Положивший жизнь за веру и истину (3/3)

May 02, 2014 19:10

К биографии святителя Филарета (Вознесенского)
(окончание)

Последующие [после 1964] 20 лет в истории нашей церкви было временем истинного расцвета русского православия в Зарубежье. Огромная многотрудная работа, которую ранее провели Первоиерархи Блаженнейший митр. Антоний и митр. Анастасий с сонмом архиереев, священников, дьяконов и мирян, при митр. Филарете дала свои восхитительные плоды: были выстроены многочисленные храмы, и храмы эти наполнились православной паствой, были устроены монастыри, духовно-православные центры, приходские школы, церковные издательства, образованы новые епархии, уврачеваны разлады и нестроения..

Однако мир изменялся неудержимо, и вместе с ним в церковную жизнь превносились новые поправки. Так, с середины 1950-х годов РПЦ-МП, по решению безбожного руководства из Кремля, от отрицания экуменического движения обратилась к его одобрению и даже участию в нем: кремлевским властителям нужны были новые рычаги для межгосударственного вмешательства.

Выход РПЦ-МП на международную арену был фикцией, за которой скрывались истинные цели - внедрение в сознание мировой общественности идей, будто в СССР религия не под строжайшим контролем партийно-советских органов. В связи с этим, разумеется, обелялась Декларация 1927 года митр. Сергия (Страгородского), незаконно восхитившего церковную власть при посредстве богоборческих властей.

Этот выход РПЦ-МП на арену международных, межконфессиональных переговоров давал также советской разведке и пропагандистской машине особые возможности по влиянию на политиков Запада и Востока, по вербовке агентуры, по сбору данных не только религиозно-конфессионального характера, но военно-политических сведений, особенно, с учетом того что во многих странах военные русского происхождения и православные по вере были не редкость.

Митрополиту Филарету не потребовалось много времени, чтобы увидеть новую угрозу и роль в ней «чекистов в рясах». Ему не потребовалось много времени, чтобы распознать в «экуменистах» все тех же детей дьявола, которые разжигали революции и гражданские войны, устраивали мировые бойни, наживались на горе сотен миллионов людей, уничтожали христианский мир.

Его выступления против экуменизма были провидческими. Он сразу указал на болезнетворную функцию так называемого Всемирного Совета Церквей, призванного по замыслам лидеров нового мирового порядка объединить все христианские конфессии. В ряде своих посланий главам православных церквей он разъяснял пагубность пути ВСЦ - уничтожение Православия в угоду неправославной доктрине. Он строго увещевает православных епископов, князей различных поместных церквей, «продававших первородство Церкви за чечевичную похлебку рукоплесканий внешнего мира».

Святитель и здесь был верен себе, еще за 30 лет до того опубликовавшему статью «Спасутся ли инославные?», только теперь он обращался ко всему православному клиру на земле. Громко, ясно он возвещает: «Органическая принадлежность православных к объединению современных еретиков последних не освящает, а вступающих в него православных отторгает от кафолического православного единства».

В том же Скорбном Послании 1969 года митр. Филарет обращается к теме русского православия:

«Мы еще считаем долгом заявить, что Русскую Православную Церковь невозможно признать законно и правильно представленной на Всеправославных Совещаниях, созываемых Его Святейшеством Патриархом Афинагором. Те епископы, которые выступают на этих совещаниях от имени Русской Церкви, во главе с Митрополитом Никодимом, представляют не подлинную Русскую Церковь, а только тех иерархов, которые по благоволению атеистической власти носят титулы известных епархий Русской Церкви. Об этом мы уже имели случай писать более подробно Его Святейшеству Патриарху Афинагору. Участие этих лиц в заграничных собраниях имеет место постольку, поскольку это выгодно гражданской власти, самой жестокой в истории мира. Перед нею бледнеют жестокости Нерона и ненависть к христианству Юлиана Отступника».

