Во-первых нужно сразу признаться: я фанат, и Fallout 2 считаю одной из шести лучших CRPG, которые когда-либо были выпущены. Когда права были проданы Bethesda, а lead designer-ом был назначен человек, «чей гений стоит за самой великой на свете игрой TES 4» (как выражались на некоторых сайтах), день сменился ночью и солнце надежды погасло. Но не поиграть в него, когда он, наконец, вышел, было бы непростительно. И вот, что удивительно: Fallout 3 оказался совершенно не настолько ужасен, насколько можно было предполагать.
В то время как графическая составляющая вряд ли удивит современного игрока, падкого до повсеместного шейдерного лоска, она весьма и весьма недурна. Движок Gamebryo, доставшийся в наследство от дядюшки Oblivion, был немного модифицирован и довольно резво рисует нам радиоактивную пустыню, насколько хватает глаз (и/или настроек). Художники, видимо, получили четкие инструкции перерисовать родную пыльную ржавчину в 3d максимально похоже на оригиналы, и с задачей своей, на мой взгляд, справились на отлично. «Те самые» железные шкафчики, покосившиеся металлические каркасы, супермутанты - все похожи на Тех, Настоящих. Правильные кротокрыссы, правильные по-разному одетые рейдеры и, конечно, прекрасные, прекрасные гули, пострадавшие от радиации ровно в той степени, в которой надо, не дают возможности придраться к визуализации родной пустоши.
На смену чудесным амбиентным композициям Марка Моргана пришли (не менее, кстати, замечательные) популярные песни сороковых-пятидесятых годов в исполнении Эллы Фитцджеральд, Билли Холидей и других звезд ушедшего столетия, которые передают по местному радио. Пип-Бой 2000 таких возможностей не предлагал, а вот в Пип-Бой 3000, которым экипирован наш протагонист, уже вмонтирован радиоприемник. Благодаря ему мы можем, целясь из снайперки кому-нибудь в голову, петь вместе с Коулом Портером «Anything Goes» и слушать, как рассказывает о нашем продвижении вперед по сюжету харизматичный диджей местной радиостанции. А если рассуждения ThreeDog-а и сентиментальный ретро-поп совсем надоедят, можно настроиться на волну радио Анклава и услышать послания президента США своему народу. Ну, а уж когда и Главу современной Америки станет невозможно воспринимать, один щелчок - и наступает тишина, изредка прерываемая воем ветра, далекими выстрелами и лаем бродячих собак. Только не забывайте приодически включать приемник обратно, ведь в пост-ядерном эфире можно поймать далеко не один таинственный сигнал, достойный исследования. Так что в целом радио - отличная идея; единственная претензия, которую можно здесь предъявить - забавные тексты не слишком разнообразны и вскоре (хотим мы этого или нет) начнут повторяться. Зато актеров озвучания подобрали хороших. Например голос Малькольма МакДауэлла прекрасно подходит президенту Идену, а Рон Перлман уже в который раз выступает в качестве рассказчика, произнося дорогую нашим сердцам фразу.
Ролевая система SPECIAL никуда не делась, однако на этот раз она предстает перед нами в несколько измененном виде. Нам все так же предлагается раскидать очки по семи параметрам, а получив уровень - улучшать умения. Однако перки теперь выдают чаще, на каждом уровне; максимальный же уровень игрока стал даже меньше, чем в первой части - всего-навсего 20 (30, если установить дополнения, но об этом позже). Поскольку перемещения по карте происходят теперь либо пешком в реальном времени, либо мгновенно (если локацию уже посещали), из списка умений за ненужностью выкинули Outdoorsman-а. «Первую помощь» и «Доктора» объединили (и правильно!) в один скилл, а «Починка» теперь используется не только для приведения в порядок необходимых по сюжету генераторов: она понадобится для поддержания обмундирования героя в надлежащем состоянии. Да, теперь и оружие, и броня со временем изнашиваются и теряют свои боевые качества. Правда, даже если наш протагонист и не мастер на все руки, найти кого-нибудь, кто отремонтирует его пожитки, несложно.
Взлом замков и общение с компьютерами превратили в мини-игры и, надо отдать авторам должное, они не приводят играющего в такое нарастающее бешенство, как аналоги из Mass Effect. Более того, ковыряние шпилькой и отверткой в замке, а также поиск лишних символов в блоке памяти на протяжении всей игры смотрятся уместно, даже стильно. Смущают две вещи - наличие на компьютерах кнопки, которая позволяет совершенно безнаказанно начать хак сначала в любой момент, и всего 4 уровня сложности замков (хотя вбухать в умение нужно под 70 очков); в остальном очень и очень симпатично.
Больше всего опасений вызывало, разумеется, то, как походовые, почти шахматные драки первых двух игр перенесутся в трехмерную вселенную. Всем на удивление (а многим и на зависть), разработчики F3 сумели предложить не худший компромисс. По нажатию на волшебную кнопку V мир замирает, и игрок получает заветную возможность (точь-в-точь как раньше) прицелиться и выстрелить в ту конечность врага, которую сочтет нужной - если, конечно, у него достаточно очков действия. Те же, кто не скорбит по зелененьким процентам попадания и не желает эту возможность использовать, могут просто палить по врагам без остановки, хотя в этом случае теряется все, чем местные бои могли бы выделиться из общей массы стандартных, совершенно обделенных интеллектом шутеров от первого лица, в которых недостатка никто никогда не испытывал. Что ж, по крайней мере, играющий сам волен выбирать, что ему ближе - зачатки тактики или типичный тяжеловесный fps; авторы все же предусмотрели оба варианта.
