Отчуждение как проблема, творчество как лекарство

Oct 21, 2012 18:52

Думаю, что все сейчас в той или иной мере подвержены отчуждению: практически поголовно все радуются пятнице, кто-то общается со знакомыми только по делу (то есть относится к человеку как к средству, а не как к цели), а кто-то поздравляет друзей, написав в статусе в соц. сети «С новым годом, друзья!», и т.п. Это все есть примитивные следствия другого типа отчуждения (пояснение к этому виду вы найдете в цитатах ниже), когда мы чувствуем себя винтиком в чьем-то механизме. Другая тенденция, которая имеет место быть, особенно среди женского населения - очень многие занимаются творческой деятельностью на досуге и не только. Я это как то осознала на одном из моих дней рождений: оглядела сидящих вокруг стола людей и поняла, что каждый из них, что-то да и умеет создавать сам, творить. Создаются, конечно, не шедевры (мы не в эпоху возрождения живем). Но сколько этих продуктов творческого труда все же делается! В Москве проблема отчуждения чувствуется еще сильнее и это закономерно, поскольку тут как раз что ни на есть индустриальная, капиталистическая среда.

Дальше факты и мысли умных людей на эту тему, которые кому то пригодятся, а кому то и нет. Многое оказалось созвучным моим мыслям и настроениям. Решила законспектировать. Постаралась выстроить в логической последовательности.

Тема отчуждения впервые появляется в эпоху барокко и рассматривается сторонниками теории «общественного договора». Они характеризовали современное им общество как общество отчуждения - делегирования полномочий. Социальные институты в таком обществе (мораль, религия, искусство, также обычаи, привычки - всё, что несёт в себе подчинение общим интересам) являются посредниками между людьми и в силу того, что они есть воплощение воли частных лиц, становятся чуждыми человеку, заставляя его подчиняться частным интересам и развивать свою личность в рамках установленных законов. Эта сила, ставшая над человеком, забирает у него «подлинность», ничего не дав взамен, и он превращается в частичного человека («дробную единицу»).
В таком значении «отчуждение» применялось и М. Гессом. Помимо вышеописанных социальных институтов, господствующих над человеком, он отмечает ещё явление денежного фетишизма в обществе: «Деньги - это продукт взаимно отчуждённых людей, отрешённый вовне человек» (М. Гесс «О сущности денег»).

Марксистская теория отчуждения
Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, превращённого в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату. Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведённый работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

В чем же заключается отчуждение труда? Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности (имеется в виду наемный труд). Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций - при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., - а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному? Правда, еда, питье, половой акт и т.д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер. (К.Маркс.Экономико-философские рукописи 1844 года)

Теория отчуждения Эриха Фромма (неофрейдизм)
Отчуждение, каким мы видим его в современном обществе, носит почти всеобщий характер; оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним и к самому себе. Человек создал мир рукотворных вещей, какого никогда не существовало прежде. Он разработал сложное общественное устройство, чтобы управлять созданным им техническим механизмом. Однако все созданное им возвышается и главенствует над ним. Он чувствует себя не творцом и высшей руководящей инстанцией, а слугой Голема, сделанного его руками. Чем могущественнее и грандиознее высвобождаемые им силы, тем более бессильным он чувствует себя как человеческое существо. Он противостоит себе и своим собственным силам, воплощенным в созданных им вещах и отчужденным от него. Он больше не принадлежит себе, а находится во власти собственного творения. Он соорудил золотого тельца и говорит: «Вот ваши боги, которые вывели вас из Египта». Фромм Э. «Здоровое общество» (1955).

«Человек - это единство, его мышление, чувства и жизненная практика неразрывно связаны между собой. Он не может быть свободен в своем мышлении, если он одновременно не свободен и эмоционально; и он не может быть свободен эмоционально, если он зависим и несвободен в своей жизненной практике, в своих экономических и социальных отношениях. Желаемое общество должно быть таким, «в котором ни один человек не становится средством для другого, а всегда является самоцелью. Следовательно, никто не должен быть использован или использовать себя ради целей, не служащих развитию его собственных сил. В центре такого общества находится человек, и цели его развития должна быть подчинена вся экономическая и политическая деятельность» (Э. Фромм).

Одним из видов деятельности, исцеляющих людей от недугов человеческой потерянности в мире, Юнг считал художественное творчество, искусство, представляющее «процесс саморегуляции в жизни наций и эпох».

Общество потребительски относится к природе, человек - к другому человеку. Вся человеческая культура, представления о высших ценностях - лишь набор мифов, скрывающих устремления эгоистичной воли. Шопенгауэр полагал, что человек способен вырваться из тисков воли (Волей он назвал мир необходимости). Ему может помочь в этом искусство. В искусстве мы созерцаем вещи не заинтересованно, без корысти.

Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. (Бердяев)

цитата, из жизни, мысль

Previous post Next post
Up