Митр. Никодим (Ротов), упомянутый святителем, был не только высокопоставленным иерархом РПЦ-МП, но и чиновником КГБ высокого ранга, о чем было очень хорошо известно в Зарубежной Руси. Его веропопрание не прошло мимо Господа, несколько лет спустя он скончается прямо на приеме у папы Римского, у его ног, или как говорили, испустит дух, имея перед глазами подошвы ересиарха.

Первым помощником и соратником митр. Филарета в его стоянии против экуменизма стал многолетний секретарь и управляющий делами Синода епископов РПЦЗ, протопресвитер Георгий Граббе. Будучи секретарем двух предыдущих Первоиерархов, Блаженнейших митр. Антония и митр. Анастасия, о. Георгий (впоследствии - еп. Григорий) оказал существенную поддержку митр. Филарету при ознакомлении с делами Церкви. Его авторитет, энергичность и организаторские способности, помноженные на глубокую веру, провидчество и молитвенность митр. Филарета создали ту основу, на которой расцвела РПЦЗ.

Они оба были чадами своей Церкви и своего русского народа-изгнанника. Оба обладали духовной прозорливостью и ясностью взгляда на состояние русской эмиграции, на процессы в православных церквях и в христианстве, в целом. Оба не скрывали своей приверженности той части русской национальной эмиграции, которая была не просто «белогвардейской», но даже монархически настроенной. Можно сказать, что при митр. Филарете возродилось и стало набирать силу очищенное от наростов «непредрешенчества» и прочих квазидемократических идей православное учение о самодержавии.

Третий Всезарубежный собор, долго готовившийся и ожидаемый, был проведен под руководством митр. Филарета осенью 1974 года, с участием клириков и мирян, в Джорданвилле, штат Нью-Йорк. Это был представительный форум, задачей которого было определить главные направления церковного развития. На Соборе выяснилось, что в Церкви остается кем-то поддерживаемое разделение. Позиция митр. Филарета по экуменизму, сергианству, непризнанию советской власти и МП получила оппозицию в лице архиеп. Антония Женевского и Западно-Европейского (Бартошевича), который публично заговорил об изоляции Зарубежной Церкви в православном мире. Вину за эту так называемую самоизоляцию, он возлагал на резкие формулировки «Скорбных посланий» митр. Филарета ко главам православных церквей. Его в той или иной мере поддержали некоторые другие, в том числе еп. Лавр (Шкурла), требовавшие смягчить тон.

Пройдет время, и станет известно, к чему вели несогласные с митр. Филаретом. Архиеп. Антоний (Бартошевич) окажется в полном взаимопонимании с экуменистами, а митр. Лавр (Шкурла), заручившись согласием большинства архиереев, проведет в 2007 г. так называемое «объединение» церквей, отдав РПЦЗ во власть сергианской безблагодатной РПЦ-МП, играющей заметную, если не ведущую, роль в мировом экуменическом движении.

Святитель видит катастрофическое перерождение части клириков. В Синоде, в центре РПЦЗ, он чувствует себя одиноким среди «своих». Часто уезжает либо в Ново-Дивеево, к своему другу и духовному собрату еп. Андрею (Рымаренко), то в Махопак, в тишину обители, то во Францию, в Леснинский монастырь. Большой прозорливец нашего времени о. Серафим Роуз писал о митр. Филарете: «Подобно св. Отцам древности, он выше всего ставит чистоту Православия и, верный духу Вселенских Соборов, остается посреди всеобщей религиозной растерянности одиноким защитником истины... к величайшему сожалению, лишь немногие из православнаго духовенства и мiрян вполне осознали серьезность предупреждения владыки Филарета..».

Те же, которые не осознали, будучи умно кем-то направляемы, старались извести митр. Филарета мелкими пакостями. То молитвенник его спрячут, то митру прямо перед богослужением сломают. Были также публичные выступления, имеющие цель опорочить имя Первоиерарха и его верных сторонников, архиереев и священников. Обвиняли их как раз в том, против чего они выступали: в экуменизме, благорасположению к сергианству и т.д. Так, ряд листовок и рассылок шел из городка Си-Клифф, что неподалеку от Нью-Йорка. Когда нападки стали невыносимы, то большая группа семинаристов, профессоров Джорданвилльской семинарии, а также мирян обратилась с открытым письмом к Синоду и этим лицам из Си-Клифа: мы сами к вам приедем и выясним все, в чем вы обвиняете нашего Владыку-Митрополита. Клеветники сразу стали заметать следы.

