Моя первая поездка в Европу состоялась в далеком 1995-м году, когда мне только-только исполнилось 10 лет, и это была поездка в Париж. Вспоминая о тех детских впечатлениях, могу однозначно сказать, что больше всего в Париже меня тогда поразила не Эйфелева башня, не Версаль, и даже не Диснейленд - больше всего меня тогда поразил парижский метрополитен. Так получилось, что огромный и необъяснимый интерес к метро был у меня с самого раннего детства, поэтому мне было особенно интересно посмотреть, как всё это было устроено в Париже. Тогда впечатлений у меня оказалось с избытком, мне запомнился даже запах парижского метро (с годами, кстати, он не изменился и остался таким же), который не имел ничего общего с запахом в родном московском метрополитене. После поездки в Париж, случавшейся этим летом, эмоций от посещения метрополитена у меня намного меньше (взрослею, всё-таки), но, тем не менее, он мне очень понравился. Я не ставил себе цель сделать большой репортаж про парижское метро, в этом посте вы увидите фото, которые я успел сделать на линиях 2 и 9 метрополитена (мы пользовались только этими линями), линии С RER и ещё кое-где. В первую очередь, я старался обращать внимание на интересные детали, которые мы не можем увидеть в московском общественном транспорте. Итак...
![](http://farm8.staticflickr.com/7317/9673354094_3df7ba358e_z.jpg)
Станция Alma-Marceau, 2 линия
![](http://farm6.staticflickr.com/5515/9670125583_77d8790930_z.jpg)
![](http://farm4.staticflickr.com/3788/9670125485_e6d1889c93_z.jpg)
Станция Richelieu-Drouot
![](http://farm3.staticflickr.com/2872/9673356940_4f14b7c442_z.jpg)
Посмотрите, какая классная табличка с названием станции. Это керамическая плитка, как я понимаю.
![](http://farm6.staticflickr.com/5449/9673356896_2bbbbb7c98_z.jpg)
А это следующая станция, Grands Boulevards
![](http://farm6.staticflickr.com/5476/9670129811_0514f102ab_z.jpg)
Судя по табличке под названием станции, неподалеку находится известный на весь мир музей восковых фигур Grevin. Значит, на этой станции 18 лет назад я уже был.
![](http://farm8.staticflickr.com/7371/9670129745_270829030c_z.jpg)
То, чего очень не хватает нам в Москве: пиктограммы, информирующие о том, что можно, а что нельзя делать в метро, а справа объявление о временном закрытии станции (сравните с унылыми черно-белыми плакатами, используемыми у нас).
![](http://farm8.staticflickr.com/7401/9673356632_165486a4e7_z.jpg)
Табло, информирующее об интервале перед прибытием следующего поезда. Табло не врёт, поезда подходят вовремя. Название станции в левой части табло - это не название станции, где мы сейчас находимся, а конечная станция в этом направлении.
![](http://farm3.staticflickr.com/2815/9673356542_1b276a52d1_z.jpg)
Тактильная плитка
![](http://farm3.staticflickr.com/2842/9673356484_0863cdb031_z.jpg)
Устройство, позволяющее связаться с начальником станции. Кстати, важный момент: как вы думаете, скольких сотрудников парижской подземки, если не считать машинистов за контроллером прибывающих поездов, я видел в метро во время своей поездки? Ноль! Вообще ни одного. Ни дежурных по станции, ни машинистов на платформе, даже уборщиков не было. Видимо, весь контроль за станциями ведется с помощью систем видеонаблюдения, камер на каждой станции очень много.
![](http://farm3.staticflickr.com/2825/9670129457_ddff748c6c_z.jpg)
Ещё одно объявление, касающееся ремонта эскалаторов.
![](http://farm3.staticflickr.com/2844/9670124891_1aa64b8fef_z.jpg)
Интересное название для станции метро.:) Кто знает французский, поймет, о чём я.:)
![](http://farm8.staticflickr.com/7337/9673356428_39274e9592_z.jpg)
На каждой платформе висят вот такие карты местности. Точно такие же карты висят на входах в метро. В общем, заблудиться тут очень тяжело.
