Сладость и радость

Apr 12, 2008 16:28


мало кто влюблялся бы, если б раньше не читал о любви
Ларошфуко

Honey&Clover это не название экзотического блюда для травоядных сладкоежек, не способ развлечь себя в невесомости и даже не название фирмы. Это аниме. Хорошее аниме о любви, счастье, искусстве, жизни и судьбе.

(противникам сентиментальности - не входить! )





Я уже писала немного об этом аниме в своем ЖЖ. Но тогда я посмотрела только первую половину мультика. Недавно ко мне в руки попал второй сезон «финал» этой истории. И теперь мне нет преград!

Выпустили Honey&Clover почти те же самые люди, что и Paradise Kiss. Как и Paradise Kiss эта история скорее для девочек. Как и Paradise Kiss это сказка, вписанная в детально прорисованную реальность - сказка, действие которой разворачивается в соседнем доме. Как и Paradise Kiss это история о творческих людях и творчестве в целом. Как и Paradise Kiss, это история любви.


Я выросла среди книг и в книгах. Я безнадежно испорчена тысячами прочитанных страниц. Я вижу реальность сквозь бумажные очки. Следовательно, я ничего не знаю о любви. Если долго и внимательно читать классическую литературу - очень скоро приходишь к выводу, что любовь бывает двух видов - «с первого взгляда на всю жизнь счастливая» (В конце будет свадьба. Хоть папенька и против). И вторая - «несчастная тоже на всю жизнь с обязательными жертвами». Все, кто ревнуют, обижаются, думают о себе и не приносят себя в жертву при каждом удобном случае - плохие. Это, конечно, поверхностное впечатление, но другого вывода в детстве сделать невозможно.

Наверное, Paradise Kiss и Honey&Clover так нравятся мне именно потому, что изнутри взрывают эти «детские» и «книжные» представления о любви. Теперь можно быть ревнивым, обиженным и всё равно хорошим. За это больше не наказывают. Максимум - жалеют. Да, это признаки слабости духа. Но кто сказал, что обязательно быть сильным? Разве слабость и нерешительность не характерные признаки того времени, которое зовется «молодостью»? Или «юностью». Как хотите.


«Шестикомнатный дом без горячей воды в десяти минутах ходьбы от художественного колледжа. Построенный двадцать пять лет назад, арендная плата - тридцать восемь тысяч йен. Хлипкие стены без всякой звукоизоляции. Все проживающие - студенты. Утром светло, поскольку все окна выходят на восток.»

Юта Такэмото


Мы видим этот мир его глазами. Мультфильм начинается его поступлением в колледж и заканчивается сразу после его выпуска. А пока он только начал самостоятельную жизнь и хочет найти себе место под солнцем. Он не уверен, есть ли у него талант. Он не знает, что будет делать после окончания колледжа. В его студенческой жизни будет два ключевых «события» - поездка на велосипеде через всю Японию и любовь к Хагу-чан. Первая придаст ему уверенности в себе и поможет определиться с профессией. В любви ему повезет меньше - вырвавшееся у Юты признание откроет всю безысходность и безответность его чувства. Но последствиями этого станет не просто подростковая депрессия. В финале именно он задаст ключевой вопрос о том, был ли вообще смысл в этой его пресловутой несчастной любви. И будет точно знать ответ на него.

Хагуми Ханомото или Хагу


Белокурый ангел, она выглядит на 12-13 лет, а на самом деле всего лишь на год моложе Юты. Её красота, хрупкость, чистота и наивность делают её образ практически неосязаемым. В неё невозможно не влюбиться. И по большому счету абсолютно все герои в ней души не чают. Она «не от мира сего», почти не говорит, боится всего подряд и полностью погружена в свои картины. Она безумно талантлива и одинока. За ней почти с пеленок присматривает её дядя - Шуджи Ханамото - Шуу-чан. Долгое время он был её единственным другом, только в его обществе она чувствует себя в своей тарелке. Из всех поклонников она явно выделяет Мориту - человека, столь же талантливого, как и она, и следовательно, столь же одинокого. И несмотря на взаимность их чувства, счастливыми влюбленными их не назовешь. Во второй части Хагу делает свой выбор между любовью и искусством, повседневностью и вечным праздником…

Шинобу Морита


Весь первый сезон - самая загадочная фигура в мультфильме. Никак не может закончить свою дипломную работу, потому что регулярно исчезает и возвращается с чемоданами денег. В конце концов, его друзья обнаруживают Мориту на церемонии вручении Оскара за лучшие спецэффекты. Несмотря на астрономические заработки у самого Мориты почти никогда нет денег даже на еду. Лишь в конце второго сезона мы узнаем, на что именно копят он и его внезапно объявившийся брат, и кем был их отец… А пока мы знаем только то, что он безумно талантлив и влюблен в Хагу. Практически все свое свободное время он проводит, совершая «во славу Хагу-чан» тысячи бесполезных и сумасшедших поступков. Так что его бедной жертве приходится спасаться от него бегством.

