Ещё один фильм

Aug 13, 2011 13:18

Пока этим летом саратовские кинотеатры отбивались от настойчивых просьб киноманов показать “Меланхолию” фон Триера (говорят, копий не хватает на всю Россию), наш Дом Кино активно рекламировал фильм “Ещё один год” Майка Ли. Впечатление, что эту ленту, участницу прошлогодней каннской программы (так ничего и не выигравшую, правда), показывают вместо скандальной премьеры Ларса фон Триера, было настолько навязчивым, что я решила её посмотреть.



Времена, когда хорошим тоном считалось смотреть радикальный артхаус, где инопланетного вида герои цитировали на неизвестных языках ненаписанные романы, кажется, уже прошли. Сейчас настоящий кинолюбитель смотрит умные фильмы про человека в сложном мире, отношения (не про любовь) и семью, снятые для престижных авторских кинофестивалей и противопоставленные своей умностью голливудскому потоку... Но вот я всё чаще замечаю, что оказываюсь на сеансах не в Доме кино, активно показывающем современные умные фильмы, а в 3D очках в мультиплексе. А ведь я уверена, что Дом кино - прекрасное место, которое нужно всячески поддерживать, и реже туда я стала ходить... Почему? Отличной иллюстрацией может как раз послужить фильм “Ещё один год” - яркий пример того, почему неинтересно смотреть современное умное кино.

“Ещё один год” - это хороший фильм. Здесь есть сценарий, режиссура, хорошие актёры, операторская работа и т.д. - всё, что ожидается от хорошего фильма. Самая главная проблема заключается в том, что он смертельно скучный. В целом, это отлично объясняется и сюжетом, и темой фильма.

Напрашивающимся эпиграфом в случае с этим фильмом будет: “Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки”. В центре сюжета “Ещё одного года” пожилая супружеская пара - муж, геолог по имени том Том, и жена, психолог в местной клинике по имени Джерри. Они очень счастливы, нежно любят друг друга, вкусно готовят, имеют взрослого сына и возделывают свой сад (в прямом смысле слова, за городом у них небольшой огород, где они с удовольствием возятся). А ещё они очень добрые, и из-за этого к их прелестному семейному очагу тянутся одинокие и неприкаянные - в первую очередь это коллега Джерри, секретарь в больнице по имени Мэри. Стареющая леди отчаянно молодится, надеясь подцепить молодого импозантного мужчину, и потому отвергает ухаживания полного и некрасивого Кена, также пригретого жаром семейного очага Тома и Джерри. Мэри - одна из самых интересных фигур в фильме, своим отчаянным одиночеством она бросает семейной идиллии немой упрёк за их безупречное счастье. И когда это отчетливо всплывает в середине фильма, начинаешь думать, что всё не так плохо. Но упрёк к финалу топится в полном развенчании Мэри, она кругом виновата, добро семьи торжествует. Правда, на поминках, но род приходит, солнце восходит, так что это уже мелочи.

Персонажей в фильме намного больше, они составляют “фон” ежедневной жизни семьи Тома и Джерри и - больше ничего. А общая скука вполне оправданна тем, что именно так и выглядят наши будни: "Скучно жить на этом свете, господа!". Финал, который зрители характеризуют как неоднозначный, на самом деле отсутствует. Просто в какой-то абсолютно случайный момент обрывается плёнка и всё, но мы-то уже понимаем, что род приходит и так далее.

В самом начале фильма, однако, была одна женщина, которая после просмотра кажется самой интересной из всех его обитателей. Она приходит к врачу просить рецепт на снотворное, врач, естественно, направляет женщину к психологу - Джерри. На приёме женщина не может припомнить ни одного счастливого дня в своей жизни и по шкале от 1 до 10 ставит себе единицу. “Ничего не меняется” - говорит женщина и уходит за своим снотворным. Больше мы её не видим, хотя это было бы интересно. Джерри абсолютно неспособна своей добротой и открытостью помочь ни Мэри, ни этой женщине, но она всё равно торжествует, в то время как другие страдают, и торжествует с полным на то правом и сознанием своей правоты. Но за тоннами скуки, если честно, и не разберешь, как режиссёр (он же автор сценария, как водится в таких фильмах) на самом деле относится к этой ситуации. Было бы интересно, если бы Джерри и Тому было выдвинуто обвинение за их счастье, но, в конце концов, какое это имеет значение, когда восходит солнце?

И вот на этом фоне неясных и невыносимо скучных высказываний умного кино, старый добрый голливудский пафос крепкой дружбы и счастливой семейственности смотрится ничуть не хуже, а то и честнее. Хотя и тому, и другому я уже начинаю предпочитать ужастики.

(скриншотов нет намеренно - они не несут в себе никакой информации)

кино, повседневность, фильмы, снобизм, увязание в плавающих категориях, films

Previous post Next post
Up