Как я уже говорил, гуляя по Берлину, мы старались уделять меньше внимания общеизвестным туристическим местам, отдавая предпочтение локациям, где предпочитают проводить время сами берлинцы. Парк Темпельхоф - как раз одно из таких мест, так что давайте перенесемся в конец апреля и начнем прогулку.
Непосредственно парком Темпельхоф является всего несколько лет: до 2008 овальное поле худо-бедно выполняло функции аэропорта, точнее, того, что от него осталось. Всё началось в 1909 году, когда на поле, служившим в те времена плацем для строевой подготовки, первые показательные полеты устроил один из братьев Райт, Орвилл. В 1922 году начались работы по укреплению и выравниванию поля, и уже через год тут появились первые ангары.
Первый маршрут из аэропорта, связавший Берлин и Кёнигсберг, состоялся ещё до его официального открытия в 1926 году, когда из аэропорта Темпельхоф совершил первый рейс до Цюриха самолет компании Lufthansa. Ещё через год туда была подведена линия U-Bahn - это был первый случай строительства станции специально для обслуживания пассажиров аэропорта. Впоследствии станция была перенесена ещё ближе к зданию аэропорта, мы её ещё увидим.
В конце двадцатых, когда в Германии начал править сами знаете кто, Темпельхоф приобрел статус самого большого аэропорта в мире с соответствующими пассажиропотоками, но случилось это не сразу. Изначально, он просто не соответствовал масштабным планам сами знаете кого, и в 1934 году был разработан план его расширения.
В апреле 1954 года Темпельхоф был захвачен советскими войсками и передан американскому командованию. После известных событий, связанных с блокадой СССР Западного Берлина, именно Темпельхоф стал основным источником поставок в страну продовольствия. Только представьте себе: самолеты взлетали садились там круглосуточно каждые 90 секунд! Тогда это выглядело так:
(Фото U.S. Air Force - U.S. Navy National Museum of Naval Aviation photo No. 2000.043.012; National Museum of the U.S. Air Force photo 050426-F-1234P-008)
В 1950 году часть аэропорта, с 1945 году полностью закрытая США для гражданских авиаперевозок, была для них открыта, а позже все числящиеся за американцами территории Темпельхофа были отданы гражданским, за исключением радарной антенны, бывшей самой восточной точкой авиадиспетчерской службы США. Сегодня это единственная территория бывшего аэропорта, находящаяся в ведении Бундесвера. Площадь этой территории всего 100 квадратных метров.
В 1975 году аэропорт был впервые закрыт для гражданских перевозок, их перенесли в только что открывшийся аэропорт Тегель, расположенный в контролируемом французской стороной районом Веддинг. Ровно через десять лет аэропорт снова открылся для авиакомпаний с небольшими самолетами и бизнес-джетов. Интересное фото, сделанное за год до этого, 11 мая 1984 года, на дне открытых дверей:
(Фото TSGT Jose Lopez Jr., US Air Force - DoD photo, ID DF-ST-85-10904)
В 1996 году власти Берлина приняли решение о строительстве крупного авиаузла Берлин-Бранденбург на базе другого столичного аэропорта, Шенефельд, с закрытием Темпельхофа и Тегеля. И если Тегель до сих пор успешно функционирует, лично видели и слышали заходившие на посадку над нашим домом на посадку самолеты, то Темпельхоф действительно был закрыт - Википедия говорит, что последним самолетом, взлетевшим оттуда, был частный Ан-2 рег. D-FBAW, ранее принадлежавший ВВС ГДР. Произошло это 30.10.2008. С тех пор летное поле открыто для свободного посещения, а по помещениям аэропорта регулярно проводятся экскурсии (на которые мы, к сожалению, но ещё обязательно попадем, учитывая наш восторг от немецкой столицы). Итак, Темпельхоф начался для нас с одноименной станции U-Bahn линии U-6:
Станция крутая, в обожаемом мной ретро-дизайне:
Мне она чем-то напомнила "Смоленскую" - ФЛ, сам не могу понять, чем.
