Барака / Baraka

Mar 31, 2009 10:40

Помнится, в MK2 был такой персонаж, с суровыми стальными лезвиями, торчащими из рук. Но в линейке на длительной основе он как-то не прижился, появившись потом только в релизах типа «мы собрали их всех вместе» и, возможно, в версиях для современных, а не винтажных приставок. Все это я пишу, отдавая дань краеугольной «игровой» тематике сообщества. Так как речь пойдет совсем о другом.



В последнее время у меня вызывает болезненную аллергию лишнее мельтешение, избыточное действие и слова, слова, слова на экране моего мониторчика. Поэтому, просмотр данного фильма доставил. Если попытаться обозначить увиденное краткой и актуальной формулировкой, то я бы сказал «анти миллионер из трущоб». Сходясь в пристрастии к НЕевропейской эстетике с прописавшимся в соседнем посте оскароносце, «Барака» выигрывает во всем остальном. Здесь нет банального сюжета, нам не рассказывается поведанная миллионы раз «история», да и вообще на протяжении всей картины не говорится ни слова. Зато присутствуют в избытке красивые картинки, снятые на дорогущую камеру и искусно подлаженная под визуальщину эзотерическая музыка.




Конечно, снять чистый медитативный опыт, не отягощенный смысловыми концептами, у авторов не вышло, да такая задача, вроде как, и не ставилась. Наиболее читаемый конфликт - это столкновение естественного и искусственного, мира природы и этники с миром передовых технологий и индустриального производства. Пожалуй, наиболее удачно это показано не в кадрах с бензопилой, вгрызающейся в массивный ствол какого-то гигантского тропического дерева (по правде, это вообще инвайерменталисткий штамп), а в сцене с этническим чернокожим аборигеном, украшающим свое лицо традиционным узором, с помощью обычной пластмассовой расчески. Вот это тонко, красиво и, что называется, неоднозначно - не то, что безбожно перегруженное предыдущее предложение!




Как мне удалось установить, у фильма был, по крайней мере, один предшественник. «Коянискацци» Годфри Реджио, отснятый за десять лет до «Бараки», и надо отметить, что он был обставлен по всем показателям. Помимо того, что картинка и музыка изрядно разочаровывают, если включить их после субжа, они еще и смонтированы в раздражающе гринписовской манере. Впечатление, что попал на урок по активному природоведению, а не на сеанс погружения в мироздание. Кроме того, в «Бараке» помимо пейзажей показываются и люди - лица крупным планом, отчужденно глядящие как-то сквозь зрителя. В «Коянискацци» же человечки максимум присутствуют, как дополнение к обстановке, а не как герои своих собственных жизненных историй, проходящих перед нами в течение нескольких секунд экранного времени.




Так что, если хочется помаяться первые 20 минут, а потом либо выключить, раздраженно плюнув, либо «погрузиться» - рекомендую. Это лучший из известных мне двух вариантов.

всякая эзотерика, documentary, ron fricke, films

Previous post Next post
Up