Лицо с обложки. "Эстония-21М" 1986 года

Nov 27, 2016 18:59

Многие из здесь присутствующих наверняка помнят крайне неудачный выпуск АЛ №127. Тот экземпляр "формулы", с которого делалась модель, при жизни был конкретно "околхожен" и стоковую версию напоминал весьма отдалённо.
Но отечественный автоспорт - это одно из направлений моей коллекции (собственно, с него всё и началось), поэтому мне очень хотелось поставить на полочку эту машинку, только, разумеется, в "окультуренном" виде.




А знаете, что самое сложное при изготовлении модели гоночного автомобиля? Помимо поиска информации, которая в случае с советской техникой, как правило, довольно скудна и обрывочна, основной проблемой является воспроизведение цветографической схемы (или ливреи, как её ещё называют). Ибо она включает в себя не только базовый окрас, зачастую весьма причудливый, но и многочисленные спонсорские и информационные наклейки.

В автоспорте нередки случаи использования одинаковых автомобилей конкурирующими командами - в так называемых монокубках это и вовсе обязательно. Но даже при разрешённой свободе творчества жёсткие рамки технического регламента приводят к тому, что конечный продукт у разных производителей шасси получается очень похожим. Особенно это касается "формул", которые напрочь лишены характерных элементов, намекающих на принадлежность к той или иной марке - решёток радиатора, фар и прочих "изгибов Хофмайстера".
В таких условиях именно ливрея служит основным способом придания индивидуальности и, вкупе со стартовым номером, позволяет быстро идентифицировать автомобиль и гонщика на трассе.

А ещё она может быть просто красивой и запоминающейся. Удачные образцы копируются - не зря же в 80-е годы "копейки" вазовских гонщиков щеголяли перенятым у BMW триколором, а первая созданная в МАДИ "формула" походила на Lotus 72 не только конструкцией, но и окрасом.



Современная реплика гоночных "Жигулей" на этапе MCGP.

Прототипом "Эстонии-21" также послужил Lotus, только более поздний. Но для модели я с самого начала решил выбрать уникальную ливрею, не повторяющую какую-либо известную схему (учитывая, что этих машин построили аж 295 штук, заимствований хватало).
И, конечно, прототип должен был отличаться выдающимися спортивными достижениями - на кой мне авто какого-нибудь безвестного аутсайдера?

Перебрав множество вариантов, я в конце концов остановился на двух.
Наиболее перспективным мне показался первый - "Эстония-21.10" эстонского гонщика Тоомаса Напы, на которой он выступал в 1988 году. Для тех, кто хоть немного в теме, комментарии относительно выбора излишни. Для остальных поясню - Напа был многократным чемпионом Союза по ШКГ и безусловным лидером нашей сборной в Кубке дружбы социалистических стран (был такой чемпионат, где выясняли отношения гонщики из Восточной Европы).



"Эстония" Напы в музее на Рогожском валу.

Мне очень понравился яркий и оригинальный окрас его машины, но главное - она дошла до наших дней в неизменном виде, благодаря тому, что была передана в Политехнический музей. В 2013-14 годах эта "Эстония" временно выставлялась в Музее ретро-автомобилей на Рогожском валу, где её несколько раз перемещали с места на место, что позволило мне сделать подробные снимки со всех сторон. А Алексей Рогачёв, автор сайта http://ussr-autosport.ru, любезно предоставил отличную подборку исторических фото, сделанных в том сезоне.
Всё было готово, чтобы приступить к делу!




К сожалению, доработать модель самостоятельно я не способен - в лучшем случае могу поменять резину или подклеить оторвавшуюся деталь. Правда, с тем же успехом могу и сломать... (((
К счастью, есть рукастые люди, которые, как и я, неравнодушны к тематике автогонок в СССР, и готовы прийти на помощь страждущим :)

С просьбой сделать из г...а конфетку я обратился к одному из таких умельцев, мастеру с большой буквы Вадиму Покровскому из Минска. В том числе потому, что его друг Борис Першин специализируется на изготовлении декалей.
Увы, его вердикт относительно возможности изготовления модели был неутешителен - слишком заморочная схема окраски...

Но был ещё и второй вариант, помните? Вот он-то и стал прообразом будущей модели.

Решено было делать "Эстонию-21М" Виктора Козанкова. На ней он ездил в сезонах 1986-87 годов, взяв сначала "серебро", а потом и "золото" чемпионата СССР в классе "Формула Восток".
Объективно Козанков входил тогда в пятёрку лучших "формулистов" страны, наравне с Напой, Асмером, Потехиным и Барковским. А, кроме того, мы с ним земляки! И в конце 90-х - начале 00-х годов я был едва ли не самым преданным почитателем его таланта, когда он уже на закате своей карьеры не раз давал прикурить более молодым соперникам.




