Компоненты боли
Сенсорные
или сенсорно-дискриминативные характеристики
При погружении руки в воду с температурой выше 45 °С возбуждаются ноцицепторы в коже
Их афферентные импульсы передают информацию о
местонахождении горячего стимула,
начале
и окончании (как только руку вынимают из воды) его действия
и о его интенсивности,
зависящей от температуры воды
Мы осознаем эту информацию в виде ощущения,
как и другие сенсорные сигналы
Аффективные
Пример:
Купаясь
в воде с температурой 25°С
очень жарким летним днем
мы не просто ощущаем кожей холод
одновременно он вызывает приятное чувство свежести
Однако
в холодный зимний день
та же вода казалась бы неприятно холодной
Иначе говоря
сенсорное ощущение может вызывать
удовольствие
или неудовольствие
в зависимости от
исходных условий
и других обстоятельств
Это справедливо практически для всех сенсорных модальностей
зрения
слуха
обоняния
или осязания
Боль
- это исключение
вызываемые ею
аффекты
или эмоции
почти исключительно неприятные
портит наше самочувствие
мешает жить
Этот аспект боли и есть ее
аффективный
или эмоциональный
компонент
Вегетативные
Погружение руки в горячую воду вызывает не только боль
но и расширение сосудов кожи,
а следовательно, усиливает в ней кровоток, что заметно по ее покраснению
И напротив, погружение в ледяную воду
сужает сосуды
и ослабляет кровоток
В обоих случаях, как правило:
повышается кровяное давление
учащается пульс
расширяются зрачки
изменяется ритм дыхания
рефлексами вегетативной нервной системы
Вывод:
у боли есть вегетативный компонент,
иногда очень сильный, особенно при висцеральной боли
Пример:
при желчной колике он может принять форму:
тошноты
рвоты
потоотделения
и падения кровяного давления
Двигательные
Пример:
когда рука случайно прикасается к горячей воде,
она отдергивается еще до того, как мы
осознаем боль
и принимаем решение отреагировать на нее произвольно
Этот двигательный компонент боли проявляется как
рефлекс избегания
или рефлекс защиты
во многих ситуациях
Он
особенно важен в случае вредных стимулов наружного происхождения
но может быть найден даже у глубокой и висцеральной боли
Пример:
в форме мышечного напряжения
В еще более широком смысле и другие поведенческие проявления боли
возникающие вследствие ее оценки
также относятся к ее
моторным
или, лучше сказать
психомоторным компонентам
Когнитивные
Текущее ощущение боли
измеряется относительно прежних, хранящихся в:
краткосрочной
и долгосрочной
памяти
и оценивается в свете накопленного опыта
Следовательно
такую оценку можно рассматривать как
распознающий, т.е. когнитивный
компонент боли
В зависимости от результата этого когнитивного процесса боль будет выражаться по-разному (психомоторный компонент):
мимикой
стонами
просьбами дать обезболивающее средство и т.п.
Когнитивное суждение
влияет и на степень проявления
аффективного и вегетативного компонентов боли (пунктирные стрелки на рис.)
которые
не только учитываются при ее оценке
но и в свою очередь зависят от результата последней
Вывод:
мы больше страдаем от боли
которая
по нашему мнению
окажет «важное» влияние на самочувствие
чем от такой же сильной
но привычной и «безвредной»
Мотивационные
Жалобы человека на боль сильно зависят от его
социального положения
семейного воспитания
и этнического происхождения
Пример:
Поведение индейского воина под пытками будет с точки зрения выражения боли совсем иным
чем у южноитальянской домохозяйки с желчной коликой
даже если они испытывают боль одинаковой интенсивности
На оценку боли часто решающим образом влияют обстоятельства
при которых она возникает
Пример:
Солдатам,
раненным в бою
нужно гораздо меньше болеутоляющих средств
чем людям
получившим такие же повреждения в гражданской жизни
По-видимому
ожидание отправки домой и умиротворение от того
что повезло выжить одному из немногих
значительно ослабляют восприятие боли и заставляют оценивать ее как менее сильную
Поведенческие
поведенчески и эмоционально нормальные реакции на болевые стимулы
по-видимому, в значительной степени
не относятся к врожденным
молодой организм научается им
Если этот опыт не приобретен в раннем детстве
выработать такие реакции позднее очень трудно
Пример:
Щенки
ограждаемые от вредных стимулов в течение первых восьми месяцев жизни
оказывались неспособными правильно реагировать на боль
и в дальнейшем научались этому
медленно
и несовершенно
Они
неоднократно «нюхали» открытое пламя
а на глубокое погружение иглы в кожу отвечали лишь локальными рефлекторными вздрагиваниями
Источник:
http://reabilitaciya.org/zabolevaniya/pozvonochnika/903-oczenka-boli.html http://medvuz.com/S&t/p10.php Физиология человека. В 3-х томах. / под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса