Hearts are tough, Pete. Most times they don't break. Most times they only bend

Aug 20, 2011 02:51


Kids lose everything, kids have slippery fingers and holes in their pockets and they lose everything.

Разные бывают книги. Интересные и скучные, удачные и неудачные. Блестяще написанные и посредственные. А еще бывают книги, переворачивающие все внутри тебя, словно десятибалльное землетрясение, после которого еще долго нужно приходить в себя, чинить поломанное и расставлять по местам то, что уцелело.

“Сердца в Атлантиде” Стивена Кинга - одна из них. Прочитав ее, я совершенно ясно ощутил, что мне не важно, сколько еще томов плодовитый автор напишет впоследствии, и насколько хороши или плохи они будут. Потому что такая книга не только затмевает многие прежние победы. После нее можно сразу, авансом, простить любые будущие неудачи.

“Сердца”, вышедшие в 1999 году, притворяются сборником повестей и рассказов. На практике они представляют собой один, неровный по структуре, роман. На его страницах запечатлелись детство трех близких друзей в американской глубинке, бесшабашная студенческая молодость американского же университета 60-х, “главная война” Соединенных Штатов, Вьетнам, и ее последствия.

Это своего рода исповедь, взгляд назад представителя Поколения Х, и его попытка осмыслить пройденный им и его сверстниками путь. Чем же такая книга может заинтересовать человека, выросшего в иное время и в совершенно другой стране? И не просто заинтересовать, а глубоко зацепить, до слез, до рези в “обратной стороне глаз”?

Оказывается, очень и очень многим. Для того, чтобы проникнуться духом этого романа, не обязательно быть ни шестидесятником, ни жителем США. Ведь сожаления о преданных идеалах являются лишь одним из многих мотивов книги. Кинг пишет вовсе не панихиду по загубленной американской мечте; не хронику десятилетия и не запоздалую антивоенную пропаганду. В этих двух повестях и трех рассказах он говорит не о них. Точнее, не только о них. Спрашиваете, о чем же тогда?

Они о первом столкновении с чужими, но хорошими людьми, и горечи от понимания, что близкие могут оказаться намного хуже. О жестокости подростков, которая со временем грозит превратиться во что-то более страшное. Об одном по-настоящему взрослом решении, после которого в первый раз за всю жизнь испытываешь отвратительную смесь облегчения и стыда.

Они о первом открытии для себя настоящей литературы, которое станет не менее важным, чем появление в твоей жизни первого настоящего друга. Об ощущении нагретых солнцем губ, прижатых к другим губам, в уединении кабинки колеса обозрения, о детском поцелуе, с которым потом сравниваешь все остальные поцелуи в своей жизни. О небезопасном сексе в студенческой машине под доносящуюся из радиоприемника песню Плэттерс, который никогда не забудется.

Они о защищенности от всех тягот внешнего мира в микрокосме университетского кампуса и о встречающих тебя снаружи ударах дубинок полицейских. О глупой уверенности, что у тебя еще хватает времени, и о дурацкой карточной игре, отнимающей дни и ночи. О знаке в кружочке на спине твоей куртки, похожем на след воробья.

Наконец, они о бессмысленности и ужасе войны, совершенно любой войны, которая не щадит ни подонков, ни покладистых добряков. О падающем с неба огне и вываливающихся из твоего собственного живота кишках. О бесплатных приложениях к ветеранству - бесконечных визитах психотерапевта, алкоголизме и разводе с женой. О раскаянии, которое преследует тебя, и о котором никому не сможешь рассказать.

Вот, о чем эта книга самом деле. О вещах, которые пробирают до печенок вне зависимости от национальности, цвета кожи и политических убеждений. Ведь такие вмятины на сердце есть у каждого из нас.

Именно поэтому судьбы выдуманных героев книги, Кэрол, Бобби, Пита, Джона и Уилли, полны совершенно не выдуманной боли. Писатель пожертвовал “развлекательностью” фабулы, как и (почти целиком) мистической составляющей. На этот раз Кинг рассказывает достаточно простые и незамысловатые истории. Но он делает это с такой чуткостью и неподдельным состраданием, что не сопереживать его героям становится невозможно.

По сравнению с прочими произведениями автора роман может показатьтся вам менее занимательным в сюжетном плане. Однако он с лихвой компенсирует это великолепным психологизмом, удивительной глубиной в описании человеческих чувств, и, уверен, найдет отклик в вашей душе. Так что, если вы до сих пор не читали “Сердца в Атлантиде”, пора бы уже это исправить - абсолютно не зависимо от того, как вы относитесь к остальным работам Кинга.

гениальное, книги, stephen king, books

Previous post Next post
Up