах» и ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», для того чтобы стала возможна добыча золота в России физическими лицами.
В сентябре окончились публичные консультации, и доработанный по итогам общественных обсуждений документ был одобрен институтом ОРВ - оценки регулирующего воздействия и подан на рассмотрение в Правительство РФ.
В октябре в Совете Федерации прошло совещание, на котором парламентарии и представители исполнительных органов обсудили подходы к проблеме добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями и другие вопросы золотодобывающей отрасли.
«Необходимость борьбы с незаконной добычей золота, а также создание новых рабочих мест путём привлечения местного населения к процессу поисков и добычи золота на невостребованных промышленных участках диктует важность анализа ситуации, сложившейся в сфере золотодобычи. Комитет Совета Федерации (по аграрно-продовольственной политике и природопользованию) совместно с Минприроды России, Роснедрами, представителями Союза золотопромышленников России, экспертного сообщества планирует обсудить вопросы рационального использования ресурсного потенциала старых золотоносных районов с выработкой конкретных предложений, направленных на законодательное и нормативно-правовое регулирование старательства в России», - сообщил зампред аграрного Комитета палаты регионов Степан Жиряков. Его слова приводит пресс-служба Совфеда.
Как подчеркнул сенатор, разрабатываемые меры, направленные на борьбу с незаконной добычей драгоценных металлов, должны как стимулировать легальную деятельность граждан, так и ужесточать наказание для нарушителей. Отмечается, что по итогам октябрьского совещания будут подготовлены необходимые предложения и рекомендации.
Ранее губернатор Магаданской области Владимир Печеный
заявил о том, что законопроект о вольном приносе золота может быть принят в России уже в ближайшее время. Соответствующий документ обсуждается уже два года и за это время он претерпел ряд изменений. В частности, в новой версии будет закреплено, что на одном участке гражданин сможет добыть не более 10 килограммов золота.
2017.08 на проект закона, предложенный МПР, даны 3 отрицательных рецензии:
замечания «
Союза старателей», отзыв
Геологического общества и отзыв ТПП РФ. В соответствии с этими замечаниями законопроект бесполезный и принимать его в предложенном варианте нецелесообразно.
Общие замечания
Таким образом, вместо того, чтобы в интересах государства совместно разрабатывать пути решения, уже 25 лет ведутся дискуссии. При обсуждении законопроектов, касающихся частного золотого промысла, на «круглые столы», конференции и т.д., приглашаются «заинтересованные лица». Обсуждения ведутся не в рамках - «Разрешить на основе конструктивных предложений»... Прямо или косвенно, «нерешительность в принятии решений», отсутствие внятных проектов и разговоры в стиле запрещения, способствуют существованию «теневого рынка золота» (теневой сектор экономики остаётся прежним).
С развитием интернета, в Российской Федерации появились многочисленные «золотые сайты», тематикой которых является золотодобыча. На крупнейших интернет площадках (сайты «Золотодобыча» и др.), даётся целый массив данных, касающихся золотодобычи, обсуждаются достижения и проблемы зарубежной и российской золотодобывающей отрасли, вопросы частного промысла. На таких альтернативных площадках свои мысли высказывают учёные, горные инженеры, чиновники, старатели (как легальные, так и нелегальные) и простые граждане. К сожалению, эти современные ресурсы в плане анализа, не используются для выработки наиболее практичного решения в плане реализации стратегии частного старательства в Российской Федерации. Вместо этого, в качестве «консультантов» по обсуждению закона о частном старательстве, приглашаются лица, торпедирующие благие начинания.
«Главными аргументами» запрещения частного старательства им видятся - 1). «…с предприятий в частные старатели сбегут многие работники…»; 2). «…на предприятиях будут больше воровать золото и сдавать его в приёмные пункты…»; 3). «…частные старатели будут нарушать экологию своей деятельностью…»; 4) «…на местах не готовы к массовому частному старательству…»; 5). «…увеличится криминализация отрасли и коррупция…»; и т.п. предположения.
При проведённом анализе, выяснилось, что эти «утверждения», являются лишь личным мнением отдельных лиц и они ничем необоснованны. На стороне противников легализации, как правило, выступают «заинтересованные лица», состоящие, как было сказано, из части бывших и действующих руководителей золотодобывающих предприятий (идеология гос. регулирования), и некоторых государственных чиновников (боязнь новизны, страх принятия решений, потеря финансирования, бюрократия и т.д.). «Противниками» легализации являются и представители отечественного «теневого рынка» и возможно иностранных государств (не заинтересованные в увеличении золотодобычи в России).
