Наша Турция-2011 (6) - г.Сиде

Sep 27, 2011 00:38

6.09

Машину мы заказали накануне. На этот раз менеджер был другой и не такой грустный. Он не стал огорчаться, что в плане экскурсий мы проходим мимо него, и даже стал советовать, что тут можно посмотреть.

Взяли машину Hyundai Accent ($75 в сутки) и, заправившись на ближайшей стоянке, поехали по знакомой уже дороге в сторону Антальи. Позади оставались автобусы с "пакетниками", которые, видимо, тоже ехали на экскурсии. Мы ласково глумились над ними, наслаждаясь собственной свободой и независимостью.



Наша очередная машина.



По навигатору почти вышли на точку. Навигатор, правда, традиционно перезагружался (как и во время основного нашего путешествия), но начальник экспедиции МуЖЖ уверенно вышел на платную стоянку, хотя ханым (я, то есть) предположила, что где платная, там и бесплатная. Так оно и оказалось. Следующий пустырь был совершенно бесплатным.

Сразу в амфитеатр славного города Сиде мы не пошли, а сначала осмотрели окрестные развалины. Древних развалин там, как и по всей Турции, очень много, и это настораживает. С ними успешно соседствуют современные дома и отели. Выходишь утром на балкон, и взор твой привычно упирается не в какую-нибудь точечную застройку, а древний храмик. Также забавно наблюдать за тем, как, например, в древние ворота въезжает вполне себе современная машина.










Историческая справка.

Сиде- город, расположенный на берегу Средиземного моря между Антальей (75 км на запад) и Манавгатом (15 км на восток) в Турции.
Считается, что первые поселения в Сиде появились в VII в. до н. э., а переселенцами были греческие колонисты, прибывшие из Западной Анатолии. Греческие поселенцы встретили здесь население, говорившее на местном сидетском языке. Были обнаружены надписи на этом своеобразном языке. Слово Сиде на анатолийском диалекте означает «гранат». Сиде являлся самым важным и большим портом Памфилии. Сиде построен на полуострове и имел с двух сторон по порту. В V в. до н. э., в Сиде в период персидской гегемонии, появляются собственные монеты. В 334 году до н. э. жители города без всякого сопротивления сложили оружие перед Александром Македонским. Позже они попали сначала под власть Птолемеев, а затем Селевкидов. В 190 до н. э. Сиде была ареной морской войны между Родосом и Сирией. Сирийским флотом командовал знаменитый карфагенский полководец Ганнибал. Затем Сиде вошёл в состав Пергама, вместе с которым и отошел к Риму. В 2 в. до н. э. Сиде сделался центром торговли, культуры и развлечений. В 1 в. до н. э. пираты из Киликии захватили город, после чего ему сопутствовала недобрая слава. Сиде превратился в морскую судоверфь и центр работорговли.
В 67 году до н. э. римский полководец Помпей расправился с пиратами. В благодарность народ Сиде воздвиг статуи в его честь, тем самым спасая свою репутацию. В римский период Сиде достиг расцвета.
Сиде по-прежнему оставался торговым центром и невольничьим рынком. Были установлены торговые взаимоотношения с Египтом. В этот период Сиде обладал большим флотом. В стране распространяется христианство. Уже в V и VI вв. в эпоху Византийской империи в Сиде появляется епископская кафедра Восточной Памфилии. В VII в. большая часть южной Анатолии подверглась арабскому нашествию. Арабы полностью сожгли город и уничтожили его. Город Сиде, когда-то славившийся как большой и образцовый, в результате арабского нашествия и грабежа опустел, и его жители переселились в Анталью (VIII в.).






























Славик сначала с энтузиазмом фотографировал каждый камешек. Правда, к третьему городу его энтузиазм несколько поуменьшился, главным образом, из-за жары.
















"




"

Осмотрев развалины агоры (рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний) со зданием правительства, где меня загнали на опоясывающий приступок выше моего роста и стали по нему гонять с целью позирования для исторического запечатления, мы, равнодушно пройдя мимо стоянки платных верблюдов и пронаблюдав руины госпиталя (с пациентами внутри в виде фотографирующихся у окна наших соотечественников), двинулись по главной улице с оркестром.

Мостовая сохранилась неплохо. Местами даже видна была мозаика, сильно смахивающая на облицовку современных девятиэтажек.



Дойдя до городских ворот с остатками крепостных стен, мы повернули обратно. Прошли мимо развалин городских домов, среди которых попадались и двухэтажные (2й этаж угадывался по ведущей на него лестнице). Внутри прохладно, хотя квадратных метров, прямо скажем, негусто.







Примерно так выглядит лестница на 2-й этаж.

















Еще там есть нечто, напоминающее остатки акрополя: дорога, а по краям - ряд колонн. Акрополь - ДЛИННЫЙ.







В общем, все тут ннапоминает Древнюю Грецию. Даже надписи на камнях.




Не могу не упомянуть и общественные туалеты. Здания туалетов размещены в одном из крытых зданий. Эти туалеты дошли до нашего времени в весьма неплохом состоянии и считаются лучшими среди сохранившихся зданий Анатолии. Под, если не ошибаюсь, 24-мя туалетами проходит канализационное оснащение, а также имеются каналы с чистой водой.







