О задачах гражданского образования в Беларуси

Sep 03, 2007 07:45

03.09.07 Валерий Жураковский

Нас не учат в школе общаться и выступать перед аудиторией, разрешать конфликтные ситуации, планировать свою жизнь и деятельность…

Прежде чем начать рассматривать вопрос о задачах гражданского образования в современной Беларуси, давайте вспомним цели образования как такового и рассмотрим, что мы имеем с образованием в Беларуси сегодня.

Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: «Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры». В принципе хорошее и правильное определение, вот только очень часто за умными и наукообразными определениями мы забываем о главном: «А зачем?»

Волчица учит своих детенышей охотиться, чтобы они смогли выжить в этом мире. Первобытный человек учился добывать себе пропитание, укрываться от непогоды, изготавливать орудия труда. От того, что человечество прошло длинную эволюцию развития, и мы стали более цивилизованными, основная цель образования от этого не поменялась: научить человека быть более конкурентоспособным в этом мире, чтобы он мог обеспечить себе достойный уровень качества жизни. А если проще, как и тысячи лет назад мы вновь и вновь учимся выживать (для пессимистов) или жить красиво (для оптимистов).

Но человек живет не в одиночестве, а сообществами. И из истории мы знаем, что не всем сообществам удалось сохраниться до наших дней. Многие государства, народы, цивилизации исчезли с лица Земли. В групповой конкуренции выжили только те из них, чьи обычаи, традиции, моральные нормы, ценности, общественные институты способствовали выживанию. Выживают и умножаются группы, ведущие себя требуемым образом. И отсюда вторая цель образования - сохранение и развитие конкурентоспособных традиций, норм поведения и ценностей, обеспечивающих выживание и качество жизни сообществ.

Чему же нас учат сейчас, и способствует ли современная система образования целям повышения конкурентоспособности человека и сообществ? Если посмотреть на современную среднюю школу, дающую систему общего образования, то нельзя не заметить ее тяготения к академичности. Наших детей учат тому, что составляет основу научных знаний: языки, математика, физика, химия, география, биология, история и т.д.

Возможно, знание того, что такое рибонуклеиновая кислота и где находится Зимбабве, и было важно для моего всестороннего развития как личности, но эти знания я так ни разу и не смог применить на практике за те 25 лет, что прошли с момента окончания школы. А вот действительно социально-значимому опыту человечества, которым я пользуюсь ежедневно, и который способствовал повышению моей конкурентоспособности и качеству жизни, меня не учили ни в школе, ни в институте.

Нас не учат в школе общаться и выступать перед аудиторией, разрешать конфликтные ситуации, планировать свою жизнь и деятельность, управлять семейным бюджетом, выбирать качественные продукты питания и товары при покупке, отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к чужой, защищать свои права и т.д. Я уже не говорю о целом наборе знаний, навыков и качеств, которые определяются такими понятиями, как «лидерство» и «предприимчивость». Современная школа ставит своей целью передачу учащимся как можно большего объема знаний, но не учит генерировать новую информацию. Не учит творчеству. Нас не учат самому главному в этой жизни - быть ответственным за себя, за свое личное развитие и быть активным в этом процессе.

За свою долгую историю человечество накопило такой огромный объем знаний, что ни один человек в мире просто физически не способен его освоить в силу краткости своей жизни. Поэтому абсолютно не важно, знаешь ты или нет, где находится Зимбабве. Гораздо важнее, умеешь ли ты пользоваться картой. Абсолютно бессмысленны тесты, выявляющие способности к запоминанию математических формул. Уметь пользоваться справочниками и думать - это наиболее ценные навыки, требующиеся в повседневной жизни. И, наконец, уметь определить лично для себя, что является наиболее важным, и как организовать свою деятельность для достижения собственных приоритетов.

«Знания на каждый день» - вот та сфера знаний, которую, к сожалению, не затрагивает формальное образование. И этот вакуум должен быть заполнен неформальным образованием, в том числе и просветительскими общественными организациями.

