Неэффективно выполняется приоритетный национальный проект “Образование”. В докладе Счетной палаты за 2008 год отмечается, что в рамках нацпроекта «Образование» через Министерство образования Республики Марий Эл поступившее оборудование по ряду показателей не соответствовало требованиям учебного процесса и не позволяло эффективно использовать его при проведении практических занятий, а часть учебно-наглядного оборудования поступила в неисправном состоянии. В дальнейшем неисправное учебно-наглядное оборудование было отремонтировано.
Аудиторы Счетной палаты в 2007 году выявили неэффективное управление чиновников Государственного комитета РМЭ по профессиональному образованию и его подведомственных учреждений. На момент проверки Счетной палаты (2007 год) 9% выпускников сирот по окончании учебных заведений не были обеспечены одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием и единовременным денежным пособием в размере не менее 500 рублей. Аналогичные нарушения установлены и в ходе встречных проверок, проведенных в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональный лицей № 26» и ГОУ СПО Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий». Кроме того, выборочной проверкой отчетных данных 2006 года ГОУ СПО Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий» установлено, что ГОУ Республики Марий Эл «Научно-методический центр профессионального образования» перечислены 16,9 тыс. рублей за экспертизу педагогической деятельности, проведенной после получения лицензии. В этом техникуме, компенсационные выплаты детям-сиротам на питание, выданные по ведомостям за январь-март 2005 года в сумме 102,9 тыс. рублей, отнесены вместо статьи 262 «Пособия по социальной помощи населению» на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», что является нецелевым расходованием бюджетных средств.
Отметим также, что за последние годы число общеобразовательных учреждений сократилось на 19,3%, в сельской местности - на 23,9%! Численность учителей сократилось 20%. По сравнению с 2000 г. число дошкольных учреждений сократилось на 15,8%. И на данный момент стоит острая проблема нехватки мест в детских садах. В 2006 году ситуация усугубилась. На 100 мест в дошкольных учреждений претендуют свыше 110 человек. Связано это в первую очередь с сокращением численности дошкольных учреждений в Марий Эл, отсутствие профессиональных кадров. Если в 1999 г. в дошкольных учреждениях работало 3649 педагогических работников, то в 2005 г. - 3325 человек.
Серьезные нарушения выявлены и в нацпроекте «АПК». В нарушение пункта 28 раздела III Правил предоставления субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности РМЭ, администрацией МО «Волжский муниципальный район» принято заявление от граждан с документами, не соответствующими установленному перечню, а в нарушение пункта 30 Правил правильность оформления документов не проверялась.
В рамках программы «Социальное развитие села до 2012 года предусматривалась газификация домов в сельской местности в количестве 5668 единиц. Но реально газифицировано лишь 3346 единиц домов, т.е. почти в 2 раза меньше. Сравнительный анализ объемов фактического финансирования свидетельствует о неравномерности распределения бюджетных инвестиций между муниципальными образованиями. Значительная доля бюджетных ассигнований по газификации направлена в Параньгинский (19,6 %) и Медведевский (12,2 %) районы. Бюджетные ассигнования на газификацию Оршанского района в 2006-2007 годах не выделялись, хотя уровень газификации в данном районе составлял 19,3 процента, что ниже среднего показателя по республике в 2,3 раза.
Аудиторы Счетной палаты отмечают низкий уровень управления чиновниками Министерства строительства и ЖКХ РМЭ и их подведомственных структур (ГУП «СЖЭУ»). В ходе проверки выделенных денежных средств на проведение капитального ремонта ветхого жилищного фонда выявлен факт превышения фонда оплаты труда от утвержденных сметных назначений. Установлено, что в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ на строительство 80-квартирного жилого дома по ул. Эшкинина в г. Йошкар-Оле в сумме 3 230,75 тыс. рублей использованы не эффективно. Не осуществлялся надлежащий контроль за финансированием капитального строительства объектов республиканской адресной инвестиционной программы.