Внутри вестибюля:
Сверху - станция S-Bahn (от которой, кстати, можно добраться до действующего аэропорта Шенефельд), внизу - U-Bahn.
От станции до бывшего летного поля всего пара минут пешком. Когда заходишь на территорию, конечно, сразу бросается в глаза стоящее вдалеке здание аэропорта. До него мы ещё дойдем.
Куда же без фильтров...
Остатки служебной ЖД ветки к аэропорту:
Сразу за рельсами начинаются частные дома, прямо как где-нибудь в Опалихе:)
Не отличишь от родных просторов, честное слово:)
А прямо за участками проходит S-Bahn:
...
Ещё один вид на здание аэропорта:
Одна из ВПП. Там, где много десятилетий подряд взлетали и садились самолеты, теперь можно кататься на велосипеде...
...или устраивать марафоны. Мы как раз на него попали.
К тому же, поле Темпельхофа отлично подходит для пикников. В конце апреля в Берлине было солнечно, но прохладно, но представляю, как много тут посетителей летом.
...
Поле Темпельхофа напоминает заброшенный Тушинский аэродром времен начала нулевых, когда собственно аэродром там уже закончился, а до стадиона и станции метро было далеко. Разве что у нас бывшее аэрополе скоро застроят жильем, а в Берлине просто взяли и сделали ещё один парк.
Наиболее интересные достопримечательности находятся западнее главного входа, мы как раз приближаемся к одной из них:
В качестве артефакта тут остался старый самолет, подозреваю, что американский. Может, кто-нибудь сможет определить точную модель?
Жаль, это не АН-2. В детстве мне однажды удалось полетать на этом легендарном отечественном самолете, над тем самым Тушинским аэродромом, местностью, где теперь возвышается Живописный мост, и жилыми кварталами тогда уже активно застраивавшегося района Строгино, и впечатлений было настолько много, что маленький Женя тут же начал мечтать стать летчиком:)
После того полета мне ещё много лет снился сон, в котором я иду по полю недалеко от нашего дачного дома (сейчас оно увы, почти полностью застроено) и вдалеке садится АН-2, и я бегу, чтобы успеть на него сесть и улететь. Так вот, этот кадр как будто из моего сна, разве что самолет другой.
И это тоже как будто из сна, да:
Другие достопримечательности, сохранившиеся на летном поле - тренировочные объекты для американских солдат:
К обеду количество посетителей в парке возросло, тут и бегуны, и велосипедисты. Похоже, что мы были тут единственными туристами. Единственный недостаток парка - полное отсутствие точек питания. Нам повезло найти единственную передвижную палатку с кофе, где нам удалось разжиться не только бодрящим напитком, но и печеньками, так что еду лучше брать с собой. И да, туалет тут находится только у главного входа, поэтому рассчитывайте силы, на минералку на налегайте:)
Постепенно подходим к зданию аэропорта. И тут сохранился самый интересный артефакт, который издали не видно:
Я-то сам не сразу разглядел, что прямо у терминала стоит американский самолет, насколько я понимаю, "Дуглас":
Между тем, этот самолет - киногерой. Именно тут снимались финальные сцены блестящего фильма Стивена Спилберга "Шпионский мост":
(Фото с www.wbur.org)
Я уже упоминал, что фильм произвел на меня глубочайшее впечатление и стал, наверное, главным аргументом посетить Берлин. Как ни забавно, но сцены из Темпельхофа - чуть ли не единственные, снятые в Берлине:). Монтаж и компьютерная графика превратила один из польских городов в Берлин начала шестидесятых, и основные "берлинские" сцены снимались именно там:) Но Темпельхоф настоящий, вот, посмотрите:
(Фото с www.impdb.org)
Ещё артефакты:
Здание аэропорта с диспетчерской вышкой выглядит новее остальных построек Темпельхофа, что неудивительно, так как закончено оно было уже после войны. Когда в следующий раз приедем в Берлин, обязательно сходим внутрь на экскурсию. Говорят, там даже в бункер можно попасть.
А на этом пока всё. Спасибо за внимание!:)