Eternam

Jul 05, 2008 07:55

Странная игра - хочется сказать про Eternam, но назвать его странным равносильно тому, чтобы обозвать Secret of Monkey Island забавненьким. Правда состоит в том, что этот квест до крайности странен и неадекватен во всех своих проявлениях и представляет собой одно сплошное недоразумение. Делает ли это его плохим? И да, и нет. Это в первую очередь делает его нестандартным, а значит и источником соответствующих необычных ощущений. Хотя, безусловно, и на одной только нестандартности выехать нельзя. С таких вот позиций мы и будем его рассматривать.
С другими квестами Eternam роднят только самые основы геймплея, которые собственно и делают его квестом. Но во всём остальном он непримирим со всеми прочими играми и чужд всяким традициям. Хотя, если призадуматься, многое выглядит закономерно и роднит его с духом олдскульных игр, которые были суровы и предназначены для героев задротов увлечённых геймеров, для которых никакая задача не невыполнима и которые пройдут игру даже если она состоит из миллиарда одинаковых долгих скучных действий, которые нужно выполнять отчаянно сражаясь с управлением, которое имело несчастье навеяться в шальную голову разработчика в один из неудачных дней его жизни.
Вот такие мы крутые ребятаНо в интеллигентной и уютной компании классических, как мы их теперь называем, квестов, среди которых Eternam и появился, он выглядит просто диким варваром. Начнём с того, что ему совершенно не нужна эта ваша мышь (выкиньте её из окна), управление целиком и полностью ложится на клавиатуру. Текстовые квесты, Little Big Adventure и Broken Sword 3 прекрасно доказали, что полностью клавиатурное управление может быть безумно удобным и расслабляющим, так что врядли это повод для огорчения. Правда в Eternam далеко не самое удобное клавиатурное управление какое могло бы быть, но вполне приемлемое и вообщем-то не утомляющее. В вашем распоряжении ходьба-бродьба со стрелочек и стандартные квестовые действия смотреть-говорить-брать-использовать, причём использовать можно только какой-то предмет из инвентаря, который предварительно нужно выбирать каждый раз открывая инвентарь, что является ещё одним доступным действием. Действия можно выполнять нажав Tab и выбрав их стрелочками из меню снизу экрана, либо непосредственно при помощи горячих клавиш L, S, T, U, I (гораздо лучше было бы положить их на произвольные, но соседние друг с другом кнопки, конечно, но создатели Eternam уготовали вам вовсе не райское наслаждение. Скорее адское. Наслаждение. Мда). При этом хотспоты подсвечиваются автоматически, если вы проходите мимо них, то появляется пунктирная линия от глаз главного героя Джонза к предмету и его комментарий, в точности тот же, какой вы увидите если нажмёте возле этого предмета "посмотреть".
Так и хочется спросить: смешно?? Мощь нашей игрищи в том, что половина хотспотов абсолютно неразличима с фоном в самом буквальном смысле - проходя мимо сотой вазы, 99 идентичных которой вы видели в других комнатах, вы можете внезапно "увидеть" внутри неё какой-то полезный предмет. Остаётся только радоваться, что не приходится заниматься пиксельхантингом вручную, а просто держать глаз востро и иногда обходить кругом каждый стул и обнимать стены. Персонажи, с которыми можно общаться, не подсвечиваются, но вполне заметны итак. Другое дело, что добрая часть из них будет недружелюбна в самом худшем из смыслов - обсудить с ними можно только одну ветку диалога за заход в комнату, где они есть, или вообще (а в сидюшной версии ещё и нет субтитров, даже при выборе собственной реплики). Не надо на меня так смотреть о_о , это правда - в некоторых случаях для того чтобы выудить интересные вам части диалога придётся загружать сейвы. Но в этом нет ничего неестественного, по крайней мере более неестественного чем весь остальной игровой процесс - загружать сейвы в Eternam'е придётся много и часто, уверяю вас. И это оттого во-первых, что умереть вы можете очень внезапно и по причине, которую едва ли сочтёте достойной для этого (хотя врядли это отпугнёт любителей сьерровских квестов, которые привыкли умирать от того, что они свалились с первого попавшегося обрыва или сами по доброй воле внезапно решили облизать горячую сковороду).
Некоторые места не лишены эстетики... кстати говоря, вы любите подглядывать за девушками? А во-вторых, помимо брождения по типично квестовым плоским рисованным локациям вам предлагается путешествовать от одного скопления таковых до другого по полностью трёхмерной поверхности планеты, куда нашего Дона Джонза и послали отдыхать от его многочисленных космических подвигов (это я так внезапненько вам завязку сюжета вывалил! Аа, не ждали? То-то же!). Путешествия эти так приглядны как только мог быть пригляден программный рендеринг в реальном времени в 92 году - достаточно добротно вообщем-то (хотя ничего не могу с собой поделать - каждый раз почему-то хотелось увидеть это же на движке Oblivion'а). Джонз будет сломя голову носится на своих двоих с дикой скоростью пробегая любые кусты и холмы, так что сам процесс оных путешествий напоминает более дикие гонки на внедорожнике, чем адвенчуру или экшн, который зачем-то примешан ко всему этому в виде толп всякой ошивающейся швали и странных существ, которые, как нетрудно догадаться, готовы вас прихлопнуть при первой же встрече, а здоровье у Джонза не бесконечное, хотя постепенно и восстанавливается само.
Гори в аду, случайный прохожий!! Зато у него есть что-то в духе бластера, которым можно лихо уничтожать небредших на улице недругов, которые почему-то будут взрываться как будто каждый из них был отъявленным террористом-смертником. Но уничтожение бесконечно встающих у вас на пути кровососов достаточно бессмысленное занятие потому что унестись от них прочь в одно мгновение не составляет труда. Удивительно, но при всём при этом с некоторыми блуждающими личностями можно (и желательно) даже поговорить как с обычными персонажами, а в обычных квестовых локациях встречаются монстры, коих можно уложить тем же бластером, если и там мигает сигнал, предупреждающий об опасности. Надо заметить, что по непонятной причине, попадание на улице в обыкновенную воду, даже если это лужа метр на метр, проводит к моментальному захлёбыванию нашего героя, что отнимает у него здоровье с чудовищной быстротой, будто бы он находится под артиллерийским обстрелом. И это всё будет украшать каждое перемещение от одного местечка к другому, также провоцируя параноидально сохраняться в - угадайте что - ограниченное количество слотов.

