Краткая оценка качества управления республики Марий Эл в период кризиса (часть 1)

Aug 05, 2009 12:54

              В условиях финансово-экономического кризиса в России необходимо провести оценку качества управления субъектами РФ.  За последние 8 лет социально-экономическая ситуация в отдельных регионах росла лишь за счет постоянной финансовой и политической помощи со стороны правительства России.

Но по данным экспертов Программы развития Организации Объединенных Наций (ООН), даже, несмотря на интенсивную помощь со стороны федерального центра, в слабых регионах (к которым относится Марий Эл) произошло существенное понижение индекса развития человеческого потенциала. По уровню своего развития отстающие регионы сопоставимы с Монголией, Гватемалой и Гондурасом. В это “почетную” когорту депрессивных субъектов РФ входит и Марий Эл. В 1999 г. на основе индекса развития человеческого потенциала РМЭ занимала 44 место в РФ. Однако по данным 11-го доклада ООН за последние годы Марий Эл опустилась до 66 места в РФ.

Эксперты Министерства экономического развития и торговли РФ в докладе “Исследование индекса качества жизни в регионах РФ” также отмечают неэффективную политику руководства Марий Эл. Республика Марий Эл занимает 79 место в России по индексу качества жизни. Наиболее сложная ситуация в регионе отмечается по следующим показателям:

- Доходы населения. Уровень доходов населения Марий Эл один из самых низких в Приволжском Федеральном округе. По данным РОССИЙСКОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО ЕЖЕГОДНИКА 2008 (подготовлен Федеральной службы государственной статистики РФ) среднедушевые денежные доходы в Марий Эл составляют 6 тыс. рублей. Однако среднемесячная зарплата в здравоохранении, образовании и сельском хозяйстве даже ниже 6 тысяч рублей! Зато марийские бюрократы по уровню доходов занимают 29 место по России и 3 место в ПФО. За семь лет (2001-2008) зарплата марийских бюрократов выросла почти в 7 раз!

- Бедность и неравенство. По данным, предоставленным в программе «Адресная социальная помощь малоимущим категориям граждан РМЭ на 2009-2011 годы” численность населения с доходом ниже величины прожиточного минимума по Марий Эл за 2008 г. составила 182,8 тыс. чел. или 27,6 % от численности населения республики. Напомним, что прожиточный минимум - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Таким образом, в Марий Эл 27,6 % населения лишь существует, нормальной жизнью такое бедственное положение назвать никак нельзя.

В результате реформирования системы льгот на республиканском уровне изменилась структура «зоны бедности» в 2007-2008 г.г.: в категорию малообеспеченных больше попадает экономически активная часть населения, которая не способна трудовыми доходами обеспечить себе необходимый уровень жизни ввиду низкого размера заработной платы, либо в связи с отсутствием таковой из-за необходимости ухода за малолетними детьми, детьми-инвалидами, совместно проживающими инвалидами и престарелыми гражданами.

-Развитие экономики. Главная проблема Марий Эл в реализации финансовой политики - ежегодный рост дефицита бюджета. Ситуация в данной сфере здесь уже 8 лет постоянно ухудшается. Согласно закону «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2009-2011 года» дефицит бюджета РМЭ в 2009 г. составит 1 млрд. 188 млн. 15 тыс. рублей, в 2010 - 1 млрд. 392 млн. 889 тыс. рублей, в 2011 году - 1 млрд. 623 млн 725 тыс. рублей. За последние 8 лет дефицит бюджета в абсолютных показателях вырос в 27,6 раза, а безвозмездная финансовая помощь со стороны федерального центра увеличилась в 8,21 раза.

В 2009 г. дотации, субсидии из Москвы составят 4 млрд. 708 млн. рублей! Бюджет Марий Эл лишь на 53,9% обеспечивается собственными доходами. Недостаток собственных доходов говорит о слабости источников формирования доходной базы Марий Эл, что также приводит к увеличению вероятности невозврата долгов. С ростом доли безвозмездных поступлений повышается опасность неисполнения обязательств из-за риска их несвоевременного поступления. По уровню объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета РФ Марий Эл занимает 70 место в России!

