Про «Murder in the Abbey» я узнала в сообществе, посвященном Умберто Эко. И конечно же подумала, что раз мне нравится «Имя розы» - книга, с которой связана игра, то мне совершенно необходимо в неё поиграть. Так вот. Это был не совсем верный подход.
Во-первых, игра не по книге Эко. Это квест про загадочные убийства в средневековом аббатстве. И я бы даже не стала говорить, что это игра сделана по мотивам «Имени розы». Потому что история, которая рассказана в игре, совершенно самостоятельна и не опирается непосредственно на сюжет книги. Но, однако, авторы игры книжку читали, возможно именно она их и вдохновила на изобретение своего сюжета про «убийства в аббатстве». Подробностей я не знаю, да это и не так важно. Связь игры и книги я бы определила так: В игре «Murder in the Abbey» присутствует целый ряд отсылок к роману Умберто Эко «Имя розы». Получается в общем-то очень интересный и вполне постмодернистский «диалог» игры и романа.
На самом деле решение прекрасное, за это авторам игры большое спасибо. «Имя розы» - как и любой другой роман Эко, полон таких отсылок и диалогов, но его можно читать и просто как детективную историю. Так же и играя в the Abbey, вы можете параллельно следить за «диалогом» с романом, а можете просто играть в обычный квест. Таким образом, знакомство с книгой Эко добавит Вам впечатлений от игры, но и полное неведение относительно событий «Имени розы» не сделает игру неинтересной или непонятной.
Теперь собственно о самой игре. Как я уже сказала, это квест. Неплохой квест. Не слишком сложный, но и не слишком простой, относительно короткий и достаточно динамичный. Мы играем за монаха Леонардо де Толедо и его ученика Бруно, последнему предстоит вступить в братию удаленного и богатого аббатства, особенно знаменитого своей библиотекой. Леонардо де Толедо, как и Вильгельм у Эко - монах известный своим острым умом и «дедуктивными способностями», получает от аббата задание расследовать таинственную смерть одного из монахов, на которого упало огромное кадило. Ну да, схема похожа на то, что было у Эко, но это только схема, вот в её реализации есть серьезные различия.
Начну с главного отличия и одного из главных плюсов игры. Это характеры персонажей. Героев в игре не много и потому каждый выписан очень подробно и аккуратно. Характеры в основе своей имеют стандартные типы, одинаково знакомые всем и часто использующиеся как в литературе, так и в играх. Типичность в данном случае - не недостаток, а прием, причем очень грамотно и последовательно примененный.
Возьмем хотя бы главного героя - брата Леонардо. Его сходство с героем Эко состоит только в его выдающихся интеллектуальных способностях, что уводит нас от Эко уже дальше к Шэрлоку Холмсу, в остальном же - это представитель типа «презрительный мизантроп и сноб». Весьма зловредный, самодовольный и жестокий товарищ. Что особенно интересно в контексте его добродушных предшественников. Мне он не понравился, я имею ввиду, как человек - что забавно, он же блин протагонист...)))
Его ученик - Бруно - тип «наивная душа». Он принимает все в серьез и буквально, не способен оценить тонкого юмора наставника, не слишком сообразителен, страшно боится попасть в Ад. В общем, ему, как всегда, не повезло, потому что Леонардо над ним регулярно издевается и ласково называет «своей личной зубной болью». Это, как видите, не Ватсон и не Адсон. Обитатели монастыря не менее интересны: тут и тучный Аббат, способный часами созерцать блестящие золотом церковные сокровища, и приор - серый кардинал и карьерист с презрительной ухмылкой, и ворчливый и озлобленный коротышка Егидио - местный завхоз, благодушный и набожный повар, зануда-переписчик с кроличьими зубками, увлекающийся алхимией, сильный и добрый богатырь кузнец и ещё несколько других, не менее интересных монахов.
Все же о трех братьях из аббатства я хочу поговорить отдельно. Во-первых, это Библиотекарь. Читавшие Эко насторожились? Зря! Я же говорила, это другая сказка. В «Аббатстве» библиотекой заведует известный всем тип «почитатель всех на свете правил». Вас, конечно, не пустят в архивы и дальние отделы библиотеки, но в данном случае лишь потому, что это запрещено уставом. Отличный выбор в сложившейся ситуации, я считаю.