Такуми Маяма


Мы встречаем его уже взрослым - выпуск не за горами и скоро пора будет искать работу. Однако Маяме долго выбирать место не приходится. Он практически «навязывает» себя главе «Harada design» Рике, в которую давно влюблен. Но Рика замкнулась в себе, и ему приходится приступом прокладывать дорогу к её сердцу. Кроме того, в Маяму по уши втрескалась одна студентка - Ямада, и теперь не дает ему прохода. В итоге стараниями Ямады предмет её воздыханий становится её близким другом, и тут уже Маяма начинает переживать, когда за девушкой начинает ухаживать его коллега - известный бабник Номия. Но главным человеком в его жизни всё же остается Рика, он ревностно оберегает её и следит буквально за каждым шагом своего директора.

Аюми Ямада.


Девушка-гончар. Делает прекрасные неровные вазы, которые пользуются успехом. Она начинает сотрудничать с «Harada design», где работает её любимый Маяма. Днем она весела и активна, без конца вешается ему на шею и смеется, а оставшись наедине с собой льет горькие слезы - ведь сердце Маямы давно принадлежит Рике. Её утешителем и рыцарем становится Номия, также работающий в «Harada design». Он берет на себя роль «психоаналитической жилетки». В результате из совместных сеансов бесед Ямада вынуждена признать следующее: 1. в «пылу страсти» она меньше всего думает о состоянии самого Маямы, 2. она страшно ревнует его к этой Рике и, кстати, не собирается просто так отступать. Окончательно спутав Ямаде все мысли, Номия немедленно предлагает ей позвонить ему, если станет совсем тяжело. И она звонит. Есть что-то в этом Номии, что заставляет Ямаду задуматься, так ли уж ей нужен Маяма… Выходит, любовь не вечна?

Харада Рика.


На несколько лет старше главных героев. Никак не может забыть своего погибшего мужа. По натуре замкнутая, после его смерти она порывает почти все контакты с окружающим миром, занимаясь только завершением проектов дизайн-агенства, которое создал её муж. В её молчаливые планы вмешивается молодой, упрямый и влюбленный Маяма. В конечном итоге его старания не пропадают зря. Рика, не способная на новое сильное чувство, сдается его энергии и «позволяет» Маяме любить себя стать её новым рыцарем и одновременно опекуном.

Шуджи Ханамото.


Уже совсем взрослый, он преподает в колледже, где учатся остальные персонажи, и играет для большинства из них роль «старшего товарища». Шуджи уже многие годы оберегает Хагу-чан от суровой реальности, и готов в любой момент бросить для неё всё, но никогда в этом не признается. Когда-то у него был лучший друг - Харада, муж Рики. Их знаменитая троица в студенческие годы была известна всему колледжу. Именно он познакомил Маяму и Рику. Не кидается в гущу событий, сохраняя авторитет «взрослого». Но как оказалось, и ему есть чему поучиться у других. В своих чувствах, например, некоторые ещё неоперившиеся юнцы разобрались намного лучше…

Такие вот герои. Их жизнь меньше всего похожа на «санта-барбару». Каждый их поступок совершенно логичен и тем более непредсказуем. Они очень живые и бесконечно обаятельные, они - те самые «творческие личности», о которых уже столько было сказано. Если не учитывать стандартные для аниме условности и загадки прошлого, то их проблемы настолько похожи на тараканов в голове любого студента, что даже страшно: «Любовь - да, любовь - это очень важно. Кстати, где бы подработать, съесть чего-нибудь вкусненького… А что я, между прочим, хочу от этой жизни? Кем стану? Потусить! Выпить! Выпить! Любовь! Ммм… какие ножки. Работа! Диплом! Выпить! Что, Морита-сэмпай, откуда ты опять прилетел?» И, наконец, очередное подробное рассмотрение темы - «Гениальность - заурядность: трактовки, проблемы, статус». Японцы вообще любят порассуждать об этом, обычно избегая делать какие-либо выводы. Здесь по тонкости и многозначности оценки они, кажется, превзошли сами себя - получилось интересно.


Все это может показаться банальным, что ж, это «повседневность» - она донельзя предсказуема. Но качество исполнения, стиль, не побоюсь этого слова - тонкость в изображении характеров делают этот мультфильм бесконечно приятным и интересным. Амбивалентное положение мира Honey & Clover между реальностью и сказкой не позволяет оторвать глаза от экрана (как и красота отрисовки). Да, и конечно же, я забыла сказать о названии. Оно вовсе не бессмысленное. В слове honey (англ. - мед) заключены как раз все их любовные коллизии, встречи и расставания. В общем, межличностные отношения - сладкие, но в них так легко увязнуть, знаете ли. А вот в связи с clover (англ. - клевер) нужно вспомнить о концепте «sadame» (яп. - судьба, рок). Центральным эпизодом в «совместной» жизни всей этой большой компании становится поиск четырехлистного клевера, который, как известно, приносит удачу. Что характерно, несмотря на многочасовые и массовые поиски, ничего они не находят...


Что же это значит? Все будет плохо и уже ничего не исправишь? Никто не поженится, никто не разбогатеет, никто не станет великим и знаменитым? Или этот клевер им просто не нужен, и удача зависит только от их собственной энергии? А вот посмотрите мультик и узнайте, согласны ли с вами господа японцы.

anime, j.c. staff, повседневность, umino chika, romance

Previous post Next post
Up