Вдохновившись памирскими фоточками маишников, решил и я что-нибудь написать. Вернее, не что-нибудь, а кратенький рассказ с фотографиями о нашем походе по хребтам Кичик-Алай и Алай в Киргизии.
Этот район Памиро-Алая предложил я, как удовлетворяющий почти всем нашим требованиям: несложный, достаточно высокий, малохоженый, быстрые недорогие подъезды-выезды. Он давно уже был у меня на примете. Район малопосещаемый, первые походы были в 70-80х, но лишь в начале двухтысячных его начали плотно осваивать (в основном ТК МАИ), большинство перевалов было пройдено именно в этот период.
Что-то я все о скучном)
В общем, приехали мы в долину р.Кичик-Алай, в место ее слияния с р.Зоркумтор. Нас встретили зеленые луга, коши пастухов и Кумторская стена вдалеке.
Также, нас встретили работники угольного карьера, рядом с домиком которых мы и остановились. У них же мы оставили закладку продуктов.
Начала ощущаться высота, ведь мы заехали на 3400м, а у нас были участники вообще без высотного опыта. Поэтому, на следующий день мы вышли налегке на запланированный акклиматизационный выход на небольшую вершинку Дастар (3900м).
Было нелегко, но все справились. На вершине мы растерзали затащенную туда дыню. Это было божественно) Заодно, попытались просмотреть южный склон непройденного перевала, первопрохождение которого мы запланировали. Трудно было разглядеть детали, но ничего непроходимого мы не увидели.
Вернулись в лагерь, переночевали. На следующий день вышли на маршрут. Погода была знойная. Палило солнце, мы шли по пыльной дороге вверх.
Когда дорога перестала идти вверх, нас стали завораживать виды цветных гор и догоняющих нас девчонок.
Над нами тут же стали кружить два грифа, но потом и они куда-то улетели.
Встретили по дороге группу С.Сальникова из Новосибирска, которая заканчивала первую петлю. Забегая вперед, скажу, что потом мы сняли кучу их записок с перевалов и вершин.
Переночевав в почти идеальном месте, на мягкой травке, поднялись на первый перевал в этом походе - Кичик-Алай (н/к). И не важно, что на него идет дорога и можно заехать на машине. Для некоторых участников, это были первые 4000м высоты в их жизни. Какой-никакой, а рубеж. По лицам на фотографии видно, кому этот рубеж дался не очень)
За перевалом нас ожидали вовсе уж неземные виды.
А перейдя через небольшой отрог, чтобы сократить путь, мы увидели еще более красивую картину. В том числе и наш следующий перевал.
Переночевали на озере на 4100м недалеко от перевала. Дул ветер, было холодно. Даже покупаться не удалось. На следующий день нам предстоял первый на маршруте категорийный перевал Гезарт. Подошли к нему не слишком рано. После осмотра, решили идти не сам Гезарт, поскольку на него вел мелкоосыпной кулуар, на который казалось проблематичным забраться, а расположенный чуть левее Гезарт Ложный. Категория у обоих перевалов 1Б, высота около 4500м. Но на Гезарт Ложный подниматься по крутому склону открытого ледника, а это гораздо проще и удобнее. Одели кошки, страховочные системы на всякий случай, и потихоньку зашли на седловину. Вблизи седловины нас ждали пара ледниковых трещин, которые мы благополучно обошли. В туре нашли записку уже знакомой группы из Новосибирска.
Поскольку времени у нас было полно, решили сходить на вершину Гезарт (4900м), благо на нее вел пологий ледник прямо с седловины. Связались, вышли. Снег немного раскис, но не сильно мешал подъему. Трещины были только мелкие и неопасные. Вскоре, некоторые новички пожаловались на плохое самочувствие. Сказывались отсутствие высотного опыта и недостаток акклиматизации. В дополнение, на вершину начали набегать облака. Решили вернуться. На спуске с седловины на ледник Гезарт провесили перильную веревку, поскольку довольно крутой склон был подрезан тремя бергшрундами с ненадежными снежными мостами.
