"Поттер" закончился, четырнадцать лет, семь книжек, восемь фильмов и много миллиардов долларов спустя. Обычно подобное говорят с сожалением, достаточно вспомнить финалы "Властелина Колец" и "Звёздных войн", но здесь и сейчас перед нами (ладно: передо мной) первый случай, когда сложно чувствовать что-то, кроме облегчения. Всё сожаление, какое было - ушло на тот момент, когда "Дары Смерти" впервые появились не на белой простыне, а на книжной полке, вот это действительно было какое-никакое, но событие. Закончилась если не эпоха, то вполне ощутимый кусок жизни, проведённый, как бы пафосно это ни звучало, за беготнёй по книжным, чтением по дороге домой, чтением дома, гаданиями, переживаниями и яростными обсуждениями. Это было четыре года назад, и четыре фильма оставалось впереди.
Нет, конечно, стоит отдать должное продюсерам и "Ворнерам" - поставить на ноги такой массивный прожект и не позволять ему упасть, умудряясь раз за разом угождать как фанатам, так и критикам, пока режиссёры, операторы, композиторы приходят и уходят, а три главных секрета вашего успеха из детей становятся подростками, а затем взрослыми - это начинание, которое вряд ли кто-то осмелится повторить в таком же масштабе ещё многие годы, если не десятилетия. Другое дело, что в художественном смысле единственным полноценным откровением так и остался "Узник Азкабана", в остальное же время лучшее, что могли делать Крис Коламбус и Майк Ньюэлл - это ничего не делать, пока на площадке царили, собственно, продюсеры и тов. сценарист Стив Клоувз, которого хлебом не корми, дай как-нибудь испортить первоисточник. Так что к тому времени, как у руля встал человек по имени Дэвид Йейтс, сильно хуже быть не могло, и не стало - вся авантюра осталась столь же банальной и занудной до скрипа зубов, какой она была прежде, за исключением 15 минут славы Куарона. Всё было плохо, но не так, что об этом хотелось кричать из окон и бить себя ногой в грудь - всё было рутинно плохо, скучно плохо, так плохо, что хотелось зевнуть и поскорее оставить позади.
Когда дело дошло до завершения банкета, Йейтс внезапно сумел удивить - последние 60 минут "Даров Смерти 1" по-прежнему
остаются для меня одной чертовски хорошей частью франчайза пост-куарон - и оставалось лишь гранд финале, по сути одна гигантская экшн-сцена с перерывами на тех драму. И Йейтс с Клоувзом, сюрприз, самым эпичным образом её завалили. Вспомнили, как седьмой фильм предлагали снимать Гильермо дель Торо? Лучше побыстрее забудьте.
Это даже поразительно, когда у фильма практически нет сюжета, когда он способен быть совершенно замечательным без оного сюжета, с каким завидным упорством сценарист камня на камне не оставляет от всего, что делало хорошим оригинал и что может сделать хорошим его экранизацию, а режиссёр только рад ему помочь. Всё начинается с самой усыпляющей экшн-сцены последних нескольких лет, и это только разогрев. Дело тут же перемещается в искомый горящий Хогвартс, где Гарри сосредоточенно бегает из локации в локацию, Рон и Гермиона целуются, дабы повеселить тётенек в зале, Невилл становится последним героем боевика, в Макгонагалл в подходящий момент просыпается здоровое чувство юмора, и не пропустите гвоздь программы - рыдающего Алана Рикмана, о, эта сцена возьмёт в тиски сердце каждого киномана, но не потому, что в кадре персонаж переживает трагедию, а потому что Алану Рикману приходится вот так унижать себя перед камерой.
Да, на фоне всего этого в школе, по задумке авторов, происходит эпическая битва, но кто там на ком стоит, кто что делает, и что вообще происходит, рассказать решительно невозможно, если не считать отдельных коротких сцен вроде финала Беллатрисы Лестрейндж. Больше всего повезло тем, кто получил меньше всего реплик, прежде чем умереть где-то за кадром - и уже не так важно, что, по сути, зритель на этих моментах должен пустить скупую. Вместо этого он отмучился вместе с персонажем, отмучился и ладно. А тем временем на экране по-прежнему что-то происходит, и это что-то по-прежнему не имеет никакого значения, и вот уже вся трагедия Снейпа сливается в унитаз, и финальная дуэль, событие, к которому нас вроде бы подводили столько времени, превращается в глупейшую драку в подворотне. Хорошие моменты фильма - диалог с умершими, диалог на "вокзале", смеющийся Волдеморт (это всё) - они хорошие как раз не благодаря режиссуре или сценарию, но несмотря на них. Актёры ненадолго освобождаются от клоунских париков и мёртвых декораций, получают в распоряжение диалоги из книги, и просто спокойно играют - и на фоне всего остального это, знаете, здорово. В эти моменты - на экране появляется жизнь.
И потом наступает финал. Не просто хороший момент - отличный момент. Берёт за душу, несмотря на что угодно. И смотрите, как: актёрам достаточно стоять и мило улыбаться, оператору снимать, а за экраном играть трогательной музыке. Больше этой сцене никто не нужен и ничего не нужно. Прекрасная сцена. Подумать только, насколько лучше она могла бы быть, если бы перед ней было больше, чем полтора достойных фильма из восьми.