![](http://farm4.staticflickr.com/3799/9670129297_43f6825a80_z.jpg)
Мой любимый тип станции в метрополитене Парижа. Посмотрите, такое впечатление, будто сейчас на станцию паровоз приедет.:) И обратите внимание на изящные рамы, в которых висит реклама.
![](http://farm3.staticflickr.com/2855/9670129239_5e3eeeefe6_z.jpg)
![](http://farm3.staticflickr.com/2873/9673356166_f79994c8c8_z.jpg)
Таблички, показывающие, куда отсюда можно выйти
![](http://farm8.staticflickr.com/7290/9673356070_da57da1626_z.jpg)
Станция Strasbourg Saint-Denis
![](http://farm4.staticflickr.com/3728/9670129085_60197d3da5_z.jpg)
![](http://farm6.staticflickr.com/5548/9670124925_4c9b98b43c_z.jpg)
Типичный переход. Кстати, большинство переходов метро довольно грязные, в Москве они куда чище.
![](http://farm4.staticflickr.com/3788/9670128925_3ecc1c6798_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7441/9673351952_be9474cb02_z.jpg)
Хорошо, что у нас нет такой политической рекламы...
![](http://farm6.staticflickr.com/5526/9673355910_646e38470f_z.jpg)
Объявление, запрещающее спускаться на пути
![](http://farm8.staticflickr.com/7396/9670128805_2c889fb5f3_z.jpg)
Станция République. С неё можно пересесть на 3, 5, 8 и 11 линии метро
![](http://farm8.staticflickr.com/7419/9670128677_bb1854e6f2_z.jpg)
Справа реклама туристической программы, в которой участвует и RATP - организация, управляющая парижским общественным транспортом.
![](http://farm4.staticflickr.com/3829/9670128645_0fec8231d1_z.jpg)
Логотип RATP. Эта аббревиатура расшифровывается как Régie Autonome des Transports Parisiens - в переводе Автономный Оператор Парижского Транспорта.
![](http://farm6.staticflickr.com/5519/9670128573_26a361acab_z.jpg)
Вход на платформу находится в её середине, нужно подняться по лестнице.
![](http://farm4.staticflickr.com/3819/9673355592_5ec0dc1ac2_z.jpg)
Вот этот вход. Выходы со станции находятся в торцах платформы, а здесь проход запрещен, о чем свидетельствует красная табличка.
![](http://farm4.staticflickr.com/3742/9670128273_f791653621_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7418/9670128229_d6fffc28bc_z.jpg)
Выход. На выходах вы не встретите эскалаторов, как в Москве. Как ни странно, эскалаторы в парижском метро есть, но все они довольно короткие и находятся непосредственно на выходах на поверхность (см.дальше).
![](http://farm4.staticflickr.com/3683/9673355482_2b451d531a_z.jpg)
На некоторых станциях станциях на этих местах закреплены пластиковые сиденья, но тут их просто. Кстати, в 1995 году мне хорошо запомнилось, что в парижском метро очень много клошаров (бомжей по-русски), которые спали именно в таких местах. Сейчас их там почти нет.
![](http://farm8.staticflickr.com/7336/9670128401_29b47d9cde_z.jpg)
Станция Oberkampf
![](http://farm8.staticflickr.com/7424/9673355208_f03b84c860_z.jpg)
![](http://farm4.staticflickr.com/3769/9670124819_376782bc07_z.jpg)
Табличка, обозначающая место остановки первого вагона поезда:
![](http://farm8.staticflickr.com/7310/9673355066_b5aa3bba8f_z.jpg)
На каждой станции стоят вендинговые автоматы
![](http://farm8.staticflickr.com/7307/9673354914_993dc99b6c_z.jpg)
Станция Charonne
![](http://farm3.staticflickr.com/2847/9670127445_8f058c01a6_z.jpg)
![](http://farm6.staticflickr.com/5330/9673354456_6aa4790eb5_z.jpg)
Станции, в вестибюлях которых есть автоматы по продаже билетов или информационные киоски, обозначаются на табличках выхода.
