Когда вы последний раз играли в настольные ролевые игры? Да-да, ходили модуль, кидали кости и тщательно записывали изменившуюся статистику героя в специально предназначенный листок? Давно? Я так и думал. Это понятно, ностальгия по pen-n-paper RPG мучает не каждого. Но если вдруг вам захочется провести вечер-другой в компании любителей продукции Wizards of the Coast, бросающих огненные шары и взламывающих замки на сундуках, это несложно устроить. Нужно лишь желание, приличный интернет-канал и некоторое количество свободного места на жестком диске. Все остальное возьмет на себя Dungeons & Dragons Online.
Действие этой многопользовательской игры разворачивается в достаточно молодом (по сравнению с Forgotten Realms или даже Planescape) сеттинге Eberron. Его главная особенность - присутствие в мире не совсем привычных для D&D элементов: поездов, воздушных кораблей и даже целой расы механических созданий - warforged. Мощная магия здесь является редкостью, зато заклинания низких уровней, особенно в сочетании с какой-либо технологией, можно встретить на каждом шагу. Поэтому улицы городов по вечерам освещены магическими фонарями, а пещеры зачастую вместо криков летучих мышей наполняет гул таинственных машин. Но прежде, чем с головой окунуться в волнительный магитех, следует, как водится, создать персонажа.
Если вы совсем позабыли правила D&D, то процесс генерации рискует затянуться. Он разбит на несколько несложных этапов, и каждый из них сопровождается подробными и внятными подсказками. Но новичок, решивший настроить все параметры вручную, может потратить часы, выбирая расу, класс, статы и умения. Поэтому, если внутренний голос не шепчет “не забудь, без силы 13 не дадут power attack”, есть смысл воспользоваться одним из заранее заготовленных шаблонов. Они не идеальны, но точно позволят начинающему избежать печальных ошибок и заранее проигрышных комбинаций (типа паладинов с харизмой 8).
Человек, хорошо знакомый с системой, тоже обнаружит некоторые интересные нюансы. Например, чтобы сделать D&D-кастеров играбельными в рамках динамичного онлайн-мира, авторам пришлось несколько видоизменить традиционные ограничения, связанные с заклинаниями, а узаконенные третьей редакцией action points неожиданно (но очень эффективно) превратились в способ узкой специализации персонажей.
Каждый новый герой начинает свое путешествие на живописном острове Кортос, куда он попадает в результате кораблекрушения. Десяток мини-заданий, доступных в этой локации, представляет собой одновременно обучение и демонстрацию возможностей всей игры. Магов научат не соваться на передовую, воинам объяснят, как использовать подножки, ворам покажут, как находить и обезвреживать ловушки. И уж конечно, любому игроку дадут за это время почувствовать эпический размах происходящего: уже на таком маленьком клочке суши им предстоит столкнуться с культом сахагинов, иллитидом и даже (к счастью, не совсем лицом к лицу) с драконом. А по прибытии в стольный град Стормрич страннику открываются намного более продолжительные и разнообразные модули.
Именно так, модули. Следуя заветам настольной системы, разработчики разделили весь игровой контент на отдельные небольшие приключения. Некоторые из них доступны с самого начала; другие придется покупать за специальные Turbine Points. Хотите все и сразу? Извольте выложить некоторое количество американских долларов. Однако игроки неторопливые и терпеливые могут заработать на “продолжение банкета” без помощи валют реального мира, выполняя задания и приобретая репутацию среди многочисленных фракций Эберрона.
Многие приключения имеют несколько уровней сложности. И если на упрощенном “казуальном” даже юный бард-одиночка имеет шансы справиться с толпой кобольдов, то в “эпическую” версию до достижения героем 20 (текущий level cap) уровня просто не пустят. Уже прохождение “элитного” уровня в большинстве случаев требует сбалансированной и хорошо скоординированной партии, да и тогда грозит обернуться неоднократными пробежками до точки воскрешения. Поэтому перед штурмом особенно каверзных подземелий стоит подыскать себе подходящую команду, благо игроков, готовых к совместным вылазкам, на семи серверах всегда достаточно.
Графически DDO вряд ли кого-то сильно удивит: движку пошел седьмой год, пусть даже его изрядно доработали и украсили текстурами высокого разрешения. Однако в целом
картинка смотрится хорошо, в основном благодаря удачному дизайну локаций. Двадцать пятый склеп, полный нежити, сундуков и ловушек, совсем не похож на двадцать четвертый. Чего уж говорить об открытых пространствах! На них находится место и зиккуратам, и подвесным мостикам, и парящим в воздухе зданиям. Обитатели этого архитектурного изобилия тоже выглядят достойно, особенно если держать камеру на достаточном расстоянии. Вблизи, конечно, на некоторых модельках монстров заметен определенный дефицит полигонов, но общего впечатления это не портит.
Существует и ряд деталей, выделяющих игру из множества подобных; они-то и придают ей ту, особую прелесть, ради которой стоит в DDO погрузиться. Решайте сами, насколько привлекательными они окажутся лично для вас. Первый козырь прост: каждое, даже самое маленькое приключение сюжетно, и оно почти никогда не сводится к тошнотворному “убей 20 врагов” или “принеси 50 камней”. А крупные модули могут похвастаться очень развитой фабулой, связывающей воедино отдельные задания. Тут вам и отравленный водопровод, и пиратские страсти, и нападение на город планарных созданий.
Второй козырь, впрочем, гораздо мощнее. Разработчики постарались перенести в компьютерную версию настолки как можно больше аспектов оригинала, и сделали это на удивление удачно. Это значит, что нас ждет громадный бестиарий, огромный набор заклинаний и молитв, хитрая система классов. Не забыты и мелочи: для особо привередливых припасено даже специальное окошечко, отображающее выпавшие на костях броски.
Есть и поистине мастерский штрих, делающий процесс игры совершенно непохожим на стандартный MMO-геймплей. Каждая прогулка в недрах лабиринта сопровождается - как и должно быть! - вкрадчивым нарративом хорошего Dungeon Master’а. Например, квест Delera’s Tomb в Некрополисе ведет не кто иной, как сам
Гэри Гайгэкс. А что может быть для любителя Подземелий и Драконов более желанным, чем игровая сессия с человеком-легендой, я и представить себе не могу.