Казалось бы, все не так плохо? Все, да не все. Оригинальный Fallout был игрой, в которой огромное количество вариаций при прохождении зависело от первоначальных характеристик героя. Играть за гения с высоким интеллектом, получавшим массу дополнительных вариантов диалога - совсем не то же самое, что проходить ее за имбецила с двойкой в соответствующем параметре, который на любой вопрос отвечает только «Угх» и «Аргх». Ловкий персонаж, не испытывающий недостатка в очках действия, вел себя на поле боя совершенно иначе, чем персонаж неповоротливый. Bethesda, к сожалению, совершенно обо всем этом забыла. Умный персонаж или глупый, разговаривать с ним будут практически одинаково; меткий он или нет, тоже не столь важно - стрелять (и попадать) сможет запросто. Иногда, правда, проскользнет в разговоре что-нибудь, связанное с тем или иным высоким параметром нашего подопечного, но это никогда (понимаете, никогда!) не приводит к сюжетному разнообразию. Единственное облегчение (жаль, редкое), что разработчики хотя бы вспомнили, что герой с хорошо подвешенным языком может избежать некоторых вооруженных столкновений.
А их в третьем Fallout очень много. По просторам огромной (правда огромной) Столичной Пустоши, по которой предстоит скитаться выходцу из убежища 101, кочуют рейдеры и супермутанты, бегут стаями бездомные собаки и кротокрысы и тихонько едут смертельно опасные роботы. К несчастью, я говорю не о случайных встречах, вернее, не только о них, но и о локациях карты. Крупных поселений, более-менее похожих на цивилизованное пост-апокалиптическое сообщество всего два, что не идет ни в какое сравнение с предыдущими играми серии; прочие представляют собой города-призраки, деревни, в которых не завалялось больше одного квеста, а также тоннели подземки, базы рейдеров и прочие строения, до отказа набитые врагами. И пусть боевка не противна, а местами даже занятна, она занимает 90% игрового времени. На диалоги и выполнение заданий (отличных от «пойди - убей», я имею в виду) отводятся остальные 10, и здесь, как ни печально, похвастаться тоже нечем. Один забавный квест (многоэтапный, с ветвлениями и какими-никакими вариантами) дают в первом же городе; для того, чтобы найти второй приличный, придется отыскать полусекретную локацию. Все остальное время главный герой больше всего напоминает усталого малооплачиваемого курьера.
Не сильно радует сюжет: «поиски» новоиспеченным vault dweller-ом отца в целом бесхитростны и прямы как рельса; за исключением красивого момента примерно в середине игры (который представляет собой 100%-ный спойлер), они не заставляют в предвкушении сидеть на краешке стула, скорее, а вызывают желание побыстрее с ними разделаться. Так же мало радости приносит и финал, смехотворно пафосный в обоих, «хорошем» и «плохом» вариантах. Разработчики предпочли, нарушив традицию, ничего не рассказать о том, что произошло дальше с существами и городками, встреченными в процессе игры. Да оно, в общем, и понятно, ведь шансов Вершить Судьбы нам, за исключением последних десяти минут игры, и не предоставляли.
Но что же говорят очевидцы? «Прошел за неделю, видел сны про Мойру Браун» -
repofan ; «Демо потенциально хорошей игры» -
polymental69 ; «У меня просто челюсть отвисла от радости» - 13-летний посетитель форумов. Не стану кривить душой: искать огрехи и плеваться я тоже начал, только пройдя его до конца, до того момента ни слабость сюжетной линии, ни бесконечная боевка не вызывали желания бросить. Также стоит отметить, что авторы хорошо позаботились о продлении удовольствия: пять загружаемых дополнений не только добавляют в игру лишние часы геймплея, но и подтягивают Fallout 3 *почти* до уровня первой части. Они подправляют куцую концовку, поднимают level cap и разнообразят декорации (Аляска, космический корабль, заброшенный заповедник). А одно из них демонстрирует играющему, что при желании можно как соблюсти мрачно-ироничный настрой культовых предшественников, так и произвести на свет приличную квестовую составляющую.
Bethesda подтвердила свой статус серьезного разработчика современных игр, сделав весьма и весьма неплохую, вызывающую привыкание игру. Заметна и работа над ошибками Oblivion (отсутствие клонированых подземелий, удобные горячие клавиши и т.п.), и аккуратный подход к стилистике оригинала (это касается и аудио, и видео), и старание по возможности бережней обойтись с чужой вселенной. Кроме того, тягаться с Bethesda по масштабности игрового мира (о наполнении, правда, говорить не будем) сейчас просто некому. Однако вместо полноценного продолжения культовой игры у авторов F3 получился скорее фанфик на заданную тему, которому (как и подавляющему большинству фанфиков) далеко до оригинала, но который очень приятно испытать - как и любой масштабный и качественный фанфик. Остается только надеяться, что Fallout 4 - когда он неизбежно появится - будет по отношению к третьему тем же, чем и второй по отношению к первому: улучшенной, расширенной версией предыдущей игры не только в количественном, но и в качественном отношении.
Подведем итоги. Fallout 3 - хороший продукт: красивый, увлекательный и оснащенный вменяемым управлением. Если вы ищете, на какую бы из современных игр потратить время, берите смело. Обидно не будет. Однако, если вы жаждете сюжетных откровений, глубины проработки, или просто хотите воскресить в памяти фирменный настрой и особенности геймплея первой и второй игр серии, отложите его в сторону. Ничего из перечисленного в нем нет. Перепройдите лучше Arcanum.