Dec 24, 2010 17:06
«С подачи древних
советских юмористов (а именно такие невзрачные влияния и создают самые
долгоживущие стереотипы) принято думать, будто бюрократия - это что-то
замшелое, перхотливо-непричесанное, уродливое и неуклюжее. Ничего не может быть
дальше от истины.
Русская бюрократия
сегодня - это ослепительная улыбка, тонкие духи, легкие спортивные тела,
интеллектуальные чтения, радикальное искусство, теннис и поло, «бугатти» и
«бомбардье». И если это счастливое, омытое экологически чистой волной
пространство и обращено к обывателю казенной гербовой доской, то ее следует
воспринимать лишь как самую несовершенную в эстетическом отношении часть,
своего рода обнаженный засасывающий анус.
Принято считать,
что власть опирается на штыки. Но опорой российской бюрократии сегодня является
не столько спецназ, сколько политический постмодерн. Что это такое и чем он
отличается от постмодерна в искусстве?
Представьте, что вы
затюканный и измученный российский обыватель. Вы задаетесь вопросом, кто
приводит в движение зубчатые колеса, на которые день за днем наматываются ваши
кишки, и начинаете искать правду - до самого верха, до кабинета, где сидит
самый главный кровосос. И вот вы входите в этот кабинет, но вместо кровососа
видите нереально четкого пацана, который берет гитару и поет вам песню про
«прогнило и остоебло» - такую, что у вас захватывает дыхание: сами вы даже
сформулировать подобным образом не можете. А он поет вам еще одну, до того
смелую, что вам становится страшно оставаться с ним в одной комнате.
И когда вы выходите
из кабинета, идти вам ну совершенно некуда - и, главное, незачем. Ведь не
будете же вы бить дубиной народного гнева по этой умной братской голове, которая
в сто раз лучше вас знает, насколько все прогнило и осто..бло. Да и горечь в
этом сердце куда острее вашей.
Как мы к этому
пришли? А постепенно.
Ближе к середине
двадцатого века внешний образ еще более-менее идентифицировал человека. Длинный
хайр, джинса - значит, ты дитя цветов, и хочешь делать любовь, а не войну… Но в
конце двадцатого века доткомовская буржуазия (а потом и просто биржевая сволочь)
украла эстетику проловского бунта, и униформа борца с истеблишментом стала
появляться на рекламных полосах нью-йоркских журналов под девизом «That’s how
Money looks now» [Вот как деньги выглядят сейчас]. Следующий шаг - это
конфискация не только униформы, а словаря, идеологии и самой энергетики
протеста, потому что все, поддающееся описанию и имитации, тоже относится к
категории «форма», а любую форму можно украсть и использовать.
И теперь вожди
бюрократии излучают дух свободы и энергетику протеста в сто раз качественней,
чем это сделает любой из нас и все мы вместе. Корень подмены сегодня находится
так глубоко, что некоторые даже готовы принять радикальный ислам - в надежде,
что уж туда-то переодетая бюрократия не приползет воровать и гадить.
Наивные люди.
Бюрократ освоил «коммунизм», освоил «свободу», он не только «ислам» освоит, но
и любой древнемарсианский культ - потому что узурпировать власть с целью
воровства можно в любой одежде и под любую песню.
Но, скажут мне на
это, ведь существует и подлинный революционный процесс? В том-то и ужас, что
да.
История учит: как
ни мерзка предреволюционная российская бюрократия, гораздо омерзительнее
бюрократия послереволюционная. Просто до поры она скрыта за артистичным
авангардом революции, в которую с удовольствием играем мы все. Потом, когда
перформансы и массовку сольют вместе с лужами крови, все станет ясно - но будет
уже поздно».
власть,
история,
Россия,
бюрократия