Часто (нет - очень часто) можно услышать комментарии о том, как же ужасен общественный транспорт в нашем городе и как им неприятно пользоваться. Приводятся разные нелицеприятные эпитеты, но в итоге остаётся не понятно - что именно нужно, чтобы общественный транспорт стал считаться удобным и приятным для использования.
И мы поставили перед собой задачу - проанализировать, какие именно проблемы существуют в нижегородском общественном транспорте. Все проблемы мы сгруппировали по тематикам и постарались дать ответ на извечный вопрос «что делать?»
Итак, тема первая:
1. Общая организация транспортной сети
1.1. Сокращение и устранение маршрутов общественного транспорта, демонтаж сети
Что есть на данный момент: За последние 20 лет под различными предлогами (реконструкция моста, строительство развязок, прокладка канализации и т.п.) была значительно сокращена сеть городского электротранспорта (ЭТ), вследствие чего пассажиропоток ЭТ перераспределился между автобусами и маршрутками с меньшей провозной способностью. Трамвайная сеть лишилась участков на Похвалинском съезде, на Канавинском мосту, на пр. Ленина, половины линии на ул. Рождественской, дополнительного разворотного кольца на Чёрном пруду. Троллейбусная - участков на пр. Ленина и ул. Коммунистической, участка от пл. Свободы до Дворца спорта (в настоящее время уже восстановлена).
Что делать: Необходимо прекращение дальнейшего демонтажа сети общественного транспорта. Закрытие линий, участков может проводиться только после анализа и подтверждения низких пассажиропотоков на участке (именно на участке, а не на конкретном маршруте), а также после предоставления адекватной альтернативы для передвижения на данном участке. Причём, не на схожим с ним, как часто пытаются навязать, а именно на том же самом участке. К примеру, метрополитен от м. Московская до м. Горьковская совершенно не выполняет функций перевозки на участке от м. Московская до ул. Рождественская, которую выполнял прежде трамвайный маршрут №1.
1.2. Слабая связность сети общественного транспорта
Что есть на данный момент: В Нижнем Новгороде проблематично добраться из одного «спального района» в другой, если этот маршрут не лежит через центр, либо Московский вокзал. Некоторые участки города даже не связаны ни одним маршрутом, хотя находятся довольно близко: пр. Ленина и пр. Гагарина, пр. Ленина и Московское шоссе, ул. Ванеева и Родионова, м-н Кузнечиха и Верхние Печёры и т.п. Слабо задействован метромост для передвижения наземного общественного транспорта.
Также обладает плохой связностью сеть электротранспорта: в настоящее время троллейбусная сеть разбита на 3 не связанных между собой сети: Автозаводскую, Нагорную и сеть Московского-Сормовского районов. Почти то же самое и с трамвайной сетью: Сормовское кольцо, сеть Нагорной части + Ленинский район и Московский вокзал, Автозаводская сеть. Соответственно, эти виды транспорта не выполняют задач по перемещению между образовавшимися «анклавами».
В связи с этим, пассажиры, совершающие перемещения между этими пунктами, тратят дополнительное время и деньги, хотя их путь может быть гораздо короче и быстрее.
Таким образом, трамвай, не используется как магистральный транспорт, хотя для этого предназначен - под большие пассажиропотоки. Даже существующая сеть позволяет с небольшими доработками (не сильно дорогими) реорганизовать маршртную сеть трамваев под более оптимальные маршруты. Сейчас некоторые маршруты зачастую слишком короткие. Конечно, это происходит не просто так, а связано с некоторыми факторами - более высокая непредсказуемость на длинных маршрутах из-за совмещенных участков, особенно в центре города (это не позволяет запусть длинные маршруты из спальных районов в ценр по Белинке, где потенциально огормный пасс.поток или из-за пробок не задейтсвован в маршрутном движении участок между сормовской частью сети и остальной сетью, а ведь можно было бы запусть так нужные городу прямые маршруты трамваев из Сормово на Белинку и на Черный пруд), также необходимо большее число ПС и водителей на длинные маршруты - короткие обслуживать проще.
Что делать: Маршруты абсолютно между всеми территориями города не нужны (например, траффик между Кузнечихой и В. Печёрами оценочно очень мал), но участки, имеющие между собой внушительный пассажиропоток, должны быть связаны прямыми беспересадочными маршрутами. Необходим анализ городских пассажиропотоков, построение модели перемещения людей в городе, введение новых маршрутов на выявленных участках большой пассажиронагруженности.
