Или не хвалим?
Прислали нам письмо, в котором говорится, что Дептранс подумал наконец, и выдал осмысленное решение - полосы для общественного транспорта городу нужны и будут постепенно создаваться. В качестве возможных направлений развития выбраны следующие транспортные коридоры: пр. Гагарина, пр. Ленина, Комсомольское шоссе, Окский съезд, ул. Родионова. Первым опытным участком будет запуск выделенной полосы от Дворца Спорта до ост. Мыза по проспекту Гагарина. Сроки реализации не называются - по мере выделения финансирования, как обычно. Финансирование требуется на нанесение разметки из термопластика, которая будет держаться даже зимой в отличие от краски. На первый взгляд вроде все неплохо, но давайте все же разберемся, хвалить нам дептрансик или ругать?
Для начала собственно письмо, о котором идет речь
Карта опытного участка
Итак, что же мы тут видим подозрительного? Во-первых выделенную полосу планируется устроить только в одном направлении - из центра в Щербинки. Это можно объяснить тем, что с противоположной стороны имеются примыкающие улицы, а как мы знаем, правый поворот при наличии выделенной полосы осуществляется с оной полосы, равно как и выезд с примыкающей улицы осуществляется на выделенку. В то же время со стороны парка никаких примыканий кроме пары служебных проездов нет, что несомненно удобно. Однако, если мы посмотрим на карту, то увидим, что среднее расстояние между примыкающими улицами составляет 300-600 метров, причем большей частью это второстепенные улицы и дворовые проезды, поэтому объем траффика по ним вкупе с достаточно большим расстоянием между улицами не должен создавать больших проблем в работе выделенной полосы.
Кстати объемах траффика. Открывая статистику Яндекс.Пробок мы видим, что в утренний и вечерний часы пик наш опытный участок зелен как июньская трава. Утро:
Вечер:
Затруднения в движении наблюдаются от ул. Бекетова в сторону центра и в сторону Щербинок, но уже за ост. Мыза. То есть для эксперимента был выбран самый бесполезный (ввиду своей малой загруженности) участок проспекта Гагарина. Ведь давайте задумаемся на секунду - зачем вообще нужны выделенные полосы для ОТ? Чтобы транспорт мог не стоять в пробках вместе с остальными автомобилями. Смысл делать выделенную полосу там, где пробок никогда не бывает, от нас несколько ускользает.
Хотя впрочем нет, пробок нет сейчас, зато с появлением выделенки они с большой вероятностью появятся. Несмотря на то, что выше было отмечено, что большая часть улиц по правой стороне проспекта Гагарина - второстепенные, есть и вполне оживленные: Сурикова, 40 лет Октября, Терешковой. Сейчас проспект имеет три полосы для движения в сторону Щербинок, одна из которых используется для левого поворота на эти улицы. После ввода выделенной полосы останется фактически одна полоса для движения прямо и одна для поворота налево.
В одном из интервью директор департамента транспорта Семечкин сказал, что расположение продиктовано тем, что в сторону Щербинок на одну полосу больше, чем в сторону центра. Не знаю как вы, Олег Анатольевич, но мы видим по три полосы и в ту и в другую сторону.
Вообще
интервью довольно занимательное. С одной стороны Семечкин говорит о том, что выделенные полосы для ОТ нужны и общественный транспорт должен иметь приоритет над личным, но парой абзацев дальше оказывается, что это трамваи мешают автомобилям, поэтому надо поднимать их на эстакады. Короче, хвалить дептранс пока получается особо не за что. Какие-то робкие шажки в сторону организации нормального общественного транспорта есть, но складывается впечатление, что они сами не уверены в том, что и зачем делают, и готовы в любой момент сказать "А? Чо? А мы ничо! Ничего и не было!". В общем хочется видеть более осознанные, уверенные и решительные действия от департамента и администрации в целом. Закупка новых трамваев и метропоездов это безусловно хорошо, но без должной организации движения это выброшенные на ветер деньги.
Следует понимать, что в сегодняшних условиях выделение приоритета общественного транспорта невозможно без ущемления в той или иной степени владельцев личных автомобилей. Естественно, когда всю жизнь было 3 полосы для движения, а вдруг стало 2, т.к. одну отобрали под выделенку для ОТ или когда запрещают парковаться в правом ряду, чтобы сделать обособленное трамвайное полотно по центру дороги, это доставляет неудобство, а также может даже провоцировать новые пробки вместо того, чтобы уменьшать их. Но в то же время есть сотни и тысячи людей, готовых пересесть с ЛА на общественный транспорт, если он будет удобным и комфортным. То есть до тех пор, пока мы не установим приоритет общественного транспорта над личным, будет наблюдаться замкнутый круг роста автомобилизации: ОТ не удобен -> люди пересаживаются на ЛА -> ЛА саботирует работу ОТ -> ОТ становится еще менее надежным и удобным -> еще больше людей пересаживается на ЛА -> ...
Если же мы, используя административный ресурс, отбираем часть УДС в пользу общественного транспорта, мы получим более равновесную картину. Изначально количество автомобилей на дорогах будет таким же, как и до введения выделенной полосы. Да, уменьшение пропускной способности улиц вызовет рост пробок, а сокращение числа парковочных мест - недовольство автомобилистов и нарушение правил парковки. От этого никуда не деться. Но в пробках останется только личный транспорт, автобусы будут ходить быстро и по расписанию, тем самым повисив свою привлекательность в глазах людей. Часть водителей готова будет отказаться от автомобиля в пользу автобуса, так как он теперь стал удобнее: не стоит в пробках, не требует техобслуживания, страховки, не тратит нервы в мелких авариях, можно ходить в бар с друзьями и не думать, как потом добираться домой и т.д - многочисленные опросы показывают, что доля таких водителей достаточно велика.
Вот например опрос в группе, где количество автомобилистов составляет 56%, показывает, что больше половины из них готовы пересесть на ОТ, если он станет быстрее и комфортнее, а также будет соблюдать расписание. Количество автомобилей на улицах уменьшится, возрастет заполняемость и рентабельность общественного транспорта.
Здесь важно не проворонить момент и быть готовыми выпускать на маршрут дополнительный подвижной состав, т.к. пассажиропоток будет расти и для всех новых пассажиров необходимо поддерживать определенный уровень комфорта, чтобы они не ушли обратно на ЛА. Таким образом система придет в равновесие, пробки уменьшатся за счет того, что часть автомобилистов переместится на ОТ, ОТ выиграет за счет новых пассажиров. Т.к. общественный транспорт будет ходить быстро и без пробок, даже при небольшом росте пробок из-за уменьшения пропускной способности УДС, среднее время корреспонденций (время в пути из точки А в точку Б) уменьшится, т.к. ОТ перевозит значительно большую часть людей в городе, нежели ЛА: пусть из 1000 человек 700 пользуются ОТ, и их время в пути составляет 40 минут, а еще 300 - ЛА, и их время в пути составляет 30 минут. Тогда среднее время в пути будет равно 37 минут. Если же путь на ОТ будет занимать 30 минут, а на ЛА - 40, плюс дополнительно 50 человек из 1000 пересядут с ЛА на ОТ, среднее время в пути составит 32.5 минуты, что на 13.5% меньше, чем было изначально. А ведь именно среднее время выполнения корреспонденций определяет эффективность работы транспортной системы города.
Жаль, что осознание этого факта до профильного департамента пока что так и не дошло. Короче, наш вывод - Дептранс не хвалим. Пусть идут работать дальше. А вы что думаете?