![](http://farm8.staticflickr.com/7365/9673354308_4119508a9e_z.jpg)
В отличие от Московского метро, здесь на каждой станции есть урны
![](http://farm8.staticflickr.com/7431/9673354246_dee0619d9a_z.jpg)
Информация об автобусных маршрутах в районе станции:
![](http://farm6.staticflickr.com/5464/9673354132_fe35cd6d90_z.jpg)
А так выглядит большинство тоннелей парижского метрополитена. Ужасное зрелище, честно говоря:
![](http://farm8.staticflickr.com/7370/9670124669_e59a4e2825_z.jpg)
Те самые эскалаторы в вестибюлях, поднимающие на поверхность:
![](http://farm8.staticflickr.com/7340/9673354004_3e2b23083f_z.jpg)
![](http://farm6.staticflickr.com/5457/9670126865_46cd982d00_z.jpg)
Вход на станцию Charonne
![](http://farm3.staticflickr.com/2878/9673353892_435b1bc64a_z.jpg)
На линии 9 работают составы модели MF 67. Внешне они напоминают самые известные составы парижского метро - МР 59 (их эксплуатация должна прекратиться в этом году), но это более новые составы. Все составы на линии 9 прошли модернизацию в период с 1995 по 1998 гг.
![](http://farm6.staticflickr.com/5330/9673355070_a1f0c6ee9f_z.jpg)
![](http://farm4.staticflickr.com/3736/9673355084_2fc2dae20c_z.jpg)
![](http://farm3.staticflickr.com/2805/9673351846_d831a982a2_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7317/9673354094_3df7ba358e_z.jpg)
Внешне эти составы выглядят неплохо, а вот изнутри...Очевидно, что для современного метрополитена они подходят плохо. Во-первых, сиденья там расположены не как в наших вагонах, а как в автобусах. Соответственно, места для стояния в вагонах очень мало. Кроме того, на накопительных площадках и в торцах салона есть по 8 откидных сидений. Несмотря на пиктограммы, сообщающие о нежелательности пользования ими в пиковые часы, многие пассажиры это игнорируют, в результате чего в вагонах становится ещё теснее.
Так выглядят наддверные схемы в MF 67:
![](http://farm6.staticflickr.com/5537/9670127567_d0be2c1f95_z.jpg)
На таких схемах показываются пересадки не только на другие линии метро, но и на линии RER, трамваи (на этой схеме их не видно) и автобус до аэропорта.
![](http://farm4.staticflickr.com/3745/9670127575_5ca7782f2d_z.jpg)
Немного фотографий с линии 2. Вход на станцию Pere Lachaise, рядом с одноименным кладбищем:
![](http://farm4.staticflickr.com/3790/9670130599_e41320ae98_z.jpg)
Станция Nation, пересадочная с линией 9. Поезда в сторону центра отправляются с обоих путей (как у нас на "Алма-Атинской")
![](http://farm6.staticflickr.com/5493/9673352366_edc85f5882_z.jpg)
На линии 2 с 2008 года работают современные составы модели MF-2000 (MF 01)
![](http://farm6.staticflickr.com/5496/9670125331_9ce14ffd68_z.jpg)
MF-2000 оснащены системой кондиционирования салона. Кроме того - этот состав - настоящая мечта тех московских метрофанатов, кто ратует за появление у нас составов со сквозным проходом по всему салону. Кроме того, в этих составах, в отличие от MF-67, есть автоинформаторы.
