Песнетворчество с Пэтом Паттисоном - Неделя 3 - "Типы рифм - аддитивные и субтрактивные" - Часть 3
Aug 12, 2023 21:48
В прошлый раз мы говорили об идеальной (точной - perfect) рифме. Также мы говорили о “родственной (family) рифме”, которая может являться заменой точной рифме. Может быть, вы заметили, что, говоря о родственной рифме, мы упустили несколько моментов. Как насчет звука "l"? Как насчет "r"? Как насчет "w"? А "y"? А "x"? Они принадлежат к каким-либо группам? Ответ - нет, не совсем. Оба звука "r" и "l".называются латеральными. Но на самом деле, они не взаимозаменяемы. “X” - гибрид, состоит из двух звуков. Когда появляются согласные "l" или "r", они дают другие возможности, но не возможности для родственной рифмы.
Итак, эти согласные звуки не относятся к родственной рифме. Но они, в особенности "l" и "r" будут участвовать в том, что мы называем аддитивными и субтрактивными рифмами.[читать далее] Отметим также другую обширную категорию слов, которые не укладываются в родственную рифму. Это, конечно, слова, оканчивающиеся на гласный звук, например, слова "free" (свободный), "go" (идти), "play" (играть). Раз они заканчиваются на гласные, и раз второй признак родственной рифмы в том, что согласные после гласного относятся к одной и той же фонетической группе, и в словах "free", "play", "grow" нет согласных после гласных, то родовой рифмы здесь не будет. То есть, при работе с открытыми гласными в конце слова, а также с "l" и "r", нужно применять другой способ подбора рифмы, возможно, оставляющей мысль менее завершенной, чем при полной рифме.
Поговорим об аддитивной (addictive) рифме. Допустим, у вас есть два слова, и второе из них добавляет что-то, что не содержится в первом. Что, если бы мы хотели, чтобы наша идея воспринималась более стабильной (завершенной?) Итак, попробуем добавить минимально возможный звук ко второму слову в паре. Используя долгий звук [ai], в слове cry, какой минимально возможный звук вы могли бы добавить? Подумайте об этом минуту. Посмотрите на согласные. Итак, "cry" и "bribe" (взятка), или "cry" и "ride" (поездка). Cо звуком "g" это не сработает только из-за его природы, потому что поднимается язык, и гласный меняется. У вас это не получится. При добавлении минимально возможного звука мы получаем наибольшую возможность ощущения стабильности.
Помните, когда мы говорили о взаимоотношениях между длинными и короткими строками, мы упомянули, что если начинать с короткой строки, а затем переходить к более длинной, создается ощущение стабильности. Получается больше стабильности, чем в случае, когда вы идете другим путем, например "Mary had a little lamb, fleece was white as snow." То есть, если после короткой строки поставить длинную, мысль будет более завершенной, чем наоборот. То же справедливо для аддитивных рифм. В слове bride добавляется звук, и если bride рифмуется с cry: cry-bride, это создает ощущение большей стабильности. Другой пример аддитивной рифмы (пропойте): free-speed, glow-stove, fit-grits, cry-smile.
По сравнению с субтрактивными (subtractive), при аддитивных рифмах мысль более завершенная, потому что вторая строка добавляет что-то, чего нет у первой.
Теперь поговорим о субтрактивных рифмах. Сейчас мы в той же ситуации как и с длиной строк, когда за более длинной строкой следует более короткая. Например у нас есть "speed-free". Теперь появляется некая нестабильность. Даже тот маленький звук "d", который добавляется в "speed-free",дает чувство, что что-то пропущено. Появляется незавершенность, или в "stove-glow", где не хватает звука "v". И опять же, вы чувствуете незавершенность, как в "resigned-fine". И наконец, наименее стабильное: "smile-cry".