Автомобиль этот знаменит тем, что дважды попадал на обложку журнала в советские времена! Сперва в "За рулём" за апрель 1987 года, а затем в "АМС-Автомотоспорт" за февраль 1990 года. Причём, если присмотреться, видно, что в обоих случаях фигурирует одно и то же фото.




В процессе поисков удалось установить, что съёмка состоялась в августе 1986 года, затвором щёлкал штатный "зарулёвский" фотограф Владимир Князев, а было это на испытательном треке возле крупнейшего в СССР сервисного центра ВАЗ на Варшавском шоссе.



Источник: http://visualrian.ru

Фотографий явно было сделано много, и всплывали они в самых разных местах. У меня есть отпечаток с оригинального негатива, волей случая попавший ко мне из архива самого Льва Михайловича Шугурова. Другой снимок "засветился" в третьем томе его же энциклопедии "Автомобили России и СССР".



То самое фото из архива Шугурова.

Наличие большого количества неплохих фотографий именно с той сессии и предопределило выбор прототипа образца 1986 года (на следующий год ливрея отличалась в мелочах, а в 1988-м Козанков пересел на новое шасси 21.10, чья окраска лишь в общих чертах напоминала прежнюю).
Машина эта, кстати, сохранилась и находится в Таллинне, правда, не в лучшем состоянии и вдобавок перекрашенная до неузнаваемости.

Необходимости в глубоком "перепиле" донора не было, тем не менее, работу мастер проделал немалую. Была удалена передняя ось, колёса теперь вращаются независимо друг от друга на маленьких гвоздиках. Исправлены зеркала заднего вида, в кокпит добавлены ремни безопасности и выключатель массы, раскрашены приборы, выведены вверх впускные патрубки карбюратора, заделано отверстие с правой стороны капота, пропилены боковые воздуховоды, по краям понтонов добавлены уплотнительные "шторки", заново изготовлено антикрыло и его крепление.




В отличие от модификации 21.10, которую пытались изобразить в АЛ, на 21М задние дисковые тормоза установлены рядом с главной передачей, а не в колёсах. И эта особенность тоже сымитирована в модели!




Но лучше всего заметна, конечно же, новая ливрея!
Самую большую головную боль здесь доставил подбор основного цвета. На фото оригинала его восприятие варьируется от серого до чёрного, с уходом то в синий, то в фиолетовый - одно слово, металлик, "играющий" в зависимости от освещения! На мой взгляд, лучше всего его тон передают слайды из архива агентства "РИА Новости", которые я размещал выше.
Вообще, если собрать вместе фрагменты нашей с мастером переписки, касающиеся только лишь цвета, то получится текст не меньше, чем тот, что вы сейчас читаете )))
Дошло до того, что Вадим отыскал очевидца из местных гонщиков, в 80-е выступавшего на "кольце" в классе "Волг" и видевшего "формулу" Козанкова живьём, и устроил ему допрос с пристрастием!




То, что получилось в итоге, в известном смысле является компромиссом из высказывавшихся разными сторонами мнений. Но что мастеру определённо удалось сохранить в модели, так это "хамелеонистость". При рассеянном дневном освещении он выглядит как серый металлик, а вот попадание солнечных лучей мгновенно пробуждает в нём... золотистый блеск. Как по мне, лучше бы фиолетовый, но я не жалуюсь - всё же задача была архитрудная.
В остальном же модель превзошла мои самые смелые ожидания.

Отдельное спасибо следует сказать Борису за отлично сделанные декали. Каждая наклейка, от логотипа шин "Простор" и эмблемы ЦАМК СССР до выполненной специфическим шрифтом надписи "МОСКВА" на антикрыле, прорисованы очень точно и аккуратно. На фотографиях при большом увеличении можно разглядеть точки текстуры, но в жизни для этого придётся вооружиться лупой.




В заключение стоит упомянуть, что весь процесс от отправки мастеру вводных до показа готовой модели занял ровно… неделю. Меня, привыкшего к тому, что многие проекты (в других местах) тянутся месяцами, это позитивно шокировало.

Добавлю также, что моя модель - не единственная, ещё две таких же живут в коллекции нашего экс-соотечественника, ныне проживающего в США. И я этому только рад, поскольку не придаю особого значения раритетности и лимитированности, а на первое место всегда ставлю приятные эмоции, которые вызывает модель. Поверьте, у "Эстонии" с этим полный порядок!

P.S. Анонс.


автолегенды ссср, автоспорт, конверсия, вадим покровский

Previous post Next post
Up