Да здравствует очередное дурное, непродуманное, локальное решение
Все как мы любим. Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области
одобрил строительство в Почаинском овраге многоуровневого паркинга. Не говоря о законности, которая по большому счету вызывает большие сомнения: стройка попадает в охранную зону объекта культурного наследия "Нижегородский кремль", а действующее законодательство запрещает подобное строительство, необходимость и востребованность парковки такого вида и размера в данном месте находится под большим вопросом. Да, ситуация с парковкой в центре является весьма сложной и проблемной. Но давайте посмотрим правде карте в глаза. Где у нас наблюдается самый большой спрос на парковку в данном районе? Это улица Ильинская, Варварка в окрестностях ЦМТ и к/з Юпитер, улица Пискунова. Именно в этих точках сегодня мы имеем наибольшее скопление автомобилей в течении рабочего дня. Отчасти можно добавить сюда Октябрьскую и Алексеевскую, но там легко можно обустроить уличную парковку, которая не только не будет никому мешать, но и наоборот, защитит пешеходов от едущих автомобилей. Действующие стандарты определяют радиус пешеходной доступности равным 500 метрам (
СНиП 2.07.01-89 п. 6.29). Давайте проверим, какое расстояние вынужден будет пройти автомобилист, оставивший свою машину на новой парковке, чтобы попасть туда же, куда он приезжает сейчас.
Ой, что же это? Без трех метров километр до ЦМТ? 600 метров до Пискунова? Даже 450 на Ильинской - это только одна отдельно взятая точка, а улица тянется в сторону пл. Горького на пару километров. Ребята, вы в своем уме? Может вам нужно напомнить, что сейчас у нас автомобилисты не готовы 5 лишних метров пройти, и паркуются на тротуаре, а вы собираетесь послать их больше, чем на 500? Из точек притяжения в непосредственной близости от оврага ничего, кроме разве что Спара, нет, поэтому далекие и благоприятные для здоровья пешеходные прогулки людям, оставившим свое авто на этой парковке обеспечены.
Перехватывающие парковки создаются с той целью, чтобы автомобили с окраинных районов в принципе не попадали в центр города, а их владельцы добирались на авто до крупного транспортного узла и уже оттуда приезжали в центр на ОТ
Единственная модель, при которой паркинг будет хоть как-то работать - если в тариф на парковку будет входить 2 поездки на трамвае по кольцу. Эдакий Park-n-Ride (P+R). Но строить перехватывающую парковку в центре города это чистой воды маразм. Перехватывающие парковки создаются с той целью, чтобы автомобили с окраинных районов в принципе не попадали в центр города, а их владельцы добирались на авто до крупного транспортного узла и уже оттуда приезжали в центр на ОТ. Здесь же получается наоборот: давайте сначала затащим всех в самый центральный центр, а потом заставим еще и на трамвае ездить (другого транспорта в этом районе нет). Простите, но это даже не смешно. Ту же самую парковку в том же самом перехватывающем формате можно с гораздо большей пользой построить в другом месте, и она позволит не только убрать лишние машины с улиц, но и разгрузить дорожную сеть. Выбранное же расположение влечет за собой исключительно негативные эффекты:
- Не снижается нагрузка на улично-дорожную сеть, т.к. все то же, либо даже большее количество автомобилей будет приезжать в центр.
- Не решается проблема очистки улиц от припаркованных автомобилей, т.к. даже если автомобилист готов платить за парковку (а таких, как мы уже выясняли, много), он хочет парковаться не за километр от точки назначения, а где-нибудь поближе.
- Незаконное строительство в охранной зоне ОКН, тем более такого, как наш Кремль, не добавляет лояльности жителей. Кроме того, на прошедших прошлым летом публичных слушаниях по проекту жители высказались явно против. Власть снова начинает неприятные заигрывания, как это было с парком Кулибина. Чем там все закончилось, мы все помним.
- Есть вероятность, что застройка оврага существенно изменит розу ветров и, как следствие, климатическую обстановку в районе. По сути сейчас свежий воздух от реки беспрепятственно поднимается по оврагу вверх - не зря раньше эти овраги называли "легкими города" - но застройка оврага будет этому препятствовать. Последствия оценить не беремся, как явно не брались и проектировщики.
Что стоило бы сделать?
- Построить P+R парковку где-то в пешей доступности от городского кольца (2 трамвай), но вдали от центра - в районе пл. Лядова или Сенной. В стоимость парковки включить 2 поездки на трамвае - туда и обратно. Это позволит убрать из центра лишний траффик, освободить парковочную емкость на уличных парковках, увеличить пассажиропоток на трамвайных маршрутах.
- Разметить и обустроить парковки на ул. Октябрьской и Алексеевской. На Октябрьской по грубым прикидкам получится организовать около сотни парковочных мест, на Алексеевской - до 500. Причем это будет параллельная парковка на проезжей части, которая не мешает пешеходам.
Как улучшить проект?
Если вдруг выйдет так, что стройку отбить не удастся, нужно постараться хотя бы привести проект к такому виду, в котором он будет хоть сколько-то полезен. Что для этого нужно? Как уже было сказано выше, минимально необходимое условие, при котором этой парковкой будет пользоваться более 0 человек - система P+R.