Ледник Гезарт встретил нас сплошным потоком ручьев. Палатку ставить было негде. С учетом того, что на следующий день было запланировано радиальное восхождение, далеко отходить не было смысла. Так что с большим трудом мы нашли более-менее ровную и чистую площадку чуть в стороне от седловины и весь остаток дня потратили на сооружение дренажных систем для отвода воды. Они представляли собой систему выдолбленных ледорубом во льду желобов вокруг палаток. Мы с Максом поняли, как тяжел физический труд на высоте. Даже на такой сравнительно небольшой (4400м). Десяток ударов ледорубом в позе садовода-огородника и силы куда-то уходят, а голова начинает раскалываться. Тем не менее, этот рабский труд не мешал нам наслаждаться видом окрестных хребтов и следующим нашим перевалом Высоцкого.
На следующий день мы решили отказаться от запланированного радиального выхода на перевал Разведывательный в пользу тоже запланированного восхождения на пик Гезарт (4900м). Двое участников группы не очень хорошо себя чувствовали и мы оставили их в лагере.
Рано утром, по смерзшемуся снежку, мы в связках поднялись на перевал Гезарт Ложный и пошли дальше к вершине. Подъем был долгий и пологий.
Только перед предвершинным взлетом был более крутой участок, который тоже не доставил проблем. Скинув рюкзак и веревку, мы налегке забрались на вершину по некрутому снежнику. Наверху стоял триангуляционный пункт, который Вася исследовал со знанием дела.
Налюбовавшись видами и сняв
круговую панораму, стали спускаться вниз.
Надо сказать, что в этот раз мы решили поставить некий эксперимент. Из экономии времени мы решили утром выходить без завтрака, а только попив чай с бутербродом. А позавтракать уже где-то на восхождении. В общем, мы в конце концов, так и спустились не позавтракав, поскольку решили потерпеть и поесть в тепле и внизу. Не знаю, как остальные, а я намучался. Нет, голода почти не было. Но и сил тоже.
Воссоединившись с наиболее веселой частью нашей группы и позавтракав, с хорошим настроением отправились к следующему перевалу. Настроение портил только налетевший туман в сопровождении мелкого снега.
Нашли ровную заснеженную площадку вблизи перевального взлета и встали на ночевку.
В заходящем солнце любовались с высоты на ледник Гезарт, одноименную вершину и налетающие на них облака.
На следующий день нам предстоял противный подъем по крутой мелкой сыпухе на перевал Высоцкого (2А, 4680м). За предыдущие день и ночь, склон покрылся тонким слоем снега. Подъем также упрощало то, что осыпь была смерзшаяся и не разъезжалась под ногами, кошки хорошо держали. Однако, мелкий снег и плохая видимость не добавляли нам радости.
На седловине нас встретил сильный ветер, пытающийся нас сдуть. Поставили палатку и девчонки начали готовить обед. А парни утеплились и наслаждались разгулом стихии, пытаясь уловить просвет и рассмотреть дальнейший путь. Иногда нашему взору открывалось вдалеке озеро Акарт и над ним наш следующий непройденный перевал.
Пообедав и дождавшись небольшого прояснения погоды, спустились к ключевому ледопаду, который и определяет сложность перевала. Мы знали, как его можно обойти, спустившись по простому среднеосыпному кулуару с другой стороны отрога. Спустившись, побрели по бесконечным моренам куда-то в сторону озера Акарт. Им не было конца и края. Каменные гряды шли одна за другой. Из интересного, по пути попадались красивые ледниковые озера с крутыми стенами, с которых мы спускали огромные валуны и смотрели как под грохот разлетаются брызги.
Шли-то мы шли, в тумане и камнях. Справа проступала высоченная снежно-каменная стена одного из отрогов Кичик-Алайского хребта. Впереди изредка проступал другой отрог, по которому мы и видели, что приближаемся к долгожданному озеру. Тут начал моросить дождь и стало потихоньку темнеть. Мы поняли, что сегодня не успеем добраться до озера, а идти в темноте по мокрым скользким камням как-то не хотелось. Но среди нагромождения камней в обозримом и угадывающемся пространстве не было ни ровной площадки под две палатки, ни воды. В конце концов, чудо случилось и в сумерках мы нашли приемлемое место. Нет, для нашей ситуации оно было просто шикарным! Куча места и вода. Все, о чем мы могли только мечтать.
