Долго и упорно преданные немецкие фанаты под псевдонимом mindfactory клепали свой "Сломаный Меч два с половиной", вдохновляясь первыми двумя частями сериала и невзирая на то, что сами Revolution уже сделали и третий и четвёртый. Вообще их понять можно - там ого-го как было чем вдохновляться, так что задумали они не наколеночную поделку, а полноценное претенциозное продолжение, которое в полной - насколько это возможно для любительского творения - мере могло бы отразить всю их безграничную влюблённость в любимые Broken Sword'ы.
Что же у них получилось? И прежде всего нижеследующего, всё-таки хочется сказать: молодцы немцы-фэны, что довели своё дело до конца и так или иначе, а подарили всем квестоиграющему миру то, что обещали, а не пропали в безвестии! Настоящие мужыки! Так вот, что же у них получилось?
Вы узнаёте... всё?Получилось крайне, просто до безумия трогательно, из-за чего, собственно, и хочется играть и советовать всем, кто в теме интимных взаимотношений Джорджа Стоббарта и Нико Коллар... с тамплиерами и прочими древними слишком крутыми и опасными для этого мира дядьками. Ну во-первых, стилизация, или, говоря по-простецки, закос под первые части откровенен и явственен: геймплей скопирован полностью один-в-один, все курсоры разумеется передраны, и визуальный стиль всего старательно имитируется вместе с расстановкой хотспотов. Что ещё более приятно, очень недурно стилизованы тексты и диалоги: комментарии фэнского Джорджа где-то в 95% случаев звучат совершенно в духе того старого доброго Джорджа, к которому мы привыкли. И это конечно весьма добавляет масла в огонь разгорающейся ностальгии. Во-вторых, кстати, сама ностальгичность, которая выходит далеко за рамки описанного только что. BS 2.5 просто катастрофически ностальгичен, и его подназвание Return of the Templars следует читать как Return of just right everything you saw in Broken Sword. И на посещение доброй половины старых мест и старых лиц с постоянными восклицаниями Джорджа в духе "О, я помню этого парня - он работал здесь несколько лет назад! Удивительно, он всё ещё тут..." или "Ах, помню как я тут почесал затылок, когда мы тогда стояли с Нико на этой лестнице" не могут не вызывать сочувственной/понимающей ухмылки.
А у нас всё по-прежнему...Как я уже сказал, по большей части это очень умиляет, но кое-где это возвращенство переходит всякие границы и в том числе границу атмосферной ностальгии и начинает несколько коробить. С другой стороны, если вспомнить, сами Revolution не брезговали неожиданными возвращениями старых знакомых из пепла, но кое-какого персонажа фанатам возвращать точно не стоило. Делая подобного рода любительское продолжение, можно попытаться сделать абсолютно новое видение и развитие на исходной основе, а можно уйти в сплошную бесвкусную ностальгию, обожающе обсасывая все идеи оригинала. Где-то посередине между этими крайностями лежит золотая середина, баланс и гармония между ностальгичностью и свежестью. А BS 2.5 на этой шкале лежит где-то посередине между золотым идеалом в центре и необузданной ностальгичностью.
Потому что попытка далеко не бездарна, она заключается именно в воссоздании атмосферы, антуража и стиля, а не в топорном копировании готовых картинок из готовых игр, которым, к сожалению, не брезгуют некоторые поклонники. Так вот, BS 2.5 идёт дальше этого, пускай и опираясь на ностальгический костыль, своей ногой он шагает бодро, изображая приёмы предшественников. Конечно, одним из первых приёмов идёт в ход интрига: на игрока с самого же начала сбрасывается труп и не абы кого, а самой Нико Коллар, которая пишет письмо о смерти которой приходит Джорджу. Наверное, не будет большим спойлером, если я скажу, что в самом же начале игры вы встретите её живой и невредимой в её хорошо знакомой парижской квартире, но час от часу, разумеется не легче и всё равно Джордж оказывается вовлечён в водоворот интриг лёгким движением изящной французской ручки, принадлежащей его девушке. Да-да, немцы не постеснялись воплотить-таки тайные влечения игроков, кои были порождены и во всю жестоко мозолились Revolution, которые всё время показывали нам как Нико с Джорджем сияют счастьем, спасая друг друга от смертельных опасностей и как обнимаются от радости при очередном триумфе, но всё почему-то у них вот никак-никак не того, так что вольные мечтатели свели-таки двух друзей-приключенцев, хотя бы формально сделав их парнем и девушкой.
