"Три Матери" Дарио Ардженто

Aug 05, 2011 00:06


Критики не слишком хорошо понимают. Но критики и не важны - совершенно не важны. Потому что теперь зритель не верит больше критикам. Много лет назад критики писали о фильмах длинные статьи. Теперь они семью строчками ограничиваются: «Сюжет такой-то. Актер такой-то. Цвет хорош».

Дарио Ардженто насчет отзывов прессы о La Terza Madre
Мастер в этом вопросе абсолютно прав. Критики не важны. Важно то, нравится тебе конкретное произведение, или не нравится. Я совершенно случайно посвятил вечера уик-энда пересматриванию некоторых его фильмов и решил, что самое время немножко рассказать о них сообщникам. Тем более что, как водится, никто и не думал о них спросить.

В конце 70х Ардженто, сняв несколько лент в популярном жанре триллера с маньяком, захотел создать фильм несколько иной направленности. Вместе с подругой Дарией Николоди они задумали целую трилогию: серию фильмов о безжалостных и опасных ведьмах. Три Матери, Мать Вздохов, Мать Тьмы и Мать Слез, тайно управляют судьбами людей, распространяя вокруг смерть и разрушения. Горе тем, кто осмелился встать у них на пути!

Самая старая из них, Mater Suspiriorum, затаилась во Фрайбурге, в потайных комнатах балетной школы. О том, как молодой танцовщице пришлось лицом к лицу столкнуться со злодейкой и ковеном ее приспешников, повествует Suspiria, первая картина трилогии. Снятая в 77 году, она до сих пор считается одним из самых успешных фильмов режиссера. И немудрено! Тридцатисемилетний Ардженто, освобожденный от жестких канонов giallo, в полной мере продемонстрировал, на что способен итальянский хоррор-кинематограф.




Вместе с американской студенткой зритель внезапно оказывается во власти фантазма. Suspiria с неожиданной силой атакует оба основных канала восприятия: зрение и слух. Щедро используются основные цвета, красный и синий светофильтры наполняют экран потусторонними красками, совершенно непохожими на обычное содержание кадра в фильме ужасов. Не отстает и саундтрек, по обыкновению сочиненный Клаудио Симонетти.




Сюжет и персонажи теряются в этом ярком вихре, и весь фильм воспринимается скорее чредой отдельных зарисовок, фрагментами ночного кошмара, нежели единой стройной историей. Чтобы по достоинству оценить это кино, рассудок нужно оставить за дверью, и целиком и полностью положиться на эмоциональное восприятие. В этом случае увиденное вас не разочарует.

То же самое можно сказать и о продолжении трилогии, Inferno, снятом тремя годами позже. Буйство цветовых пятен и неординарное освещение превращают явление Mater Tenebrarum в нечто совершенно сюрреалистическое. Нервная музыка Кита Эмерсона, с энергичным электроорганом и появляющимся ближе к финалу фильма хором (поющим на латыни, как положено) дополняет картину. Попытки найти в повествовании логику обречены на провал. Смотрите сами: вот краткий пересказ одного из эпизодов фильма.




Пожилой и хромой хозяин книжной лавочки ненавидит чужих кошек, которые постоянно пробираются к нему в магазин. Он ловит их всех и запихивает в большой мешок. Для того, чтобы разделаться с ними раз и навсегда, он решает их утопить. Он не топит их в ванне, нет. Он не бросает их с моста в речку. Вместо этого он ковыляет на берег болота, которое располагается неподалеку, в центре Нью-Йорка. Но на мелком месте мешок не тонет, поэтому букинист лезет, где поглубже, поскальзывается и теряет костыли. Он барахтается в грязи и никак не может выбраться. Этим пользуются живущие на болоте дикие крысы, и нападают на него. Наступает лунное затмение. Из последних сил старик вопит о помощи. На крики из ближайшей закусочной прибегает повар - и своим большим ножом добивает книготорговца.




Что, бредово и смешно звучит? Вот, то-то же. Логику, повторяю, искать не нужно. Но прекратите это бесполезное занятие, и вы почувствуете аудио- и визуальный восторг: перед вами разворачивается действо, благодаря которому Дарио Ардженто когда-то стали называть “импрессионистом ужаса”. Это то, из чего делаются горячечные сны, пугающие своим одновременным сходством с реальностью и болезненной черезмерностью, в своей фантасмагоричности напоминающие некоторые рассказы По. Над всем воцарились Мрак, Гибель и Красная смерть...

А вот последняя из матерей задержалась. Окончание трилогии увидело свет лишь в 2007 году - спустя 27 лет! Неудивительно, что Mater Lachrymarum сильно отличается от своих предшественниц. Но вот в лучшую или худшую сторону?

Трудно сказать, хотя отличие Третьей от Второй и Первой довольно легко сформулировать. Это просто не ранний Ардженто. Дарио двухтысячных все так же кровав, нелогичен и атмосферен, но безумная колористика семидисятых уступила место более мрачному видеоряду. Для тех, кто внимательно следил за карьерой режиссера, это не новость; их подобной переменой не смутить.




Но из-за этого смотрится La Terza Madre совершенно по-другому. Да и рассказана история современного ведьмовстсва гораздо более последовательно. В результате конфронтация девушки-реставратора и древней нечисти больше напоминает уже не сон, а, скорее, пугающую сказку для взрослых. К счастью, итальянский автор остается верен себе. Это кинополотно стилистически не менее целостно, чем предыдущие, а уж когда дело доходит до канибальских убийств или сцен случайного насилия на улицах Рима, его в принципе сложно переплюнуть.




Что еще более важно, Ардженто - без разницы, старый или новый, - идет до конца. Как и прежде, его не останавливают табуированые темы, и ни он не боится показать изображения, которые любая из последних голливудских постановок сочла бы слишком шокирующими. Собираясь на просмотр его фильма, чувствуешь себя подобно одной из героинь Inferno, ныряющей сквозь дыру в подвале в затопленную комнату. Она знает, что это опасно, безрассудно и, скорее всего, плохо кончится, но ничего не может с собой поделать. Ведь там там наверняка находится нечто невообразимое и незабываемое...

ужасы, кино, dario argento, фильмы, horror, films

Previous post Next post
Up