Эти частные случаи показывают, с каким изощрением старались враги Церкви подавить волю Первоиерарха. С тем большим упорством продолжал святитель вести корабль Церкви по верному курсу.

Важнейшими вехами в деятельности Церкви в тот период стало возвращение к прославлению святых и святомучеников. Первым был причислен к лику святых праведный Иоанн Кронштадтский (1964), затем - преподобный Герман Аляскинский (1970) и блаженная Ксения Петербургская (1978). Этими актами прославления святых, в Земле Русской просиявших, РПЦЗ однозначно давала понять, за кем стоит историческая и духовная правда.

Изумляет, с какой точностью Церковь определила последовательность и важность каждого прославления. Св. Иоанн Кронштадтский при жизни был близок как к последнему российскому Государю Николаю II и высшему свету столицы, так и к простому русскому люду, мещанам, торговцам, ремесленникам, пролетариям, солдатам и матросам. Великая любовь к Господу объединяла их всех в его сердце. Прославление Германа Аляскинского, чей подвиг крещения алеутов приблизил православие к благословенным берегам Америки, привлекло к истинной Церкви тысячи современных американцев. А пример Ксении Петербургской, юродивой Христа ради, был как нельзя полезным в назидание тем русским, которые с довольстве, богатстве и безоблачности своей эмигрантской жизни стали забывать о нуждах малых сих.

Однако упомянутые прославления были как бы подготовкой к самому главному делу Митр. Филарета - к прославлению Святомученика-Государя Николая II и Его Семьи и Слуг, невинно убиенных безбожными и богоборческими большевиками. Прославлению предшествовала большая и кропотливая работа тысяч мирян, священников и архиереев, ученых, адвокатов, общественных деятелей по изучению вопроса о казни Царственных Мучеников.

Эта работа привлекла к себе внимание широкой мировой общественности. Она заставила пересмотреть многие ранее искаженные исторические факты о самодержавном правлении Николая II и, в целом, о монархическом государственном устройстве, а также о сути преступной власти коммунистов, поработивших русский народ и продолжающих уничтожать духовность, историческое наследие и саму православную христианскую культуру русской нации.

Акт канонизации Царственных Мучеников состоялся 31 октября - 1 ноября 1981 года в Нью-Йорке. На него собрались тысячи русских православных людей с участием епископата, рядового духовенства, представителей уцелевшей части Семьи Романовых. Это было подлинное торжество Православия, и митр. Филарет по праву остался бы в истории человечества только за одно то, что при его Первоиераршестве были прославлены Государь Николай II, Государыня Александра Феодоровна, их Дети, Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Наследник, Великий Князь Алексей Николаевич, принявшие мученическую смерть от рук богоборческих чекистов-карателей.

Значение этого акта трудно переоценить, особенно в свете событий последующих 20 лет, уже после кончины святителя. Прославление Царских Мучеников оказалось словно бы преддверием для изменений в порабощенной России. Оно стало как бы толчком для окончательного развала тоталитарной политической секты КПСС. Оно оказалось словно бы исходным пунктом для пересмотра роли самой РПЦ-МП, верной служанки богоборческого режима. И потребовалось еще около 20 лет, чтобы РПЦ-МП хотя бы частично признала духовную правоту Зарубежной Церкви и также канонизировала Царскую Семью в чине страстотерпцев (2000).

Это не единственный случай, когда провидческий дар митр. Филарета словно бы пронзил тьму грядущих времен ярким лучом света. Такими фактами изобилует вся жизнь святителя. Иногда этот дар касался исключительно частного случая, однако последствия оказывались знаменательными.