Сложнейшая  ситуация с государственным долгом Марий Эл. На 1 июля 2009 г. консолидированный долг РМЭ составил   2 млрд. 627 млн. 657 тыс. рублей!  В 2001 г. предельный размер консолидированного долга республики составлял всего лишь 459,3 тыс. рублей. Президенту Марий Эл Леониду Маркелову удалось за восемь лет (2001-2009 г.г.) своего “эффективного правления” увеличить долги региона в 58 раз. Республика фактически попала в долговую яму, из которой самостоятельно не сможет выбраться. Все попытки правительства Марий Эл улучшить ситуацию с государственным долгом ни к чему не приводят. Связанно это с тем, что руководство республики привлекает новые кредиты не на развитие экономики региона, а для погашения кредитов, который регион набрал за период 2001-2005 г.г. Кроме того, привлекаются кредиты на финансирование ежегодно увеличивающегося дефицита бюджета республики.

Инвестиционный климат РМЭ является одним из самых низких в России. Если в 2001 г. Марий Эл имела инвестиционный рейтинг «Незначительный потенциал - умеренный риск», то с 2004 г. республике присвоен рейтинг «Высокие риски - незначительный потенциал». Из-за низкого инвестиционного рейтинга большинство предприятий региона являются нерентабельными. В 2008 г. 28,4% от общего числа предприятий в РМЭ являлись убыточными. А в отдельных отраслях экономической деятельности доля убыточных организаций превышала средний показатель по региону. В 2008 году суммарная задолженность частных и государственных предприятий Марий Эл составила  44 млрд. 667,4 млн. рублей!

Не лучшая ситуация в сельском хозяйстве. Марийский край постепенно превращается в большой заброшенный пустырь. За последние 6 лет сократились: сельскохозяйственные земли - на 45 тыс. га, пашня - на 123,7 тыс. га. Посевная площадь зерновых культур сократилась на 16%. Остро стоит проблема материально-технического обеспечения села. За 6 лет сократилось количество тракторов - на 41%, зерноуборочных комбайнов - на 38,5%, кормоуборочных комбайнов - на 28%, картофелеуборочных комбайнов - на 63,6%. Энергетические мощности в сельском хозяйстве по сравнению с 2000 г. уменьшились на 49,4%.

В результате такой неэффективной социально-экономической политики, республика Марий Эл столкнулась с кризисными явлениями полностью неподготовленной.

По данным аналитического доклада (май 2009 года) Министерства регионального развития РФ наибольшее снижение потребления электроэнергии в России зафиксировано в РМЭ на 28,5%. По сути это означает снижение ВВП Марий Эл на 28,5 %. Данные по объему потребления электроэнергии используются экспертами Всемирного банка как более оперативный, чем официальная статистика, инструмент оценки состояния экономики. Годы экономического роста позволили энергетикам рассчитать коэффициент эластичности электропотребления по ВВП: в России на 1% прироста ВВП приходится рост электропотребления на 0,33%. В период экономического спада зависимость между этими показателями может меняться. Сопоставление статистики Росстата с данными по падению электропотребления позволяет сделать вывод, что коэффициент сейчас приближается к единице: на 1% падения ВВП в первом квартале 2009 года приходится примерно 1% падения электропотребления. Сопоставление ежемесячного снижения ВВП от Минэкономики с данными энергетиков дает аналогичный коэффициент.

Еще одним важным показателем низкого качества управления в регионе является рост безработицы.  По данным выборочных обследований, проведенных Федеральной службой государственной статистики (май 2009 года) число безработных в Марий Эл за пять месяцев увеличилось на 32%. Численность безработных в республике в мае 2009 года составила 45,3 тыс. человек или 12,8 % к экономически активному населению. Это второй показатель в Приволжском федеральном округе (ПФО). Средний показатель по ПФО - 8,7%, по России - 8,5 %. В Марий Эл также самый низкий в ПФО уровень экономической активности населения - 63,7%.