А это, предположительно, храм Диониса. Фотографировать мешали как реставрация, так и очень яркое солнце.











Постепенно мы приблизились к главной достопримечательности - амфитеатру (18 000 посадочных мест).

Ворота недалеко от театра. Мое любимое сочетание древности и современности :).

Хотя кое-где эта современность начинала раздражать. Особенно там, где реставрационные леса и электрические провода освещения лезли в кадр.

Историческая справка.

Театр в Сиде был построен во 2 в. на эллинистическую основу. Площадь на которой построен театр, исключая косогор, представляет собой ровную площадку и театр, как и все греческие театры находился у подножия этого косогора, однако, чтобы поддержать верхние ряды имелось нижнее основание со сводами. Этот театр является самым большим театром всей Памфилии и вмещает 18 000 зрителей. Полуокружности зрительских мест составляет 58 рядов, и в свою очередь разделяется на диазому и две равные части. Вход в театр производился через крытые галереи и по лестничным площадкам. Орхестра носит полукруглую форму, а затем уже окружен высокой стеной. Порой, основание оснащалось водонепроницаемым материалом, после чего эта часть орхестры наполнялась водой и использовалась в сценах морских битв и других подобных сцен. На этой сцене устраивались также бои гладиаторов с хищниками, либо в целях развлечений рабы бросались на съедение хищным животным. Здание сцены длиной в 63 м, было построено в два этажа, которое возвышалось на небольшом постаменте. В V и VI вв. театр использовался в качестве церкви.

В настоящее время на сцене театра проходят концерты и фестивали под открытым небом. С программой концертов желающие могут ознакомиться ниже:




Вход неожиданно оказался платным - по 10 лир с носа. Сосчитав общую сумму, я призадумалась и призадавилась. Но вовремя вспомнила про имеющуюся у меня международную карточку преподавателя.
Применила карточку на билетера. Применение оказалось экономически успешным.
- Дисконт? - спросила я, намекая на скидку.
- No, - уперся билетер, - it's free. Бесплатно, то есть. Teacher (учитель)?
- No, professor (преподаватель вуза), - ответила я. А как еще тут скажешь?
- O, professor, - с почтением заметил билетер и, глядя на МуЖЖа, спросил: - Вы тут, наверное, все профессора?
- Нет, я инженер, - мрачно ответил МуЖЖ и заплатил 10 лир - только за себя, потому что детей, оказывается, тоже пускают бесплатно.

Театр, конечно, впечатлил. А то все - Новосибирский оперный, Новосибирский оперный... Хотя, кроме гигантских размеров, осматривать там особо нечего.




Помостки. Вид сверху.























Всюду - сохранившиеся обломки культуры.





Вполне современный вертолет...



А вдали - море...

.А вдалеке - море...

Акустика тоже убедила.
Походили вверх-вниз, посидели на тертых попами великих римлян ступенях.

...И пошли они, солнцем палимые, в Храм Аполлона (Бога Солнца).

Шли по мощеным туристическим улицам Сиде, где все цены уже в евро, и в немалых. Не забыв, кстати, предварительно поменять деньги у турецкого еврея, прикинувшегося Почтой. На почте, кстати, деньги менять выгоднее всего. Там курс соответствует официальному. Не знаю, правда, была ли это действительно почта (квитанций нам не дали, хотя там были и открытки, и телефонные карты по номиналу за 4 лиры), но деньги нам поменяли.

Сиде - популярный у европейцев и довольно дорогой курорт. Русских там мало. Поэтому отовсюду слышалась, в основном, немецкая речь.

Так выглядит современный Сиде.



Дорога, ведущая к Храму морю. Впрочем, к Храму тоже.



Когда-нибудь этот домик тоже будет считаться древним. Если устоит.



Ну и, конечно, в каждом уважающем себя турецком городе есть памятник Ататюрку.




Дошли до Храма Аполлона, являющегося, кстати, символом г.Сиде.
Храм Аполлона, построенный во II веке н.э. в честь одноименного бога и значительно пострадавший в X веке при землетрясении, располагается на самом берегу Средиземного моря. Внешне он очень напоминает Храм Гарни, но Гарни несоизмеримо лучше сохранился. Тут же о былом величии Храма судить можно лишь по картинке-"реконструкции" на стенде и по единственной оставшейся целой стене. Сохранилась также и часть коллон.





















Потоптались мы по территориии Храма и побрели к своей машине.

***
Несмотря на то, что мы время стоянки исчислялось 2 часами 15 минутами, тертый охранник не стал считать пропорции, а сразу взял с нас 8 лир, хотя МуЖЖ честно предлагал ему 6 вместо 5.

За руль села я. Несмотря на неистовые вопли МуЖЖа "Влево! ВЛЕВО ПОВОРАЧИВАЙ!!!" и взгляды удивленных столь бурной реакцией граждан, я развернулась на стоянке привычным мне способом - через правое плечо, и мы поехали искать следующий древний город - Аспендос.


.

Продолжение следует.

Письма домой, Турция-2011, Путешествия, ПЗ-Т

Previous post Next post
Up