Тут
Антон Борисович, наблюдая увлекательное природное явление, - как по итогам публикации годовой отчетности Yandex N.V. (результатов 4 квартала и, соответственно, всего 2012 года) компания, показывающая доход в размере заработанного за год примерно одного миллиарда долларов США, за несколько часов после объявления этих результатов теряет в своей рыночной стоимости примерно один миллиард долларов США, -
искренне удивляется:
Одним глазом читаю
финансовый отчёт Яндекса за IV квартал и весь 2012 год.
Радуюсь за коллег, у которых выручка выросла на 44%, а чистая прибыль - на 42%.
В общей сложности ведущий российский портал заработал за год чуть меньше миллиарда долларов США, из которых 288,7 млн долларов составила его скорректированная чистая прибыль.
Но другим глазом я слежу за
котировками того же самого Яндекса на NASDAQ, и там наблюдается какая-то совершеннейшая Хиросима: с открытия торгов акции YNDX потеряли уже порядка 12% своей вчерашней стоимости, то есть капитализация компании за пару часов торговой сессии снизилась почти на миллиард, причём, увы, не рублей. Видимо, чем-то финансовый отчёт инвесторам не понравился, догадался Штирлиц.
Есть подозрение, что один из ключевых моментов, почему так происходит (раз за разом, снова и снова) - крайне прост и лежит на поверхности, и относится он к сфере не столько финансов, сколько прикладной лингвистики - то есть той профильной области, где от "Яндекса" как-то не ожидаешь подвоха. Мне кажется, что "Яндекс" - мощная, крепкая, интеллектуальная компания, у которой разрабатывать инновационные, востребованные, эффективные сервисы и зарабатывать на них деньги получается гораздо лучше, чем рассказывать (в нашем случае - инвестиционным банкирам) о том, как же ей удается разрабатывать хорошие продукты и зарабатывать хорошие деньги.
В этом смысле, Антон Борисович, чтение стенограммы, приуроченной к публикации годового отчета встречи инвестиционных банкиров с руководством "Яндекса" (см. "
Yandex N.V. Management Discusses Q4 2012 Results - Earnings Call Transcript"; спасибо, конечно,
SeekingAlpha за заботу, но самому "Яндексу" было бы явно полезнее выложить этот транскрипт куда-нибудь к себе в более читабельном виде, а не скрывать его за калиткой своего инвесторрилейшнского сайта), оказывается гораздо увлекательнее изучения сухих цифр годового отчета.
Вот, например, фрагменты беседы, где "Яндексу" задают вопросы о его представлениях об электронной коммерции и своего места в ней:
Anastasia Obukhova - VTB Capital, Research Division
And then the follow-up question in just regard, which way of non-ad monetization then do you see for your end-users apart from -- again, apart from advertising?
Arkady Volozh
So we have the 3 major revenue streams. One is search advertising, and it's majority of our revenues; another is display, again advertising; and the third is e-commerce, I don't know if you call it advertising or what. So in a sense, all the 3 are advertising revenue streams. On that side, it's -- I mean, a little bit different. And we are experimenting with other models like we do with taxi or Yandex.Music, but they haven't become the huge revenues streams yet.
Anastasia Obukhova - VTB Capital, Research Division
But do you consider them to, say, kind of shift away from development as you were mentioning in the third quarter conference call, for example, focus on e-commerce? Or maybe have you seen some already impact pronounced in the fourth quarter already?
Arkady Volozh
No, we're focusing, of course, on overstating revenues. And I -- actually, I believe that our e-commerce, Yandex.Market and other services on e-commerce is for us, is still advertising, because our major impact on the industry is advertising in e-commerce. So for us, e-commerce is advertising and we've -- and the share of e-commerce in our total revenue is increasing.
[...]
Operator
Your next question is -- comes from the line of Alex Balakhnin with Goldman Sachs.
Alexander Balakhnin - Goldman Sachs Group Inc., Research Division:
I just wanted to ask you on your Yandex.Market initiative, and I was just wondering, if you plan to go any further into the value chain? In particular, do you plan to own the customer experience in any shape or form? Probably hypothetically, do you think about going to get some physical infrastructure for delivery or I don't know, partnerships with the delivery services. If you could just share your thoughts on how you want to progress further with e-commerce that would be really helpful?
Arkady Volozh
E-commerce is one of our focuses for the Russian market for domestic market. Yandex.Market in its present form has been launched 12 years ago. And of course, the time came to change something, and we can do a lot in this area. The search change you witnessed last year was with this platform shift we added. Usually Yandex.Market was just feature selection mechanism. Now, we added the feature-based, selection mechanism and we, in addition to apparel, we -- in December, we launched Health and Beauty category. And we'll continue launching categories which fits to this type of selection. And this is not the only thing we can do in this area, and we are thinking and working on new products which we could launch to help the market grow here, to help the whole market to grow. And of course, we want -- we don't want to take over this market from our partners. We will be focusing on calibrating -- continue calibrating with them as we're looking for other areas where we can help them.
Alexander Vengranovich - OTKRITIE Securities Ltd., Research Division
But don't you think the customer will benefit from probably a little bit more customized results for the search? And if the -- if Yandex owns all the credentials of all the customers, so you build a sort of one-click purchase experience, do you think that this will be good for both new customer and the merchant?
Arkady Volozh
Yes, this is a good example of the lines we're thinking along.
Полагаю, тут неловко обсуждать, почему инвесторы одной рукой хватаются за сердце, а другой - за мобильник, чтобы дать команду брокеру. И, наоборот, можно долго и увлеченно спорить, что напугало инвесторов больше - ответы "Яндекса" по существу на заданные вопросы, или же то, как он сами эти вопросы не столько даже понимает, сколько слышит.
Впрочем, повторюсь: хорошая новость заключается в том, что "Яндекс" - отличная, крутая, крепкая компания, и за последние сутки в этом плане ровным счетом ничего не изменилось, и это значит, что "как упал, так и поднимется", и очень быстро стоимость компании вернется к показателям, с которых она сегодня пикировала, я уверен. Думаю, нынешняя история похожа на октябрь 2011-го (см. "
Yandex, $40 Target: ой, блин..."), - просто тогда у компании не было G. Gregory Abovsky, и тогда ей его сильно не хватало, а теперь он у компании есть, но легче от этого не стало.
И с другой стороны: видимо, до тех пор, пока "Яндекс" продолжает пугать институциональных инвесторов, у мелочи пузатой с крепкими нервами остается дурная привычка сшибать пару долларов на пиво тупым, но эффективным способом: сбрасывать на ожидании хороших новостей, пока топы не начали рассказывать об успехах и планах на будущее, и входить, пока шок, трепет и паника после представления топами хороших результатов не рассеялись окончательно.
Зато не скучно.
А жизнь - она ведь в движении.
P.S. Вообще, хочется поздравить "Яндекс" по итогам минувшего сложного - в том числе и благодаря возросшей после выхода на публику открытости - года. "Яндекс" и раньше сам по себе был крутым и наблюдать за ним было интересно, но теперь стало еще интереснее, и разбирать итоги этого года у компании - гораздо увлекательнее, чем у соседей - и по истории запуска новых продуктов, и по источникам статистики рыночной доли браузеров и поиска, и по мобильному поиску (обратите внимание, кстати: во время конференции "Яндекс" озвучил весьма неожиданные цифры), и по реализации опционов сотрудниками, и по ввинчиванию в рынок Турции, и по эволюции поисковых сервисов и видения их места и роли в электронной коммерции. Спасибо!