А что же по поводу второй цели образования - обучению нормам и ценностям жизни в сообществе? Этот вопрос гораздо сложнее, поскольку, говоря о культуре и ценностях, мы говорим о вещах, которые невозможно рационально обосновать. У разных социальных групп есть своя точка зрения о приемлемых нормах и ценностях. Религиозное образование, партийное образование, национально-культурное образование - все эти школы имеют дело с ценностями, нормами, культурой. И порой диаметрально противоположными.

И, тем не менее, нам жизненно важно учиться «искусству жить вместе» (Платон). Гражданское образование должно научить гражданина жизни в современном обществе. Научить участвовать в общих делах, совместно с другими гражданами решая местные и государственные проблемы. Но встает вопрос, научить на базе каких ценностей?

В современном западном обществе пришли к консенсусу, что такими ценностями являются демократия, свобода и права человека. В этом смысле, современное гражданское образование в странах Запада является синонимом обучения демократии. Условие существования демократии - граждане, которые обладают умением делать мудрый и рациональный выбор, умеют критически мыслить, понимают значение права, терпимо относятся к политическим противникам, могут критически анализировать информацию, поданную им в средствах массовой информации, активно интересуются общественной, политической и экономической сторонами жизни.

И главной целью гражданского образования за рубежом можно считать получение необходимой и достаточной информации о политической системе своей страны и воспитание гражданской политической культуры. Знания о Конституции страны, знания об устройстве политической системы, знания о сущности и дилеммах демократии, знания о правах человека и механизмах их защиты. На этом фундаменте, в зависимости от национальных традиций, в области образования выстраиваются конкретные модели гражданского образования. Гражданское образование в западных странах выстроено, также, на определенных этических принципах. Среди них - патриотизм, уважение к личности другого человека, недопустимость принуждения и конформизма.

А какова ситуация с гражданским образованием в Беларуси?

Сегодня мы живем в обществе, где нет консенсуса по вопросу базовых ценностей. Одна часть общества верит в идеалы социальной справедливости, большего равенства, социальной защищенности, которые достигаются за счет сильной государственной власти, плановой экономики и неприятия частного предпринимательства. Другая часть общества отстаивает идеалы демократии, свободы и прав человека.

В этой ситуации на базе двух систем ценностей возникло две конкурирующие системы гражданского образования. С одной стороны, сильная власть, сделавшая ставку на первую часть общества, активно создает систему «идеологического воспитания». В рамках этой системы происходит воспитание граждан в духе лояльности по отношению к государственной власти, проявлению безоговорочной поддержки проводимого ею государственного курса. Преимущественное значение при этом придается не знаниям и умениям, а убеждениям, созданию привлекательного образа действительности.

С другой стороны, частью общественных организаций создана неформальная система гражданского образования, в рамках которой граждане обучаются демократии, активному участию в жизни общества, как на местном, так и национальном уровне. Причем, в рамках существующей сегодня политической системы и культуры, система неформального гражданского образования воспринята как угроза для власти и как вмешательство в процесс принятия государственных решений. Недаром в ряде законодательных нормативных документов (например, Указ Президента Республики Беларусь №300 от 01.07.2005) проведение образовательных семинаров приравнено к «осуществлению деятельности, направленной на изменение конституционного строя Республики Беларусь, захват или свержение государственной власти» и спонсирование которых запрещено.

Безусловно, существуют политические партии, которые ставят своей целью смену власти, готовят новые законодательные инициативы, в том числе и изменения в Конституции. И в рамках этой деятельности, в том числе, проводят свои образовательные мероприятия. Однако, «смена режима» никогда не была и не может быть задачей гражданского образования. Это цели политических партий, для достижения которых они и созданы, согласно действующему законодательству. И для достижения которых они пользуются своими методами и технологиями.

