Некоторое время назад в отдел комплектования нашей библиотеки молодой человек принес небольшую книжку. Его отец просил передать эту книгу в РНБ. Небольшая книжка, немецкий готический шрифт, стихи. Familien-Bibliothek der Deutschen Classiker : eine Anthologie in 100 Baenden. - Hildburghausen ; Amsterdam : 1843. Bd. 78: Geist aus A. G. Eberhards saemmtlichen Werken.
Однако то, что обнаружилось на титульном листе, повергло всех сотрудников в шок.
Штамп нашей библиотеки!!! Наша родная книга!!! Откуда она у дарителя?
Из письма дарителя:
"...лет 30 тому назад (год точно не помню), мне "подарили" на день рождения эту книжку. Слово "подарили" без кавычек писать не могу, потому как сразу же разглядел там штамп Публичной библиотеки. "Дар" этот, однако, принял. Но про себя сразу же решил, что верну книжку законному владельцу. Но, как говорится, "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается". В Питере с тех пор был не раз, но никогда почему-то не хватало времени сходить в библиотеку и книжку вернуть. Удобный случай случился только сейчас, когда мой сын поехал в Питер. Попросил его зайти в Публичку - и он это мое поручение выполнил-таки, за что ему большое от меня спасибо! Можно сказать, груз с души снял".
Книга наша, это несомненно. Но где же ее шифр? Откуда она утрачена?
Стали проверять старые каталоги. Ведь даже в случае утраты книг карточки из каталогов не подлежат изъятию. Ни одной карточки не обнаружено. Карандашный шифр смутно напоминает шифры отделения богословия (когда-нибудь мы напишем и про "отделения" нашей библиотеки, и про рукописные каталоги) - но это художественная литература. Значит, каталог belles letres? Там есть книга этой серии, но другой том.
Правильный путь поисков подсказал внешний вид книги - явные следы огня на обрезе страниц.
В 1941 году библиотека получила в качестве хранилища Костел св. Екатерины (Невский пр., д. 32А). Туда были перевезены неразобранные книги, в основном - издания на иностранных языках. А в начале 1947 года вспыхнул страшный пожар. Подробности о повреждениях самого здания в соответствии с протоколом от 26 января описаны в: Ханковска Р., Храм Святой Екатерины в Санкт-Петербурге/Ромуальда Ханковска; [Пер.: Ромуальда Ханковска, Станислав Карпенок]. - СПб. : Чистый лист, 2001.- С. 196. А вот что вспоминает очевидец о судьбе книг: "Во двор из костёла выбросили громадное количество обгоревших книг на иностранных языках, в том числе старинных книг в кожаных переплётах. Мне и моим сверстникам было по восемь - девять лет. Нас ничего не интересовало, кроме картинок в немецких книгах, которые так или иначе были связаны с войной. Книги лежали без охраны примерно в течение суток". (полный текст - в комментариях
здесь)
Вот так, благодаря неравнодушному человеку, книга, утраченная в 1947 году, вернулась в библиотеку через 68 лет.
За подготовку материала выражаем признательность выдающемуся профессионалу и неравнодушному человеку, заведующей отделом комплектования РНБ Татьяне Викторовне Петрусенко