В результате на строительство 80-квартирного жилого дома по ул. Эшкинина в г. Йошкар-Оле было выделено денежных средств на 1 млн. 10,0 тыс. рублей больше, чем предусмотрено Программой. В то же время на строительство 54-квартирного жилого дома по ул. Осипенко в г. Йошкар-Оле направлено бюджетных ассигнований на 1 010,0 тыс. рублей меньше, чем запланировано.
ГУП «СЖЭУ» также допущено нарушение госзаказа на проведение строительно-монтажных работ на участке строительства тепловой сети. В нарушение п.15.2 ст.22 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» авансовый платеж вместо 30 процентов был оплачен в размере 68,8 процента стоимости контракта.
Финансовые средства, выделенные из республиканского бюджета на строительство жилого дома в пос. Медведево, использованы неэффективно, так как дальнейшее финансирование строительства объекта не было предусмотрено.
Особое удивление вызывает растрата денег (а больше это назвать никак нельзя) для улучшения условий работы марийских бюрократов. На комплексную реконструкцию территории Дома правительства из бюджета Марий Эл выделили 170 млн. 939 тыс. рублей. На реконструкцию улиц и зданий, прилегающих к Дому правительства, выделили 62 млн. 38 тыс. рублей. Очевидно, руководству республики очень хотелось построить «красную площадь» и «кремль» за счет бюджетных денег.
В 2007 году было выделено 1 млн. рублей на евроремонт здания министерства сельского хозяйства, 1 млн. 340 тыс. рублей на евроремонт здания министерства строительства, 18 млн. 41 тыс. рублей на реконструкцию фасада здания мэрии г. Йошкар-Олы, 1 млн. рублей на строительство гаражей для министерства культуры, 500 тыс. рублей на строительство здания для Управления образования, 523 тыс. рублей на реконструкцию объектов МВД и прокуратуры РМЭ, 3 млн. 740 тыс. рублей на реконструкцию здания РСМЭУ УГИБДД. В 2007 году за счет бюджета РМЭ решили улучшить условия жизни постоянному представительству Республики Марий Эл в Москве. На реконструкцию помещений постоянного представительства РМЭ в г. Москве будет потрачено 3 млн. рублей.
400 тысяч рублей будет потрачено из бюджета региона за 50 серебряных медалей, непонятно для кого предназначенных, но с надписью "От губернатора Республики Марий Эл Леонида Игоревича Маркелова". Если они от Леонида Игоревича - так пусть и заплатит за них из своей зарплаты. А если не хочет, то почему бы честно не вычеканить: "От налогоплательщиков республики"?
Значительные финансовые затраты в 2008 году были предусмотрены на автотранспорт чиновников. Постоянному представительству Республики Марий Эл в Москве понадобилась новенькая Audi A6 за 1 млн. 600 тыс. рублей и Mersedes-Benz S класса за 4 млн. 870 тыс. рублей. Управление внутренних дел по городу Йошкар-Ола решило приобрести себе Toyota Corolla ZRE151L-FEGNKW стоимостью 700 тыс. рублей. Чиновники из министерства государственного имущества остро нуждаются в джипе Hyundai Sonata 2 MT GLS стоимостью 600 тыс. рублей.
Не отстают и районные чиновники. Администрация Новоторъяльского района желает купить Kia Sportaqe 2,0 M/T G072 за 900 тыс. рублей. Финансовому отделу этого же района заказали FordFocus SE за 600 тыс. рублей. А вот финансовый отдел Моркинского района ограничился «Волгой» (ГАЗ-31105-590) за 395,7 тыс. рублей. Администрации Килемарского муниципального района срочно необходим седан Opel Vectra стоимостью 600 тыс. рублей.