![](http://farm6.staticflickr.com/5487/9670125409_f6dacccceb_z.jpg)
Сиденья в салоне расположены почти так же, как и в более старых моделях, о которых я рассказывал выше, с той разницей, что откидных сидений тут значительно меньше, а сиденья рядом с узлами сочленения расположены так же, как и у нас в "Русичах"
![](http://farm3.staticflickr.com/2866/9673352380_54c99fa201_z.jpg)
![](http://farm3.staticflickr.com/2840/9670124371_60904e84e4_z.jpg)
Наддверная схема
![](http://farm3.staticflickr.com/2805/9670125145_e5577369a3_z.jpg)
Завершая тему метрополитена, хочу отдельно рассказать об оплате проезда. На многих станциях парижского метро нет привычных нам касс, а есть автоматы, через которые можно приобрести билеты по одному либо сразу 10 штук (это называется carnet), а также зарядить карту. Всё бы хорошо, но эти автоматы принимают только монеты либо банковские карты. Так что лучше всегда иметь при себе мелочь. Я однажды уже так попал - нужно было ехать на метро, а у меня с собой были только бумажные деньги. Пришлось подниматься на поверхность и менять их в близлежащем супермаркете. Ещё на некоторых станциях есть информационные киоски, где можно получить консультацию по линиям, станциям и пересадкам, а также помощь в пользовании аппаратом по продаже билетов (в принципе, ничего сложного там нет, но в первый день пребывания в Париже мне такая помощь понадобилась). Давайте посмотрим, как выглядят билеты на общественный транспорт в Париже:
![](http://farm8.staticflickr.com/7366/9682973112_1692974498_z.jpg)
На первый взгляд, они абсолютно одинаковые, но это не так. Билет t+, позволяющий проехать на метро, автобусе, трамвае, фуникулере на Монмартре или поезде RER (для последнего - только в черте Парижа) и совершить одну пересадку в течение 90 минут. Стоимость такого билета - 1,70 Евро. Ещё есть обычный билет t, без возможности пересадки. Как правило, продается водителями автобусов.
![](http://farm6.staticflickr.com/5543/9682972932_c7aef379ce_z.jpg)
Аналогичный билет, но продающийся в количестве 10 штук (об этом свидетельствует отметка carnet). Такие билеты покупать выгоднее, цена за 10 билетов составляет 13,30 Евро.
![](http://farm4.staticflickr.com/3726/9679734707_cab03d26e3_z.jpg)
Билет Origine-Destination. Билет, предназначенный для поездок на пригородных поездах (RATP или SNCF) за пределами Парижа. Особенность заключается в том, что он действителен только между двумя станциями - посадки и назначения. К примеру, по билету на фото я доехал из Версаля до Парижа. Ещё обратите внимание на отметку 2CL в правой части билета. Это означает билет второго класса. Как выяснилось из Википедии, раньше в поездах RER существовало разделение на первый и второй классы, но сегодня тарификация этих мест никак не различается. Я даже не понял, где там места первого, а где второго класса. Стоимость такого билета - 3,35 Евро.
![](http://farm4.staticflickr.com/3830/9682972914_00f3f0cd7d_z.jpg)
Кроме того, существуют проездные карты Navigo и Mobilis, но ими мне воспользоваться не довелось. Кстати, у меня скопилось несколько лишних билетиков из carnet. Если вдруг кому нужно для коллекции - обращайтесь.
Теперь настала очередь рассказать о RER - сети железных дорог, связывающих Париж с пригородами. В отличие от наших электричек, линии RER проходят через центр Парижа, что особенно удобно, если учесть, что многие станции интегрированы в систему метро: где-то с метро на RER и обратно можно пересесть даже не выходя на улицу, а где-то (как в описанном примере ниже) нужно немного пройти по поверхности. При этом, за пересадки в любом случае нужно платить отдельно. Итак, RER линия C, станция Pont de l'Alma:
![](http://farm6.staticflickr.com/5444/9673353720_189291d83b_z.jpg)
Указатель пересадки на станцию метро Alma-Marceau. Здесь как раз тот случай, когда для пересадки нужно выйти на поверхность и пройти по мосту над Сеной.