P+R не типичны для центров городов и обычно строятся на окраинах, но непременно вблизи транспортного узла, чтобы люди, оставляя машину на парковке могли беспрепятственно добираться до пункта назначения на ОТ. Конкретно в случае Почаинского оврага единственный доступный транспорт это трамваи 1, 2 и 21 маршрутов. Они позволяют добраться практически до всех обозначенных в начале поста мест притяжения, но для того, чтобы автомобилисты в принципе стали рассматривать саму возможность их использования, нужно минимально поднять в этих трамваях уровень комфорта. Самое главное, что для этого нужно - стабильность расписания. Когда человек едет на работу на машине (особенно если он делает это изо дня в день) он примерно знает, сколько времени займет его поездка и планирует свой график соответственно. Трамваи же в утренние и вечерние часы пик стабильностью не отличаются. Причиной тому в 90% случаев являются сами же автомобилисты: хаотичная парковка и аварии на трамвайных путях очень сильно сбивают график движения трамваев на кольце из-за того, что трамвай движется в общем потоке транспорта. Таким образом, как это ни парадоксально, пытаясь улучшить ситуацию для автомобилистов, мы возвращаемся к все той же проблеме обособления трамваев. Обратившись к карте, мы увидим, что самые востребованные участки трамвайной сети как раз расположены на совмещенном полотне.
В часы пик это очень сильно тормозит движение трамваев. Наибольшие проблемы возникают на узкой ул. Пискунова и загруженной Белинке, но приводит это в итоге к тому, что расписание сбивается по всему кольцу. В случае аварии в настоящее время нет абсолютно никакой возможности узнать об этом и скорректировать маршрут. Напоминаем, что по Ильинке другого транспорта, кроме трамваев нет в принципе, а до ближайшей автобусной остановки на пл. Минина от оврага идти километр в горку. Заведомо ясно уже сейчас, что автомобилистов такое положение дел не устроит никак. Поэтому обособление трамвайного кольца и повышение стабильности и скорости движения трамваев - первая из необходимых мер.
Второе, о чем также нужно не забывать - новая парковка это не дополнительная парковочная емкость. Центр перегружен уже сейчас, а каждая новая парковка это приглашение для людей приезжать на автомобилях. Если человек заранее знает, что парковаться ему негде, он с большой вероятностью поступит разумно и поедет на ОТ. Обратное также верно - если заведомо известно, что места для парковки есть (а как мы уже выяснили, вряд ли в этом месте будет огромный наплыв желающих), число приезжающих в центр на авто будет только расти. Чтобы этого не происходило, необходимо ужесточить контроль за парковкой на прилегающих улицах. В ближайших окрестностях есть ряд проблемных участков, где парковка формально запрещена, но тем не менее ежедневно возникает, создавая тем самым проблемы для пешеходов, ОТ и других автомобилистов. Это прежде всего площадка перед ДК Свердлова и трамвайная остановка "Большая Покровская", это ул. Грузинская, это ул. Пискунова - с этих точек автомобили нужно нещадно гонять.
Если человек заранее знает, что парковаться ему негде, он с большой вероятностью поступит разумно и поедет на ОТ. Обратное также верно - если заведомо известно, что места для парковки есть, число приезжающих в центр на авто будет только расти.
Чтобы понять, почему это важно, предлагаем посмотреть на парковку на Нижневолжской набережной. Прошлой осенью там была построена достаточно большая бесплатная (!) парковка, которая и поныне стоит пустой, в то время как вся Рождественская и Нижневолжская заставлены автомобилями.
Фото снято в четверг днем, если что. Автомобилисты - тоже люди, и как и все люди, включая нас, пишущих и читающих этот пост, не любят делать лишнюю работу. Зачем парковаться в 300м от цели, когда можно в 15? А если еще и деньги за это надо платить.. Нет, так это не работает. Сейчас, когда с единственного пока что Паркона стали приходить
письма счастья есть шанс, что за этим все-таки будут следить, тем не менее не упомянуть об этом мы не можем.
Реализация этих двух условий может незначительно улучшить проект и частично привлечь, частично пригнать туда некоторое количество автомобилей, однако в целом проект останется в лучшем случае бесполезным. Поэтому в заключении мы хотим пожелать Администрации включить голову и не затевать стройку ради стройки - давайте уже начнем оценивать ситуацию хотя бы на шаг вперед, а не просто решать какие-то сиюминутные потребности. В свою очередь читателям желаем не поддаваться на сладкие речи и также трезво оценивать все принимаемые решения. Далеко не все из них, что бы вам там ни пытались впарить из новостей, хотя бы минимально полезны, а многие даже наоборот вредны, но в наших силах это изменить и первый шаг к этому - знание. Поэтому лайк, и репост, друзья.
Кроме того, вы всегда можете высказать свое мнение о проекте в
электронной приемной администрации. Отправьте им тезисы из этого поста, ссылку на него или напишите что-то от себя - пусть вас услышат. Также можно написать что-нибудь в комментарии самому господину Шанцеву
shantsevvp, будем надеяться, он просто не в курсе, и возьмет ситуацию под контроль.