Следует отметить, аудиторы Счетной палаты систематически находят нарушения в исполнении бюджета Марий Эл. Ярким тому подтверждением служит проверка Счетной палаты РФ бюджета РМЭ в 2006 году. В ходе проверки было установлено, что нарушен порядок санкционирования расходов на сумму свыше 810,5 млн. рублей. По итогам проверки аудиторами Счетной палаты РФ президенту РМЭ Л.И. Маркелову было предложено:
- произвести сокращение объема средств резервного фонда Правительства Республики на 2006 г. на сумму 3150,0 тыс. рублей, использованных в 2005 г. не по целевому назначению;
- погасить кредиторскую задолженность, сложившуюся на 1 января 2006 года, включая задолженность, образовавшуюся по обязательствам, вытекающим из Федерального закона «О ветеранах»;
- в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение бюджетного законодательства, в том числе и устранить выявленные нарушения.
Реакция со стороны руководства республики была неадекватной. Марийские чиновники заявили о том, что опубликованный доклад Счетной палаты РФ «не соответствует действительности».
Марий Эл является высокодотационным регионом, с огромным госдолгом и разрушенной экономикой. Руководство республики фактически ничего не сделало за 8 лет, для того чтобы вывести регион из кризиса. А переход современного российского общества от кризисно-реформируемого состояния к устойчивому развитию и связанные с этим модернизация политической системы общества, укрепление государственности невозможен без повышения эффективности работы структур власти и управления всех уровней.
Источники
1.ОТЧЕТ о работе Государственной счетной палаты Республики Марий Эл за 2008 год (Утвержден
решением коллегии Государственной счетной палаты Республики Марий Эл. Протокол № 2 от 6 февраля 2009 года) - официальный сайт Счетной палаты РМЭ (
http://www.gsprme.ru/?module=pages&pageid=otchet&b=4)
2. ОТЧЕТ о работе Государственной счетной палаты Республики Марий Эл за 2007 год (Утвержден
решением коллегии Государственной счетной палаты Республики Марий Эл. Протокол № 2 от 31 января 2008 года) - официальный сайт Счетной палаты РМЭ (
http://www.gsprme.ru/?module=pages&pageid=otchet&b=4)
3. ОТЧЕТ о работе Государственной счетной палаты Республики Марий Эл за 2006 год (Утвержден
решением коллегии Государственной счетной палаты Республики Марий Эл. П. №1. Протокол № 2 от 31 января 2007 года) - официальный сайт Счетной палаты РМЭ (
http://www.gsprme.ru/?module=pages&pageid=otchet&b=4)
4. Закон “О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов”. Принят Государственным Собранием РМЭ 25 ноября 2008 года
5. РОССИЙКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИКА 2008 (подготовлен Федеральной службы государственной статистики РФ), Москва 2008, УДК 31 (470), ББК 65.051.9(2Р), Р 76, ISBN 978-5-89476-260-9
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. сборник / Росстат. - М., 2009.
7. Исследование относительной кредитоспособности субъектов РФ 2008 («Рейтинговое агентство АК&М» при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ). -
www.akm.ru/rus/temp/rc/ 8. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития регионов Российской Федерации в 2008 году, подготовленной Федеральной службой государственной статистики (http: //
www.gks.ru) 9. Информация о долговых обязательствах, отраженных в государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации, представленная Минфину России во исполнении статьи 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Приказа Минфина России от 21 декабря 2004 г. N 119н
10. Размещение заказов на тендеры правительства Марий Эл - официальный сайт правительства РМЭ
http://gov.mari.ru/tender/ 11. «Адресная социальная помощь малоимущим категориям граждан РМЭ на 2009-2011 годы” (УТВЕРЖДЕНА приказом Министра социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от «16» апреля 2008 г. № 77) -
http://gov.mari.ru/rep/address_help.doc 12. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2007/2008 годы «Регионы России: цели, проблемы, достижения», - официальный сайт ООН (
http://www.undp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=2&cmd=publications1&id=49)
13. Отчет Счетной палаты РФ проверки целевого и эффективного использования государственных средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Республики Марий Эл за период деятельности с 1 января по 31 декабря 2005. - (
http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/1839/)
14. Доклад МИНИСТЕРСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ “О социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации (МАЙ 2009)” - (
http://www.minregion.ru/WorkItems/ListNews.aspx?PageID=434)
Александр Фридом