Утро нас встретило теплом и солнышком. Радуясь жизни, мы пошли дольше преодолевать эти чертовы моренные валы, преграждающие путь к нашему любимому озеру. Когда мы вышли на ровную поверхность с травкой, землей и ручейком, нашей радости не было предела. Мы полетели дальше к озеру. Обход его занял порядочно времени и к обеду мы были уже на другой стороне озера. Встали на полудневку.
На следующий день предстояло первопрохождение перевала. Встали мы рано. Как встали, так и легли, поскольку перевал и окрестный хребет были затянуты облаками. Через час то же самое. Мы уже думали, что придется еще день сидеть ждать улучшения погоды. Но еще через час небо очищается и мы "бегом" поднимаемся к началу ледника и подножию перевала. Там обедаем, одеваем кошки, встаем в связки. При ближайшем рассмотрении, склон оказался не такой уж крутой, сложный и страшный, как мы считали по паре фотографий и гугл-земле.
Поднимаемся в связках. Снега не очень много, сантиметров 10-15, как раз, чтобы держал, но не топил в себе. Поднялись, примерно, наполовину. Погода сходит с ума. То туман с мелким снегом. То яркое палящее солнце на чисто-голубом небе. То опять туман со снегом. Подошли к более крутому участку с тонким слоем снега. Прошли одну веревку с попеременной страховкой на ледобурах. Дальше у Макса закончились ледобуры, также одновременно почти закончился лед и еще пол веревки до выполаживания он провесил на ледорубе. Собрались вместе и встали на отдых, если можно назвать отдыхом стояние на склоне, быстро покрываясь мелким снегом и подмерзая. Тем не менее, мы часто оглядывались на долину Акарт, поскольку, когда туман раздувало, открывались прекрасные виды.
Наконец, мы доползли до каменного островка посередине перевального взлета и сели там отдохнуть. Погода опять наладилась и засияло солнышко. Вышли дальше, обливаясь потом и изнывая от жары, высоты и усталости.
Наконец, первая связка достигла седловины. Через некоторое время мы присоединились к ним.
Перевал назвали "НГК". Немного отдохнули, подождали ухудшения погоды и начали спускаться. Пошел мелкий снег. Предварительно сделали групповую фотографию с флагом НГК.
С другой стороны склон перевала представлял собой скально-осыпной кулуар с толстым прочным карнизом сверху. Пока ребята спускались по первой веревке, я соорудил тур из подручных средств (за камнями пришлось лезть метра на два вверх по гребню) и положил туда записку. Оставшись наедине с перевалом, сделал карабинную удавку и спустился на широкую осыпную полку. С этой стороны перевала тоже было красиво.
Время было позднее, приближались сумерки, а спуск предстоял еще на пару веревок, поэтому красоту оставили на следующий день.
Спустившись еще на две веревки, присмотрели место на ночевку внизу на снежнике и стали спешно спускаться по довольно крутому осыпному склону. Снежник под палатки равняли уже в темноте, но легко и радостно. Снежник сильно не сопротивлялся, даже обнаружил около себя ручей. Счастливые и возбужденные совершенным, мы заснули.
Утро встретило нас солнечной погодой и зеленеющей вдали травкой. Посмотрев на хребет, мы не сразу нашли нашу седловину, только отойдя на какое-то расстояние.
Увидели, также, еще один непройденный перевал с более легким (на первый взгляд) спуском с этой (южной) стороны.
Выйдя на зеленую мягкую травку мы почувствовали себя в раю. Быстрый сброс высоты этому способствовал. Жизнь стала налаживаться. Те, кто обычно шел сзади, теперь были впереди, подтверждая известную пословицу про ездовое животное и его дом.
За поворотом отрога мы уже смотрели на знакомую и пока приветливую нам Кумторскую стену и окружающие ее гребни и вершины.
Правда, в конце немного усомнились в своем местоположении, поскольку перестали узнавать местность, дальнейший спуск вниз поставил все на свои места.
Внизу нас с нетерпением ждали наши друзья угольщики. Они, конечно, без нетерпения ждали, да и не ждали вообще. Им было примерно все равно. Мы просто вносили разнообразие в их скучную жизнь. Но об этом в следующей части.
Продолжение следует...