Симбиотический тип характера.

May 31, 2019 12:19



Симбиотический тип характера
Что?
Один из типов нарушения привязанности
идентичность
усвоенная целиком как функция опыта, приобретенного в отношениях с родителями,
а не развитая из целостного опыта интеракции между
self
и окружением
симптоматическая часть действительности таких людей основывается на
такой модели мира и их личности,
которая серьезно расходится с актуальной реальностью
Почему?
родители нуждаются в состоянии слияния с ребенком
для подкрепления чувства
собственной значимости
и безопасности
Когда?
Сначала ребенок составляет с матерью единое целое.
Нормальная симбиотическая фаза
длится от шести недель до одного года.
Затем происходит постепенное отделение ребенка от матери по мере его взросления
ребенок начинает сепарацию: совершает поступки, служащие
созданию дистанции,
определению различий,
демонстрации агрессии,
выработке своей идентичности
когда начинает ходить, примерно на 10-ом месяце жизни
Боязливая, чрезмерно хлопотливая мать будет постоянно сигнализировать, что такие попытки инициации небезопасны,
а ребенок непреднамеренно осуществит интроекцию ее общей, исполненной страха, точки зрения
Кризис 2-3-х лет
дети открывают для себя всю прелесть слова «нет»
Может его сопротивление встречает некритичную лояльность и удовлетворение его желаний, а возможно оно жестоко наказывается?
Подростки
в фазе нового сближения начинают проявлять свою автономную идентичность демонстрируя противоположную точку зрения
Как?
Если
окружение ребенка реагирует на его
отделение
панически,
или осуждающе,
или подавляюще,
эмпатическое отражение
чрезмерной поддержкой
и одобрением
то ребенок
реагирует паникой
решает «не буду отделяться»
- и остается частью мамы, ее продолжением.
фрустрация становится хронической
подавляет
себя,
свои стремления,
развивает детерминированное другими Эго
детский подход к самоэкспрессии
не будет результатом
прямого опыта,
попыток
и возможных ошибок,
а станет скорее адаптированным стандартом
излишне консервативным,
стесняющим
и вызывающим страх
симбиотическая личность
ищет определения своих жизненных ценностей вне себя самой.
отражая других, она
испытывает большую защищенность
присваивает себе фальшивое self,
что является для нее «операцией безопасности»
Симптоматика:
У ребёнка:
послушание,
зажатость,
сдерживание
дыхания
и своих реакций,
заторможенное развитие,
психосоматика,
зависимость,
самообвинения,
страх сепарации.
У взрослого:
Не достаточно развитое Я
Отсутствие четких концепций о себе
Идентичность находится в слиянии с близкими
Собственное Я
вытеснено
и расщеплено
Чувствительность и эмпатичность в отношениях
Есть сложности с распознаванием собственных:
предпочтений,
мнений,
вкусов,
желаний.
Подавляемая агрессия
Чувство вины
Дилемма:
потерять себя и быть с кем-то,
или быть собой, но быть одиноким.
Склонность подчиняться доминированию других вызывает
страх перед утратой автономии
и соблюдение жесткой дистанции.
Но изоляция пугает потерей идентичности,
себя.
Страх может вызывать любая разница с другим как возможность отделения.
Отношения с другими часто воспринимаются в крайностях - Другой
или оставляет,
или порабощает.
Идеал эго: Я буду лоялен.
Сценарные решения и патогенные убеждения:
Я ничего без тебя.
Ты контролируешь меня или же я целиком в тебе растворяюсь.
Я благодарен тебе за себя самого.
Я отвечаю за тебя и/или ты отвечаешь за меня.
Я не могу быть счастлив, если ты не будешь счастлив.
Я не могу терпимо относиться к различиям между нами.
Я также не могу принять и понять излишней близости.
Мое счастье, успех, переживание будет ранить тебя или же будет отложено за счет тебя.
Твое отделение, успех или счастье, которые не включают меня, будет меня ранить или же будет невозможно из-за меня.
Я не смогу жить без тебя».
Репрезентация self:
Зависимая от связей с другими,
но в то же время
неясная,
снабженная в разной степени размытыми, лишенными границ чертами.
Основанная в чрезмерной степени на
инкорпоративной интроекции
и идентификации.
Независимое self
вытеснено
и расщеплено.
Терапия:
тезисы
«Это не то, кем ты являешься на самом деле»
«Это не ты»
напоминание личности о необходимости проверки
её
стандартов,
убеждений,
реакций и т.п.
на основе ее актуального восприятия
самой себя
и окружающего ее мира
направление процесса индивидуации
и приглашение развивать истинное self
Убеждение self:
Я имею право
на сепарацию
и на бытие самим собой
Источник:
Стивен М. Джонсон - Психотерапия характера
© Ольга Виноградова, 2019

симбиоз, привязанность, симбиотический характер, Джонсон, психология развития, детско-родительские отношения, характер

Previous post Next post
Up