Один из духовных лиц, знавший митр. Филарета еще по Австралии, а позже несколько лет проработавший с ним в Синоде, рассказывает, что когда пришло его время возвращаться в Австралию, святитель вызвал его и после доброй пастырской беседы вдруг подал ему... четыре антиминса, им самим подписанных. «Владыко, зачем мне целых четыре? - спросил ошеломленный священник. - Будет довольно и одного!» - «Бери, бери, - отвечал митр. Филарет. - Еще пригодятся. И возьми-ка вот эти два флакона с миром. Придет время - понадобится...»

Прошли не годы - десятилетия. Ушел из земной жизни святитель Филарет, случился после его ухода закат Зарубежной Церкви при Митрополите Виталии. Затем произошли события начала 2000-х годов - изгнание митр. Виталия, Предательский 4-й Всезарубежный собор, так называемое «объединение» РПЦЗ с РПЦ-МП, образование многочисленных «осколков» для тех зарубежников, кто объединяться с МП не захотел.

Как истинный «филаретовец», тот священник претерпел многое, остался верным заветам своего великого аввы, ни на какое объединение с МП не согласился, вошел первоначально в состав одного «осколка» и с ужасом осознал, что сделал ошибку, так как не церковная, а интригантско-политическая жизнь вне Христа, жизнь по лжи, царила в этом образовании. Поднял свой голос священник, поддержал его еще один священник-единомышленник - тотчас последовало наказание и прещение. «Осколочное» начальство отобрало у них антиминсы, не дало больше служить литургии.

И тогда вспомнил священник о давно запрятанных антиминсах святителя Филарета. Достал их, отдал один своему единомышленнику, другой сам принес в церковь. Когда недоброжелатели стали спрашивать, откуда у него антиминс, он ответил сущую правду: «От святого Филарета, третьего Первоиерарха нашей Зарубежной Церкви. И не вами он мне дан, не вам и отнимать!» Так и продолжает служить в Австралии, окормлять верных.

В других случаях, провидчество митр. Филарета оказало влияние, можно сказать, всемирного значения. Это касается как новоявленной доктрины экуменизма, так и оформившейся в особый вид измены Заповедям Христа под названием «сергианство».

Историки церкви давно используют такое понятие, как сервилизм. В определенные периоды церковного развития сервилизм становился главным условием существования не только епархий, но целых поместных церквей. В крайних случаях сервилизм привел к перерождению церквей, к уничтожению Господней благодати в них. Так произошло в среде тех иерархов РПЦ, которые, несмотря на факты вопиющего беззакония и преследования церкви, вслед за митр. Сергием (Страгородским) признали советскую безбожную власть своей родной, а в 1943 году, согласились по пожеланию палача и богоборца Сталина создать «Московскую патриархию».

Одному из тех, кто позже извинял сервилизм как вынужденную меру, будучи сам священником РПЦЗ, митр. Филарет писал: «[советская церковь] стала восхвалять красную богоборческую власть - восхвалять красного зверя, о котором говорит Апокалипсис».

Тому же адресату он писал также: «Осмелится ли кто-нибудь утверждать, что Господь и его благодать пребывают в церкви лукавнующих, которая восхваляет Его осатаневших врагов и сотрудничает с ними?...Может ли быть благодатной церковь, которая объединилась с богоборцами?! Ответ ясен!»

В своих проповедях он нелицеприятно отзывался о РПЦ-МП: «я убежден, что в этой самой советской лжецеркви благодати нет и не может быть, потому что отступила она от верности Христу, и Христа Спасителя там нет и быть не может. Это мое глубокое убеждение... я лично допустить, что благодать Божия находится там, в этой самой советской лжецеркви, никак не могу».

Митр. Филарет провидчески усмотрел связь между экуменизмом и отступническим «сергианством». На Архиерейском соборе 1983 года была принята замечательная по силе и точности формулировка:

Против экуменизма: «Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утерждающим Церковь не сущу видимо бытии, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело: и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеют ко спасению; и тем, иже имут общение с сими еретиками, или способствуют им, или защищают их новую ересь икуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти - АНАФЕМА».