Следующий герой - тип «помешанный старик» - садовник Аркадио, который часами разговаривает с увядшим растеньицем по имени Клотильда. Ко всему прочему, у него ещё, кажется, маразм и склероз. Как быстро такой старичок может вывести из себя брата Леонардо? Правильно, за секунду. «Бедная Клотильда, ты так одинока!». Отличный герой, мне он очень понравился.
И третий персонаж - местный переводчик. Брат Умберто. Любит покушать ;-)
Теперь немного о том, как организована игра. Мы проводим в аббатстве всего несколько дней и за это время там происходит много всяких таинственных событий. Весь сюжет поделен на главы, в центре каждой - одно из центральных происшествий. В принципе, в каждой главе у героя есть своя четкая цель, достижение которой «запускает» действие следующей главы и меняет время суток - красивый прием, а всего лишь перерисовали небо))) Такая четкая организация не дает игроку «повиснуть» в воздухе, почти нет ситуаций, когда не знаешь, куда идти и с кем говорить.
Если же кажется, что вы зашли в тупик, то можно прочитать дневник, в котором Леонардо каждый раз четко определяет следующую цель, или просто обойти аббатство по кругу - оно маленькое и в нашем распоряжении карта, по которой можно быстро перемещаться из одной части аббатства в другую - вызывается кнопкой M. Инвентарь появляется, если увести мышку вверх экрана, там же есть и кнопка «почитать дневник» в виде книги, «посмотреть» - левая кнопка мыши, «использовать» - правая, активные предметы подписаны. Двойной щелчок на стрелке, указывающей на следующую доступную локацию - мгновенный в неё переход, что вообще весьма полезно, учитывая, что монахи предпочитают ходить медленно и чинно. Никакого обучения и подсказок по управлению в игре нет, потому все так подробно и описываю. Инвентарь, я вот, например, нашла не сразу, а дневник вообще в середине игры)))
Все загадки так или иначе связаны с конечной целью главы, которая, как я уже писала, всегда известна. Происходит это примерно таким образом: «мне нужно построить шалаш, пойду в лес рубить ветки, но сначала нужен топор, пойду к кузнецу, кузнец занят - ему нужно… между делом возьму на стенке веревку». Достаточно много при этом зависит и от раздобытой у монахов ценной информации, обойти Аббатство, чтобы «поговорить со всеми» придется не раз. Конечно, самые занимательные загадки ждут нас на пути в библиотеку, тут и тайные двери и механизмы и цитаты из Библии и полюбившийся мне барельеф с пятнашками. Они все едва ли не проще, чем все предыдущие брождения по аббатству, зато к месту и занятные.
Одним из ключевых понятий в играх для меня является стиль. И вот по этому поводу к архитектуре Аббатства и стилизации меню и инвентаря «под готику» претензий нет, тут все очень красиво и продумано, художники явно очень старались. Над обликом персонажей создатели тоже немало потрудились, они, в отличие от локаций, уже трехмерные, но на мой взгляд, отрисовка слишком «американская», а ведь игра сама - испанского производства. (По той же причине мне не нравятся, например, все наши последние полнометражные мультики про богатырей). Музыка в игре тоже прекрасная, ровно такая, какой Вы её представляете, когда слышите о том, что действие будет происходить в средневековом аббатстве - торжественная и величественная, как церковные гимны.
The Abbey - это хороший современный квест, потому и несложный, потому и короткий. Ничего сверхъестественного, конечно, но играть в него приятно - игру делали люди добросовестные, аккуратные, с головой и с хорошим чувством юмора. И книжки они хорошие читают))). В общем, моя оценка, больше и лучше, чем на AG.ru, во многом потому, что я не стала даже пытаться сравнивать эту игру со старыми играми от Sierra и Lucas Arts. Делать это у меня нет ни желания, ни возможности - я же в них почти не играла.
И напоследок: Кто-нибудь уже объяснит мне, в чем разница между жанрами quest и adventure (адвенчура)? А то на ag.ru The Abbey назвали adventure и я в конец запуталась...