Возле берега залива, между дворцовым лугом и устьем реки Кристательки, в ее крутой излучине расположена живописная поляна, на которой среди яблонь возвышается красная кирпичная руина с торчащей кверху длинной трубой.
Поодаль от нее, ближе к берегу залива, находится валун со ступеньками, обращенными в противоположную от залива сторону.
Это - все, что осталось после разрушений Великой Отечественной войны от дворцовой водокачальни и открытого летнего театра. Несмотря на то, что парк Сергиевка оказался вне оккупированной территории, в пределах Ораниенбаумского плацдарма, ансамбль был сильно поврежден снарядами.
Как и все парковые сооружения Сергиевки (кроме разве что оставшихся от прежних владельцев прямоугольный пруд на верхней террасе и расположенный в долине реке знаменитый валун «Голова»),- водокачальня и театр были созданы в середине ХIX века по единому архитектурному замыслу архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Штакешнейдер создал здесь новый целостный дворцово-парковый ансамбль для зятя Николая I, герцога Максимилиана Лихтенбергского. Район в устье Кристательки тоже получил свое новое оформления. Следует отметить, что какая-то поляна была здесь и раньше, при прежних владельцах этих приморских земель, о чем говорит старинный дуб, живописно обрамляющей своими могучими ветками ее западную перспективу. А дуб, граница естественного произрастания проходит южнее, по Новгородской и Псковской областям,- в период Российской империи с петровских времен служил в Приневье привнесенным декоративным парковым элементом.
Созданная на поляне водокачальня имела две больших комнаты (ныне угадываются лишь по фактуре фундамента) и высокую кровлю и достаточно высокий фундамент. (Сейчас, когда кровли нет, труба кажется очень высокой, а ее чердачная часть, обшитая уплотнениями тянется на длину, почти сопоставимую с общей высотой одноэтажного здания.) Это - собенности конструкции частных водокачален того времени. Сходное по своим конструктивным особенностям аналогичное сооружение по проекту того же архитектора можно увидеть в еще одной резиденции Петергофской дороги - Знаменке.
Водокачальня не случайно расположена вдали от дворца, на приморской низине (равно как и знаменская, тоже расположенная около впадения местной речки в залив). В то время воду приходилось качать насосами и ей приходилось дать необходимый разгон, чтобы регулярно питать усадьбу. Станция работала на паровой тяге. Поэтому у нее такая высокая труба и поднятые подвалы, где хранились паровые котлы. Как и дворец, водокачальня была построена в неоклассическом стиле, на манер древнеримских помпейских вилл, которые в то время активно исследовались, дав мировому зодчеству очередной виток к римским формам.
От летнего театра остался только природный валун - трибуна, с которой выступали актеры, спиной к заливу и лицом к зрителям. Гладь залива создавала естественный фон. Однако, сразу за сценой начиналась топкая камышовая прибрежная полоса. Поэтому поднимались на трибуну тоже со стороны парка, где под открытым небом на полянке уютно располагались зрители. Такие воздушные (устроенные под открытым небом) летние театры были в то время в пейзажных парках России весьма популярны. Зрители могли наслаждаться красивыми видами приятной погодой, а декорацией служили сама зелень парка и водоем (в данном случае - взморье).
Тон задавал сам император в Луговом парке Императорского Петергофа, скоро это распространялось во многих дворянских гнездах.
На левой стороне камня-трибуны (если стоять лицом к заливу) видны правильные круглые дыры. Тут же к камню примыкает ровная прямоугольная плита с такими же дырами. Сюда входили столбы, поддерживающие навес над трибуной.
Подробнее можно почитать и посмотреть остальные фотографии у нас на сайте:
http://www.nogardia.ru/articles/show/24/