Также нужно восстановить связность сети электротранспорта, объединив «анклавы», чтобы обеспечить перевозку на магистральных направлениях транспортом большой вместимости (трамваи и троллейбусы вместо маршруток). Для этого требуется восстановить трамвайные пути на Канавинском мосту, ул. Советской, Похвалинском съезде, двухпутное движение по ул. Рождественской, а также построить короткий участок от кольца «парк Дубки» через пер. Райниса к пр. Ленина. В случае с троллейбусом - нужно восстановить контактную сеть по пр. Ленина от м. Заречная до м. Пролетарская, восстановить сеть в районе развязки метромоста в заречной части.
1.3. Подвижной состав, не соответствующий пассажиропотокам
Что есть на данный момент: На многих направлениях и отдельных маршрутах наблюдается значительная перегрузка транспорта как в пиковое, так и обычное время. Вызвано это тем, что на маршруты выпускается транспорт, который не может обеспечить пассажиропоток на этом направлении. К примеру - одновагонные трамваи вместо двухвагонных составов, автобусы большой вместимости вместо автобусов сверхбольшой вместимости (гармошки), автобусы средней вместимости (ПАЗ) и микроавтобусы вместо автобусов большой вместимости.
Людям приходится втискиваться в нужный транспорт, чтобы уехать.
Что делать: Маршруты с большим пассажиропотоком должны обслуживаться транспортом повышенной вместимости (сочленённые трамваи, автобусы большой вместимости и сверхбольшой вместимости), чтобы обеспечить комфортную перевозку пассажиров без давки. Для этого также требуется анализ городских пассажиропотоков, чтобы определить самые нагруженные направления.
1.4. Переизбыток пассажиров на одних видах транспорта (либо маршрутах) и постоянная нехватка на других.
Что есть на данный момент: В настоящее время многие маршруты спланированы таким образом, что на них наблюдается слабый пассажиропоток в любое время суток (к примеру, маршруты ул. Левинка-Красное Сормово, ул. Долгополова - пос. Березовский и др.). В то время, как на других направлениях наблюдается недостаток обеспечения транспортом в нужных направлениях (к примеру, связь Мещерское озеро - центр города и многие другие маршруты периферия-центр), о чём мы упомянули в предыдущем пункте. Соответственно, пассажиропоток неравномерно распределяется по единицам транспорта: некоторые автобусы, трамваи и троллейбусы возят «воздух», другие же оказываются переполнены.
Что делать: Необходим анализ городских пассажиропотоков, построение модели перемещения людей в городе, оптимизация маршрутов. Маршруты необходимо преобразовать таким образом, чтобы снять нагрузку с высоконагруженных на менее нагруженные: к примеру, продлить, изменить один из конечных пунктов, изменить прохождение маршрута через те или иные улицы. Высоконагруженные маршруты обеспечить подвижным составом большой и сверхбольшой вместимости (автобусы-гармошки, сочленённые трамваи). Низконагруженные маршруты (на которых не удаётся нарастить пассажиропоток) следует обслуживать транспортом средней и малой вместимости (микроавтобусы). Данные требования справедливы как к муниципальным, так и к частным перевозчикам.
1.5. Устаревшие пути и контактная сеть
Что есть на данный момент: Трамвайные пути, а также контактная сеть трамваев и троллейбусов устарели и не позволяют обеспечивать скоростное движение. Неавтоматизированные стрелки заставляют транспорт снижать скорость на переездах. Изношенная контактная сеть часто подвержена разрывам. Изношенные трамвайные пути вызывают сильную вибрацию вагонов при движении, заставляя также снижать скорость. Время от времени происходят сходы вагонов из-за износа путей или выхода из строя стрелок.
Ремонт путей и контактной сети производится короткими участками и зачастую из устаревших и б/у материалов. К примеру, пути берутся с неиспользуемых участков - Зеленского съезда, ул. Советской.
Что делать: Необходима модернизация путей и контактной сети, замена стрелок. Модернизацию следует проводить поэтапно, обеспечивая возможностью скоростного движения сразу целый маршрут (а не отдельные участки).
Продолжение следует.