Эти возглашения анафемы с тех пор были приняты к обязательному провозглашению в день Торжества Православия, один из самых страшных для врагов христианства праздников.

Глубина догматизированной апостасии РПЦ-МП и духовного разложения всего советского общества воспринималась лучшей частью РПЦЗ, в том числе митр. Филаретом, как необратимый процесс. Святитель видел этому подтверждение не только в сообщениях из газет и журналов, не только из официальных выступлений «патриархийных» деятелей, но и из личного общения с теми, кто казалось бы старался обратиться из «Савлов» в Павлы. Перебежчики различного рода у него вызывали настороженность, и это также было благообретенным качеством после 17 лет, что он самоотверженно отдал служению Богу под пятой коммунистов - он знавал многих таких.

Инициатива некоторых о возрождении епископства в «катакомбной церкви» при помощи РПЦЗ святителем не разделялась. Настоящих катакомбников он встречал во дни своей молодости. В тех, что ему начали приводить примером и пропагандировать в конце 1970-х, он не чувствовал своих духовных собратьев. Своим безошибочным чувством он улавливал, что за настойчивостью того же архиеп. Антония (Бартошевича) скрывается чужая воля и необъяснимые планы. Имеются сведения, что будучи как бы теневой фигурой, архиеп. Антоний «буквально выкрутил руки» митр. Филарету, чтобы решение о хиротонии каких-либо «катакомбников» было принято. Участники этой кампании, Варнава Прокофьев, Лазарь Журбенко, Дмитрий Дудко, впоследствии проявили себя со всей откровенностью как враги РПЦЗ и доказали правоту мнения святителя.

Последнее громадное по значению дело, который начал святитель, это было возвращение РПЦЗ ее собственности, так или иначе захваченной и незаконно присвоенной той или иной стороной. В 1985 году состоялся прецедент: на государство Израиль, после долгого судебного разбирательства, было возложено обязательство возместить 6 миллионов долларов за собственность РПЦЗ в Святой Земле.

На Архиерейском соборе в августе-сентябре 1985 года этому событию уделялось много внимания: это была победа, обусловленная международным признанием Церкви. Судебное решение открывало новую эпоху в правовых отношениях с Русской Зарубежной Церковью, которая пользовалась самым высоким авторитетом. Митр. Филарет и его правая рука еп. Григорий (Граббе) шли дальше: следующим этапом должно было стать возвращение или возмещение собственности Церкви со стороны СССР на сумму более 50 миллионов долларов. Адвокаты имели все необходимые для этого документы и были готовы начать процесс. Решение об этом было принято на данном соборе.

Обращает внимание на себя факт что на этом Архиерейском соборе в качестве одного из пяти секретарей впервые оказался относительно недавно хиротонисанный еп. Иларион (Капрал). Присутствие этого человека в высшем эшелоне РПЦЗ стало отмечаться с тех пор в самые поворотные моменты истории.

О «странной» смерти митр. Филарета, которая наступила два месяца спустя, 21 ноября 1985 года, многие говорят как об ответном и окончательном решении властей СССР. Слишком много совпадений, как-то: неожиданное отсутствие многолетнего сотрудника и келейника митрополита, о. Никиты Чакирова, которого зачем-то послали в Махопак. Внезапный приступ неизвестной болезни, сопровождавшийся сильной рвотой, у владыки-митрополита, который оказался совсем один в эту минуту. Обнаружение еп. Илариона (Капрала) первым в келье митрополита, причем за весьма своеобразным занятием - епископ замывал следы рвоты. Недопущение синодскими проведения вскрытия с целью определения причины смерти.