Вновь почувствовать себя в шкуре Нико тоже дадут. Хотя и немного. Так вот, вдвойне дорожащий незабвенной журналисткой, Стоббарт начинает копаться в заваренной ею каше и сам заваривается в ней не меньше. И недурно, интригуют и вызывают любопытство, надо сказать, заводя в цепочку заварушек и маленьких и больших путешествий по карте туда да сюда, хотя поначалу и несколько в откровенно линейном стиле. Но так или иначе фирменные камерные загадки с размахом в парочку локейшнов вас ждут. И вот эти типичные ситуационные загадки, то вполне закономерные, то возникающие в связи с какими-то неожиданными событиями и обстоятельствами являют тоже очень неплохое подражание ощущению игры в оригинальные Мечи. Пусть здесь всё и на порядок проще, но общупать кучку хотспотов, из которых не все обязательные, смекалисто применить предметы, правильно поговорить с кем надо и быстро среагировать в момент жизненной опасности - всё это придётся не без удовольствия повторить. Хотя ситуации и суть загадок порой вызывают разные степени недоумения, всё равно как-то интересненько и после совершения сущей нелепости как-то не возмущаешься. а только хихикаешь - всё-таки фэнскому квесту более чем простительно. А что касается персонажей, то все с кем, придётся поговорить как и полагается будут с некоторой изюминкой, какой-то индивидуальной чертой и это, опять-таки, в точку. И конечно же, во время разговоров придётся использовать эти самые милые значки для выбора темы. Жаль, правда, что нельзя обсуждать с персонажами имеющиеся предметы - это большое упущение. Возможность показывать всем подряд всякую ерунду, что Джордж таскает в кармане всегда была крайне весёлой фишкой серии. Но, к сожалению, даже сам Стоббарт далеко не все предметы готов как-то особенно комментировать, что вовсе возмутительно.
Один из лучших самобытных локейшнов. И персонаж на нём кстати тоже. Хотя, к квестовым достоинствам игры следует всё же отметить проскальзывающие достаточно милые шуточки и забавные отсылки. И безусловно, всё не было бы так по-broken sword'ски, если бы не атмосферная контекстная музыка, то неожиданно звучащая сама собой поверх качественного фонового шума текущей локации, то сопровождающая какие-то действия, затронутые в разговоре темы или просто то, о чём говорит в данный момент Джордж. Не очень хочется вдаваться в то, насколько музыка похожа на ту, что была первоисточнике, она в принципе являет достаточное подобие этакого гибрида саундтреков всех частей, но важно другое - она отличнейша, великолепна и слушать её сплошное удовольствие, а победителей не судят.
Но пора бы плеснуть уже половник дёгтя. Фэнским проектам иногда удивительно везёт на талантливых композиторов, иногда даже больше чем на художников. Все старые локации перерисованы почти безупречно, некоторые локации новые места нарисованы достойно, кое-какие сносно, но нет-нет, да и проскочит ощущение недоделанности и невылизанности. С одной стороны как-то жестоко требовать от любительского проекта последнего, но здесь высокий уровень работы был одной из главных составляющих концепции, разве нет? Поэтому визуально ощущения вложенных нехилых усилий и любительщины будут постоянно прыгать друг на друга и вызывать лёгкий моральный дискомфорт. В графике некоторых сцен даже не постеснялись использовать отрендеренные элементы, в частности для анимации. Это неприятный диссонанс, но не смертельно. Но вот одно из самых странных решений принятых создателями это определённо рендеренные в 3D видеоролики. Зачем? Почему? Где это было в первых двух Мечах? Честное слово, никто бы не обиделся на простенькую скромную двумерную анимацию, которая зато в общем стиле, или если бы игра вся была бы в реалтаймовом 3D, но... трёхмерные ролики? Они так не к месту, что уже как-то даже не особенно расстраиваешься их сугубо любительскому по любым меркам уровню мультика про пласмассовых кукол. Вообщем-то даже их неуместности не очень расстраиваешься, они может и эффектны даже, но когда думаешь, сколько сил было на них угроблено, просто угроблено, убабахано, ухлопано и профукано драгоценных же было сил, которые можно было пустить на то, чтобы сделать саму игру лучше.
Вау. Montfaucon.А ей бы не помешало ведь. Ещё одна вещь, которая сразу бросается в... уши, это, конечно, немецкая озвучка. На самом деле, все положительные ощущения, что я расписывал выше приходят несколько погодя. Сначала немецкоговорящий Стоббарт и вообще неожиданно немецкие все просто выбивает из колеи непривычностью. Когда привыкаешь (и включаешь английские субы в опциях), то вообщем-то понимаешь, что озвучка вообщем-то неплоха и, между прочим, на главную роль был утащен актёр, озвучивавший Стоббарта в официальных немецких версиях. Ничего так, но какой-то он слишком эмоциональный, озабоченный и взволнованный.
Вообщем, для любительского, с позволения сказать, продукта, конечно очень впечатляюще и даже длина неплохая. Хотя именно когда окончательно выгрываешься и думаешь "ну ладно, плевать на эти частности, что там дальше будет-то??" игра быстренько закругляется. И фокусируешься обратно с уютных локейшнов с забавными человечками, которым можно с чистой совестью строить пакости во имя спасения мира на сюжет, который про ТАКОЕ, что приходится руками помогать глазам широко раскрываться и выпучиваться. Но тут не будем очень придирчивы, BS'овский тамплиер вообщем-то никогда не скромничал и охотно вынимал древнего бога майя из одного рукава и апокалиптического дракона из другого, чтобы лишний раз дать возможность Джорджу Стоббарту войти в книгу рекордов Гиннеса по количеству спасаний мира. Так что неплохо-то оно недурно, но вполне могло бы быть и лучше, и это ощущение не покидает на всём протяжении любительского сиквела. Но тем, кто очень любит серию, врядли стоит себя лишать порции трогательной искренней ностальгии, тем более что
задаром.