Многие из здесь присутствующих наверняка помнят крайне неудачный выпуск АЛ №127. Тот экземпляр "формулы", с которого делалась модель, при жизни был конкретно "околхожен" и стоковую версию напоминал весьма отдалённо.
Но отечественный автоспорт - это одно из направлений моей коллекции (собственно, с него всё и началось), поэтому мне очень хотелось поставить на полочку эту машинку, только, разумеется, в "окультуренном" виде.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198488/429329088.1/0_1a7e7a_ade158b9_orig.jpg)
А знаете, что самое сложное при изготовлении модели гоночного автомобиля? Помимо поиска информации, которая в случае с советской техникой, как правило, довольно скудна и обрывочна, основной проблемой является воспроизведение цветографической схемы (или ливреи, как её ещё называют). Ибо она включает в себя не только базовый окрас, зачастую весьма причудливый, но и многочисленные спонсорские и информационные наклейки.
В автоспорте нередки случаи использования одинаковых автомобилей конкурирующими командами - в так называемых монокубках это и вовсе обязательно. Но даже при разрешённой свободе творчества жёсткие рамки технического регламента приводят к тому, что конечный продукт у разных производителей шасси получается очень похожим. Особенно это касается "формул", которые напрочь лишены характерных элементов, намекающих на принадлежность к той или иной марке - решёток радиатора, фар и прочих "изгибов Хофмайстера".
В таких условиях именно ливрея служит основным способом придания индивидуальности и, вкупе со стартовым номером, позволяет быстро идентифицировать автомобиль и гонщика на трассе.
А ещё она может быть просто красивой и запоминающейся. Удачные образцы копируются - не зря же в 80-е годы "копейки" вазовских гонщиков щеголяли перенятым у BMW триколором, а первая созданная в МАДИ "формула" походила на Lotus 72 не только конструкцией, но и окрасом.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/177902/429329088.1/0_1a7e59_3b84a697_orig.jpg)
Современная реплика гоночных "Жигулей" на этапе MCGP.
Прототипом "Эстонии-21" также послужил Lotus, только более поздний. Но для модели я с самого начала решил выбрать уникальную ливрею, не повторяющую какую-либо известную схему (учитывая, что этих машин построили аж 295 штук, заимствований хватало).
И, конечно, прототип должен был отличаться выдающимися спортивными достижениями - на кой мне авто какого-нибудь безвестного аутсайдера?
Перебрав множество вариантов, я в конце концов остановился на двух.
Наиболее перспективным мне показался первый - "Эстония-21.10" эстонского гонщика Тоомаса Напы, на которой он выступал в 1988 году. Для тех, кто хоть немного в теме, комментарии относительно выбора излишни. Для остальных поясню - Напа был многократным чемпионом Союза по ШКГ и безусловным лидером нашей сборной в Кубке дружбы социалистических стран (был такой чемпионат, где выясняли отношения гонщики из Восточной Европы).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194804/429329088.1/0_1a7e5a_24ae057a_orig.jpg)
"Эстония" Напы в музее на Рогожском валу.
Мне очень понравился яркий и оригинальный окрас его машины, но главное - она дошла до наших дней в неизменном виде, благодаря тому, что была передана в Политехнический музей. В 2013-14 годах эта "Эстония" временно выставлялась в Музее ретро-автомобилей на Рогожском валу, где её несколько раз перемещали с места на место, что позволило мне сделать подробные снимки со всех сторон. А Алексей Рогачёв, автор сайта
http://ussr-autosport.ru, любезно предоставил отличную подборку исторических фото, сделанных в том сезоне.
Всё было готово, чтобы приступить к делу!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196221/429329088.1/0_1a7e5b_c941c216_orig.jpg)
К сожалению, доработать модель самостоятельно я не способен - в лучшем случае могу поменять резину или подклеить оторвавшуюся деталь. Правда, с тем же успехом могу и сломать... (((
К счастью, есть рукастые люди, которые, как и я, неравнодушны к тематике автогонок в СССР, и готовы прийти на помощь страждущим :)
С просьбой сделать из г...а конфетку я обратился к одному из таких умельцев, мастеру с большой буквы Вадиму Покровскому из Минска. В том числе потому, что его друг Борис Першин специализируется на изготовлении декалей.
Увы, его вердикт относительно возможности изготовления модели был неутешителен - слишком заморочная схема окраски...
Но был ещё и второй вариант, помните? Вот он-то и стал прообразом будущей модели.
Решено было делать "Эстонию-21М" Виктора Козанкова. На ней он ездил в сезонах 1986-87 годов, взяв сначала "серебро", а потом и "золото" чемпионата СССР в классе "Формула Восток".