Нельзя путать обучение участию в выборах с целью прихода к власти (что является задачей политических партий), с обучением участию в выборах как элементу культуры принятия совместного решения по приоритетным для сообщества вопросам (что является задачей гражданского образования). Сами по себе демократические институты, каким являются и выборы, без демократической культуры в обществе еще ничего не значат. В свое время Гитлер пришел к власти в ходе свободных и демократических выборов. Провел четыре референдума, которые все выиграл. И все мы помним, чем это закончилось.

Итак, нашим гражданам приходится жить в условиях столкновения различных культурных и ценностных норм. И задача гражданского образования в Беларуси сегодня - бережно сохранить все лучшие культурные традиции прошлого и помочь гражданам освоить новые нормы поведения, которых требует изменение условий жизни. Причем, не надо наступать на старые грабли, и обучать ради мифического «светлого будущего». В каких бы формах это будущее не представлялось. Не надо, слепо копируя зарубежный опыт, обучать граждан тому, чему нет применения сегодня. Неформальное гражданское образование имеет дело, как правило, с обучением взрослых. И если взрослый человек не может применить на практике в течение месяца после обучения полученные знания, то эти знания забываются и обучение становится бессмысленным. Гражданское образование должно быть практичным и опираться на уже существующие нормы, традиции, опыт.

Каким же «практикам» стоит отдавать приоритет сегодня неформальному гражданскому образованию в Беларуси при обучении граждан «искусству жить вместе»? Мое личное мнение заключается в том, что сегодня нужно обратить пристальное внимание на самые распространенные объединения граждан и обучать их в соответствии с их текущими потребностями нормам эффективного взаимодействия.

И наиболее распространенной, влиятельной и, соответственно, приоритетной целевой группой, с моей точки зрения, является семья. На каких принципах в семье строится взаимодействие граждан различных полов, возрастов, убеждений? Как принимаются решения в семье сегодня? На каких принципах основано ведение домашнего хозяйства? Является ли семейный бюджет открытым для всех членов семьи? Именно обучение эффективным нормам поведения в малой группе (какой является семья), эффективным способам организации совместной жизни и деятельности - это та сфера знаний, которая сегодня может найти живой отклик у целевой группы, имеет наибольшее практическое значение и является наиболее благодатной областью для распространения различных демократических практик.

Следующая наиболее распространенная целевая группа - это совместно проживающие группы граждан. Особенно если эти группы формализованы в жилищные кооперативы и товарищества собственников. Сегодня, когда государство все больше и больше снимает с себя обязанности по заботе о среде проживания граждан, для людей становится все более актуальной потребность научиться взять эту ответственность на себя и организовать совместную деятельность по благоустройству своей среды проживания.

И, наконец, следующая наиболее распространенная и влиятельная целевая группа - формальные и неформальные объединения граждан по интересам. Причем, рассматривая эту целевую группу, не стоит ограничивать себя только общественными объединениями и инициативами. Различного рода родительские комитеты в школах, попечительские советы, молодежные команды КВН, профессиональные союзы, клубы, творческие кружки и т.д. Какими бы ни были цели этих объединений, все они нуждаются в обучении эффективным способам организации своей деятельности и являются носителями культуры активного участия граждан в жизни своих сообществ.

Аристотель утверждал, что «Лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определено через участие в суде и власти». Безусловно, участие граждан в выборах в представительные органы власти является наиболее концентрированной формой участия граждан в жизни государства. Это нельзя забывать и игнорировать. Однако, выборы проходят раз в 5 лет. На такой редко применяемой практике очень сложно обучить граждан политической культуре и нормам участия в общественной жизни. «Демократические практики на каждый день» - это тот выбор, который сегодня должны сделать организации гражданского образования в Беларуси.

У меня нет сомнений в том, что потенциал существующей системы неформального гражданского образования, наработанный опыт, методики и кадры позволяют разработать адекватные современным потребностям образовательные программы. Ключевой вопрос, который сегодня остается открытым, как сделать гражданское образование массовым явлением? Как сделать так, чтобы каждый гражданин, независимо от возраста, пола, уровня образования имел бы возможность пройти нужное ему обучение в рамках системы гражданского образования?

образование

Previous post Next post
Up