Марий Эл является высокодотационным регионом, с огромным госдолгом и разрушенной экономикой. Руководство республики фактически ничего не сделало за 8 лет, для того чтобы вывести регион из кризиса. А переход современного российского общества от кризисно-реформируемого состояния к устойчивому развитию и связанные с этим модернизация политической системы общества, укрепление государственности невозможен без повышения эффективности работы структур власти и управления всех уровней.

Источники

1.ОТЧЕТ о работе Государственной счетной палаты Республики Марий Эл за 2008 год (Утвержден
решением коллегии Государственной счетной палаты Республики Марий Эл. Протокол № 2 от 6 февраля 2009 года) - официальный сайт Счетной палаты РМЭ (http://www.gsprme.ru/?module=pages&pageid=otchet&b=4)

2. ОТЧЕТ о работе Государственной счетной палаты Республики Марий Эл за 2007 год (Утвержден
решением коллегии Государственной счетной палаты Республики Марий Эл. Протокол № 2 от 31 января 2008 года) - официальный сайт Счетной палаты РМЭ (http://www.gsprme.ru/?module=pages&pageid=otchet&b=4)

3. ОТЧЕТ о работе Государственной счетной палаты Республики Марий Эл за 2006 год (Утвержден
решением коллегии Государственной счетной палаты Республики Марий Эл. П. №1. Протокол № 2 от 31 января 2007 года) - официальный сайт Счетной палаты РМЭ (http://www.gsprme.ru/?module=pages&pageid=otchet&b=4)

4. Закон “О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов”. Принят Государственным Собранием РМЭ 25 ноября 2008 года

5. РОССИЙКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИКА 2008 (подготовлен Федеральной службы государственной статистики РФ), Москва 2008, УДК 31 (470), ББК 65.051.9(2Р), Р 76, ISBN 978-5-89476-260-9

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. сборник / Росстат. - М., 2009.

7. Исследование относительной кредитоспособности субъектов РФ 2008 («Рейтинговое агентство АК&М» при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ). - www.akm.ru/rus/temp/rc/

8. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития регионов Российской Федерации в 2008 году, подготовленной Федеральной службой государственной статистики (http: // www.gks.ru)

9. Информация о долговых обязательствах, отраженных в государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации, представленная Минфину России во исполнении статьи 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Приказа Минфина России от 21 декабря 2004 г. N 119н

10. Размещение заказов на тендеры правительства Марий Эл - официальный сайт правительства РМЭ http://gov.mari.ru/tender/

11. «Адресная социальная помощь малоимущим категориям граждан РМЭ на 2009-2011 годы” (УТВЕРЖДЕНА приказом Министра социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от «16» апреля 2008 г. № 77) - http://gov.mari.ru/rep/address_help.doc

12. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2007/2008 годы «Регионы России: цели, проблемы, достижения», - официальный сайт ООН (http://www.undp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=2&cmd=publications1&id=49)

13. Отчет Счетной палаты РФ проверки целевого и эффективного использования государственных средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Республики Марий Эл за период деятельности с 1 января по 31 декабря 2005. - (http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/1839/)

14. Доклад МИНИСТЕРСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ “О социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации (МАЙ 2009)” - (http://www.minregion.ru/WorkItems/ListNews.aspx?PageID=434)

Александр Фридом

ФСБ, экономическое положение Марий Эл, нищета и бедность в регионе, Счетная палата, Республика Марий Эл, низикий уровень жизни в Марий Эл, Экономическая коррупция, коррупция в Марий Эл, Леонид Маркелов, Александр Фирдом и Марий Эл, президент Марий Эл Леонид Маркелов, безработица, рейтинг Марий Эл, доходы населения

Previous post Next post
Up