Объективно Козанков входил тогда в пятёрку лучших "формулистов" страны, наравне с Напой, Асмером, Потехиным и Барковским. А, кроме того, мы с ним земляки! И в конце 90-х - начале 00-х годов я был едва ли не самым преданным почитателем его таланта, когда он уже на закате своей карьеры не раз давал прикурить более молодым соперникам.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195561/429329088.1/0_1a7e5c_46c702a0_orig.jpg)
Автомобиль этот знаменит тем, что дважды попадал на обложку журнала в советские времена! Сперва в "За рулём" за апрель 1987 года, а затем в "АМС-Автомотоспорт" за февраль 1990 года. Причём, если присмотреться, видно, что в обоих случаях фигурирует одно и то же фото.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/197700/429329088.1/0_1a7e5d_6711b44b_orig.jpg)
В процессе поисков удалось установить, что съёмка состоялась в августе 1986 года, затвором щёлкал штатный "зарулёвский" фотограф Владимир Князев, а было это на испытательном треке возле крупнейшего в СССР сервисного центра ВАЗ на Варшавском шоссе.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196631/429329088.1/0_1a7e5e_3252e72d_orig.jpg)
Источник:
http://visualrian.ru Фотографий явно было сделано много, и всплывали они в самых разных местах. У меня есть отпечаток с оригинального негатива, волей случая попавший ко мне из архива самого Льва Михайловича Шугурова. Другой снимок "засветился" в третьем томе его же энциклопедии "Автомобили России и СССР".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198569/429329088.1/0_1a7e5f_aaf425fd_orig.jpg)
То самое фото из архива Шугурова.
Наличие большого количества неплохих фотографий именно с той сессии и предопределило выбор прототипа образца 1986 года (на следующий год ливрея отличалась в мелочах, а в 1988-м Козанков пересел на новое шасси 21.10, чья окраска лишь в общих чертах напоминала прежнюю).
Машина эта, кстати, сохранилась и находится в Таллинне, правда, не в лучшем состоянии и вдобавок перекрашенная до неузнаваемости.
Необходимости в глубоком "перепиле" донора не было, тем не менее, работу мастер проделал немалую. Была удалена передняя ось, колёса теперь вращаются независимо друг от друга на маленьких гвоздиках. Исправлены зеркала заднего вида, в кокпит добавлены ремни безопасности и выключатель массы, раскрашены приборы, выведены вверх впускные патрубки карбюратора, заделано отверстие с правой стороны капота, пропилены боковые воздуховоды, по краям понтонов добавлены уплотнительные "шторки", заново изготовлено антикрыло и его крепление.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195559/429329088.1/0_1a7e60_1362d56d_orig.jpg)
В отличие от модификации 21.10, которую пытались изобразить в АЛ, на 21М задние дисковые тормоза установлены рядом с главной передачей, а не в колёсах. И эта особенность тоже сымитирована в модели!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196771/429329088.1/0_1a7e61_5826d0f2_orig.jpg)
Но лучше всего заметна, конечно же, новая ливрея!
Самую большую головную боль здесь доставил подбор основного цвета. На фото оригинала его восприятие варьируется от серого до чёрного, с уходом то в синий, то в фиолетовый - одно слово, металлик, "играющий" в зависимости от освещения! На мой взгляд, лучше всего его тон передают слайды из архива агентства "РИА Новости", которые я размещал выше.
Вообще, если собрать вместе фрагменты нашей с мастером переписки, касающиеся только лишь цвета, то получится текст не меньше, чем тот, что вы сейчас читаете )))
Дошло до того, что Вадим отыскал очевидца из местных гонщиков, в 80-е выступавшего на "кольце" в классе "Волг" и видевшего "формулу" Козанкова живьём, и устроил ему допрос с пристрастием!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196010/429329088.1/0_1a7e62_5542db68_orig.jpg)
То, что получилось в итоге, в известном смысле является компромиссом из высказывавшихся разными сторонами мнений. Но что мастеру определённо удалось сохранить в модели, так это "хамелеонистость". При рассеянном дневном освещении он выглядит как серый металлик, а вот попадание солнечных лучей мгновенно пробуждает в нём... золотистый блеск. Как по мне, лучше бы фиолетовый, но я не жалуюсь - всё же задача была архитрудная.
В остальном же модель превзошла мои самые смелые ожидания.
Отдельное спасибо следует сказать Борису за отлично сделанные декали. Каждая наклейка, от логотипа шин "Простор" и эмблемы ЦАМК СССР до выполненной специфическим шрифтом надписи "МОСКВА" на антикрыле, прорисованы очень точно и аккуратно. На фотографиях при большом увеличении можно разглядеть точки текстуры, но в жизни для этого придётся вооружиться лупой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194804/429329088.1/0_1a7e63_4e1791a2_orig.jpg)
В заключение стоит упомянуть, что весь процесс от отправки мастеру вводных до показа готовой модели занял ровно… неделю. Меня, привыкшего к тому, что многие проекты (в других местах) тянутся месяцами, это позитивно шокировало.
Добавлю также, что моя модель - не единственная, ещё две таких же живут в коллекции нашего экс-соотечественника, ныне проживающего в США. И я этому только рад, поскольку не придаю особого значения раритетности и лимитированности, а на первое место всегда ставлю приятные эмоции, которые вызывает модель. Поверьте, у "Эстонии" с этим полный порядок!
P.S. Анонс.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198569/429329088.1/0_1a7e64_4e11e791_orig.jpg)