Если последний факт легко объяснялся церковной установкой о том, что православные монахи не подлежат посмертному вскрытию, то ничем невозможно объяснить действия Синода РПЦЗ в последующие несколько месяцев. Все ближайшее окружение святителя, включая еп. Григория (Граббе), было отстранено от дел. Келейник митрополита о. Никита Чакиров был удален из Синода. Ряд священников и иерархов поспешили на безопасное расстояние от Нью-Йорка, как если бы от Синода исходила смертельная угроза.

Вместе с этим развернулась кампания против «семейства Граббе». Номинальное присутствие еп. Григория в качестве секретаря Архиерейского собора января-февраля 1986 года сопровождалось введением двух новых секретарей, еп. Илариона (Капрала) и еп. Марка (Арндта). Затем опытнейший и наиболее стойкий в церковных вопросах еп. Григорий был выведен из секретарей Синода. Новоизбранный Первоиерарх РПЦЗ митр. Виталий (Устинов) не объяснял ничего, не отвечал на письма еп. Григория, зато окружил себя теми, кто впоследствии предадут и его самого, и Церковь. Его Синод больше не возвращался к решению о судебном деле против СССР.

Таким образом, были и есть все основания признать, что митр. Филарет принял мученическую смерть во славу Христа. Сынам лжи мало теперь убить праведника, они делают все, чтобы сама память о нем была искажена. Это подтвердилось 13 лет спустя, 10 ноября 1998 года, когда, при стечении клириков под руководством архиеп. Лавра (Шкурлы), в Джорданвилле были обретены нетленные мощи святителя.

Уже шел полным ходом процесс разрушения Церкви, которая была воссоздана за рубежом Блаженнейшими Антонием, Анастасием и Филаретом. Их великое наследие в противостоянии силам зла переписывалось, переделывалось и получало неверные трактовки. Немногие оставшиеся верными испытывали притеснения и гонения. Приходы, пытавшиеся держаться Истины, лишались священников. Священники переводились с места на место или отправлялись на послушание куда подальше. В апреле 1998 года в Синоде был отравлен великий молитвенник и богослов протоиерей Лев Лебедев, прибывший в Нью-Йорк с докладом о невозможности объединения с РПЦ-МП. Страх сковал сотни прихожан, многие из стариков уезжали с насиженных мест или переставали ходить в церковь. В Джорданвилле плодовито трудился пресловутый «инок Всеволод», захвативший власть над всем печатным словом РПЦЗ. Тяжелая взвесь лжи, лицемерия, сбора сведений о людях, двуличия и подлости висела в храмах. Приходы были искусственно заполнены «прихожанами» из бывшего СССР, самый дух Русской Зарубежной церкви изживался и бесследно исчезал.

В такой обстановке произошло чудо обретения нетленными останков святителя Филарета. Однако обретя их, клирики Синода вместе с архиеп. Лавром (Шкурлой), к изумлению многих зарубежников, тогда же вновь предали их земле. Никаких объяснений своим действиям будущий возглавитель отступнического Синода не дал. Престарелый митр. Виталий (Устинов) также не высказался по этому поводу. Церковь вступила в период не только «странных» смертей, но и не менее странных событий, которые привели к Акту 17 мая 2007 года. Ведущими действующими лицами в этих событиях оказались все те же митр. Лавр (Шкурла), еп. Марк (Арндт), еп. Иларион (Капрал).

Православный народ прославил митр. Филарета в качестве подлинного русского святого, печальника за судьбы русского народа, неутомимого строителя Церкви Христовой, строгого ревнителя церковного порядка, стойко пребывавшего в истинном святоотеческом Православии, отдавшего всего себя без остатка служению Христовой Истине. Имя святителя постоянно звучит на службах как в Зарубежье, так и в порабощенной стране нашей. Мыслями и молитвами нашими мы остаемся с ним, добрым пастырем, истым и непреклонным монахом, мудрым духовным вождителем, указующим нам путь к Господу.

Николай Смоленцев-Соболь

Верность

(см. тж. « НЕПРИМИРИМОСТЬ. Памяти Владыки Филарета»)

экуменизм, православие, харбин, рпц мп, русское зарубежье, рпцз, гонения на верующих

Previous post Next post
Up