Концепция поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина
Что?
одна из наиболее известных теорий в советской и российской педагогической психологии
раскрывающая
механизмы,
закономерности
и условия
формирования элементов психической деятельности
Синонимы:
гипотеза формирования умственных действий
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий
Создана:
Кем?
П. Я. Гальпериным
Когда?
в 1952 году
Как?
Основу теории составило представление о существовании генетической зависимости между
психическими операциями
и внешними практическими действиями
мышление ребенка развивается через связь с предметной деятельностью
(непосредственными манипуляциями с предметами)
внешнее действие, постепенно превращается во внутренне действие,
проходя при этом ряд последовательных этапов, каждый из которых составляет основу для последующего этапа
4 подсистемы:
Системы планомерно-поэтапного формирования умственных действий
условия формирования адекватной мотивации
условия обеспечения приобретения действием требуемых свойств
условия формирования полноценной ориентировочной основы действия
условия, обеспечивающие перенос действия в умственный план
Этапы формирования умственных действий:
Система свойств человеческого действия:
Первичные параметры действия:
полнота свойств звеньев
мера дифференцировки отношений
существенных
от несущественных
уровень осуществления
энергетические свойства
характеристики
временные
и силовые
Вторичные параметры действия:
представляющие собой результат интеграции первичных свойств
разумность
- ориентация на полный состав действия
и дифференциация признаков
существенных
от несущественных
осознанность
разумность
и вербализованность
действия
критичность
разумность действия,
его осознанность
и ориентировка на критерии качества действия
мера освоения
- помимо первых трех вторичных свойств учитывает требуемую
скорость
и энергозатратность
действия
Источник:
Гальперин П. Я. Лекции по психологии / Под ред. и с предисл. А. И. Подольского
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений
MindMap
© Ольга Виноградова 2017