Эээ. Да. Возможно, что всё именно так.Некоторые загадки даже будут иметь некоторый привкус логичности после того, как они будут решены, где-то разработчиками даже заботливо будут запрятаны подсказки и намёки на решение, но в целом ничто не попортит вам чудную обстановку напрочь слепого гадания и радостного/отчаянного выполнения произвольных действий в поиске решения загадок, присутствие и суть которых тоже будет весьма неочевидным предметом. Не говоря о том, что некоторые из них откровенно бредовы, а иные издевательски жестоки - как например тест из 20 вопросов о научных фактах и деталях игрового мира или хождение по плиткам (читай - пикселям) с иероглифами в правильном порядке. Кстати говоря, иногда верное решение ищется исключительно методикой save-load. Но совсем тупиковых ситуаций в игре, кажется, нет - если вы ещё живы, вы можете вернуться куда-нибудь на добрых много километров назад и что-нибудь доделать, если найдёте где и что это было. Нет, не подумайте ничего слишком дурного, обладая достаточным зарядом мазохизма большую часть всего этого реально одолеть своим собственным, гм, умом, в чём вашему скромному слуге практически удалось убедиться, но вот резинового терпения, необходимого, чтобы самостоятельно расправиться со всей игрищей до конца ему всё же не хватило.

OMGНадеюсь, теперь становится понятным, что ругаться и негодовать по поводу очевидных недостатков и просто милых очаровательных простительных странностей Eternam'а абсолютно бесполезное дело. Их можно только проглотить как они есть или вычеркнуть эту игру для себя, что вполне можно понять - далеко не всем и не всегда захочется такого безумия (СЛАБАКИ!). Но - отвечая на напрашивающееся "а зачем вообще тогда, если всё вот так?" - иногда хочется именно чего-то такого странного и нестандартного, может даже сумасшедшего. И подобные желания игра удовлетворяет сполна, может даже впрок. А ей, представьте себе, есть чем это делать. Привычная рисованная пиксель-артовая графика и анимация будут сочетаться с векторной, уже упомянутой полностью трёхмерной графикой и даже FMV-вставками в щедрых на красочно показанных с зумами и множественными клоуз-апами неожиданности игровых сценах, где чарующая дикость брутального Eternam'ского юмора будет кидаться на вас из-за всех углов. Гениальным я бы его не назвал, но невпечатляющим тем более - местами игра такие штуки откалывает, что с искренним и горячим восхищением думается "ну и психство!".
Дааа, пожалуй это был самый сильный момент в игре и один из самых чудных game over'ов на моей памяти. Нет, ну это же просто чудесно: "You've just walked on my cat"! Совершенно сумасшедшие ситуации, их возможные развития, абсурдные смерти и убийственные своей издевательской смелостью пародии на многие игровые и не только явления, приёмы, персонажей и глум игры над самой собой - вот та светлая сторона и истинная сущность Eternam'а, ради которой есть смысл проходить его. Ради множества минут нездорового веселья, из которых не будет ни единой минуты обыденности. И ради возможности поговорив на улице с персонажем, застрелить собеседника на месте как паршивую собаку. Вы ведь всегда мечтали об этом, не так ли?
Разработчики не особо думали о сюжете. И не подумали пожалеть игрока, который может озвереть от некоторых моментов геймплея и бесчисленных смертей. Не подумали о музыке, которая кроме задорной заглавной темы весьма бредова (что впрочем, адекватно, конечно) и звучит в половине случаев невпопад или вообще не звучит. Они вообще ни о чём таком не думали, они просто методично и с услаждением глумились без каких-либо границ, от души мстя игрокам за всё хорошее, завлекая их в свой жестокий мир, где красиво и плавно меняется время суток и постоянно "приходит на помощь" симпатичная девушка. Можно было бы поиздеваться и с гораздо большим вкусом... но это не отнимает очарования у Eternam'а, тем более что мало что может с ним сравниться по безбашенности. Так что как доза нестандартных ощущений он - самое оно и впечатление оставит самое неизгладимое, заставив позабыть на некоторое время о "обычных" квестах. Если вы, конечно, его переварите - о чём с самого начала нашего обзора и говорилось, чем мы и его закончим.

игры, adventure, games, quest, квест

Previous post Next post
Up