На справедливые вопросы о том; - 1). Какое отношение к частному старательству и к государственному интересу имеют проблемы социально-экономической мотивировки работников золотодобывающих предприятий (которые "сбегут" в старатели) и проблемы охраны этих предприятий ("своруют" золото)? 2). На каких «исследованиях» базируется утверждение - «частные старатели нанесут ущерб экологии» если известно, что современное крупное золотодобывающее предприятие за один год наносит экологический ущерб больше, чем частные старатели за всю историю частного старательского промысла в России (300 лет)? 3). Как может «увеличится криминализация и коррупция», если уже несколько поколений (после 1954 года) она существует и укрепляется? И почему её нет в развитых золотодобывающих странах, где совместно действуют золотодобывающие предприятия и частный промысел? И как она может усилиться в «открытой системе»? 4). Как можно комментировать утверждения «на местах не готовы», если нет правового сопровождения и инструкций? Ответов нет.
Пока идут нескончаемые споры и рассуждения по поводу частного золотого старательства в Российской Федерации, продолжает функционировать «теневой рынок» незаконной золотодобычи. По многочисленным статьям, докладам и обсуждениям, незаконное производство драгметалла ежегодно составляет около 10 % законного объема, а по некоторым выводам доходит и до 30-50% (в 2017 году в России добыто 280,68тонн золота).
Резюме
Положительная роль частного золотого старательства в социально-экономическом развитии золотодобывающих стран мира несомненна. Как уже указывалось, на современном этапе развития мировой экономики, в наиболее развитых странах, частное старательство преобразовалось в туристическую индустрию, получившую название «золотой туризм». При этом, сама трудовая деятельность частных старателей, осталась в золотодобывающей отрасли этих стран, как исторический народный промысел. На данное время, мировой «золотой туризм» и частное золотое старательство являются важными социально-экономическими дисциплинами в большинстве золотодобывающих стран мира.
Как видно из краткого историко-экономического описания данный вид трудовой деятельности был одним из важных стимулов социально-экономического становления и территориального укрепления Российского государства на протяжении 300 лет. История освоения Урала, Сибири и Дальнего Востока, укрупнение финансовых и покупательных возможностей государства, становление металлургической и золотодобывающей отраслей, геологоразведка, основание многочисленных населённых пунктов в удалённых регионах, и т.д., неотъемлемо связано с частным старательством.
В результате деструктивных государственных решений в 1954-56 гг. по запрету частного старательства, началась постепенная деградация удалённых северных, сибирских и дальневосточных регионов России. Прекращение государственного регулирования и «уход» государства из этой «золотой ниши», способствовало образованию нелегального «теневого рынка» золотодобычи и началу криминализации нелегальной золотодобычи в стране.
К сожалению, в 90-х, не было принято решение по частному старательству, которое смогло бы предотвратить или значительно смягчить негативные социально-экономические события в Северных, Сибирских и Дальневосточных регионах.
В случае легализации частного золотого старательства и «золотого туризма» в России - без государственных финансовых затрат будут созданы сотни тысяч рабочих мест (по расчётам специалистов, только старательством могут заниматься 450 000 человек). Данные виды деятельности обеспечат работу местному населению - в сфере обслуживания, увеличат товарооборот в торговле, будут способствовать строительству гостиниц, дорог и благоустройству территорий, и привнесут в бюджеты различных уровней дополнительные налоговые отчисления. Помимо этого, будут развиваться предприятия, выпускающие оборудование для частной и туристической добычи золота, которые в свою очередь дадут дополнительные рабочие места. Частное старательство и «золотой туризм» позволят с минимальными затратами поддерживать инфраструктуру и заселенность удаленных регионов. «Золотой туризм» станет дополнительным доходом для золотодобывающих предприятий, так как он в основном будет проходить на техногенных месторождениях. Помимо отечественных туристов, этот вид туризма привлечёт туристические потоки из-за рубежа. Сибирские и Дальневосточные золотоносные провинции будут интересны для туристов Восточной и Юго-Восточной Азии (Японии, Китая, Сингапура и т.д.), Карело-Кольская, Кавказская и Уральская провинции привлекут туристов из Европы…
При легализации частного золотого промысла исчезнет нелегальная золотодобыча и произойдёт декриминализация отрасли (как показывает отечественный и зарубежный опыт в короткие сроки). Добыча частными старателями золота может составить примерно 90 тонн (при нелегальной добыче в 30 тонн, в случае легализации она увеличится минимум втрое).
Для исправления исторических ошибок связанных с частным старательством, необходимы смелые и ясные государственные решения, основанные на отечественном и зарубежном опыте. Следуя историческим традициям (в сложной внешнеполитической и внутригосударственной обстановке, часть государственных инициатив брал на себя отечественный бизнес), для разработки общенациональных проектов, в рамках государственно-частного партнёрства, частный бизнес должен предложить государству проекты легализации частного золотого старательства и развития «золотого туризма» на территории Российской Федерации.
PS: Исторически сложилось так, что судьбу отечественного частного старателя всегда определял глава Российского государства, и от его решающего слова будут зависеть все последующие решения…