![](http://farm3.staticflickr.com/2860/9673353614_8e6004e84c_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7361/9670126453_4aa0ab29a3_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7459/9673353570_b0b34792b7_z.jpg)
Турникеты на выход
![](http://farm6.staticflickr.com/5534/9670126303_8e1d6d79a2_z.jpg)
На линии С работают двухэтажные составы
![](http://farm8.staticflickr.com/7332/9670124641_d2068be8ec_z.jpg)
Станция Versailles Rive Gauche
![](http://farm4.staticflickr.com/3830/9670126221_9be222724d_z.jpg)
![](http://farm4.staticflickr.com/3821/9670126159_7b67061c6b_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7411/9670126043_5fab399e02_z.jpg)
![](http://farm4.staticflickr.com/3747/9673353076_e49f6542aa_z.jpg)
Переход на второй этаж в вагоне
![](http://farm4.staticflickr.com/3753/9673352896_9e314ef3be_z.jpg)
А это снова Pont de l'Alma и локомотивы на ней. Логотип SNCF - это название ещё одной транспортной компании Парижа - национальной сети железных дорог. Дело в том, что RATP является оператором не всех линий RER, линия С относится как раз к SNCF.
![](http://farm3.staticflickr.com/2862/9673352836_0596101ddc_z.jpg)
![](http://farm6.staticflickr.com/5329/9670125695_4fee7f3d47_z.jpg)
![](http://farm3.staticflickr.com/2855/9673351570_408464cea5_z.jpg)
Про парижские автобусы мне особенно нечего сказать, так как самому на них ездить пока что не доводилось. Автобусная сеть Парижа также относится к RATP, система оплаты, естественно, единая. Мне бросилось в глаза, что автобусов на городских улицах куда меньше, чем у нас. Несколько раз доводилось видеть автобусы, забитые похлеще, чем в Москве. Вот, как выглядит парижский автобус:
![](http://farm6.staticflickr.com/5442/9670126695_f98eb3d26a_z.jpg)
На информационном табло на кабине отображается название конечной остановки. Забавный момент: в случае, если автобус следует в парк, на его табло отображается фраза Sans voyageurs, дословно в переводе с французского это означает "без путешественников", а по смыслу, это обозначает понятное нам "Посадки нет".:) Ещё один автобус, случайно попавший ко мне в объектив; на самом деле, я фотографировал раритетный Austin Healy:
![](http://farm8.staticflickr.com/7300/9345796544_ffc9d5fdce_z.jpg)
Что касается трамваев, то увы, ни один из них я так и не смог сфотографировать. Видел их пару раз из окна поезда до Версаля, смотрятся они просто отлично, надеюсь, у нас когда-нибудь будет так же. Напоследок, расскажу о ещё одном виде транспорта, на котором можно прокатиться, имея в кармане обычный билет на метро или автобус - фуникулере на Монмартре. Да, он входит в систему RATP, поэтому способы оплаты те же самые.
Станция фуникулера на вершине Монмартра, рядом с Sacre-Coeur, там же можно увидеть терминал оплаты, аналогичный тем, что стоят на станциях метро и RER:
![](http://farm8.staticflickr.com/7392/9670130501_044dbb2caa_z.jpg)
Один из вагончиков в ожидании пассажиров
![](http://farm4.staticflickr.com/3830/9670130407_df22c9c934_z.jpg)
Дождался...
![](http://farm4.staticflickr.com/3828/9673357162_86692ff726_z.jpg)
Лично прокатиться на фуникулере не довелось, но если судить со стороны, двигаются вагончики довольно быстро и при этом плавно.
![](http://farm8.staticflickr.com/7303/9673352168_2565bccefd_z.jpg)
![](http://farm4.staticflickr.com/3816/9673357054_b651a25676_z.jpg)
На этом мой рассказ завершен. Всем спасибо за терпение и внимание!:)
![](http://farm3.staticflickr.com/2870/9400736622_0eafc9482e_z.jpg)