Гарри Поттер и Дары Смерти 2 / Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 2

Jul 17, 2011 19:30



"Поттер" закончился, четырнадцать лет, семь книжек, восемь фильмов и много миллиардов долларов спустя. Обычно подобное говорят с сожалением, достаточно вспомнить финалы "Властелина Колец" и "Звёздных войн", но здесь и сейчас перед нами (ладно: передо мной) первый случай, когда сложно чувствовать что-то, кроме облегчения. Всё сожаление, какое было - ушло на тот момент, когда "Дары Смерти" впервые появились не на белой простыне, а на книжной полке, вот это действительно было какое-никакое, но событие. Закончилась если не эпоха, то вполне ощутимый кусок жизни, проведённый, как бы пафосно это ни звучало, за беготнёй по книжным, чтением по дороге домой, чтением дома, гаданиями, переживаниями и яростными обсуждениями. Это было четыре года назад, и четыре фильма оставалось впереди.

Нет, конечно, стоит отдать должное продюсерам и "Ворнерам" - поставить на ноги такой массивный прожект и не позволять ему упасть, умудряясь раз за разом угождать как фанатам, так и критикам, пока режиссёры, операторы, композиторы приходят и уходят, а три главных секрета вашего успеха из детей становятся подростками, а затем взрослыми - это начинание, которое вряд ли кто-то осмелится повторить в таком же масштабе ещё многие годы, если не десятилетия. Другое дело, что в художественном смысле единственным полноценным откровением так и остался "Узник Азкабана", в остальное же время лучшее, что могли делать Крис Коламбус и Майк Ньюэлл - это ничего не делать, пока на площадке царили, собственно, продюсеры и тов. сценарист Стив Клоувз, которого хлебом не корми, дай как-нибудь испортить первоисточник. Так что к тому времени, как у руля встал человек по имени Дэвид Йейтс, сильно хуже быть не могло, и не стало - вся авантюра осталась столь же банальной и занудной до скрипа зубов, какой она была прежде, за исключением 15 минут славы Куарона. Всё было плохо, но не так, что об этом хотелось кричать из окон и бить себя ногой в грудь - всё было рутинно плохо, скучно плохо, так плохо, что хотелось зевнуть и поскорее оставить позади.

Когда дело дошло до завершения банкета, Йейтс внезапно сумел удивить - последние 60 минут "Даров Смерти 1" по-прежнему остаются для меня одной чертовски хорошей частью франчайза пост-куарон - и оставалось лишь гранд финале, по сути одна гигантская экшн-сцена с перерывами на тех драму. И Йейтс с Клоувзом, сюрприз, самым эпичным образом её завалили. Вспомнили, как седьмой фильм предлагали снимать Гильермо дель Торо? Лучше побыстрее забудьте.

Это даже поразительно, когда у фильма практически нет сюжета, когда он способен быть совершенно замечательным без оного сюжета, с каким завидным упорством сценарист камня на камне не оставляет от всего, что делало хорошим оригинал и что может сделать хорошим его экранизацию, а режиссёр только рад ему помочь. Всё начинается с самой усыпляющей экшн-сцены последних нескольких лет, и это только разогрев. Дело тут же перемещается в искомый горящий Хогвартс, где Гарри сосредоточенно бегает из локации в локацию, Рон и Гермиона целуются, дабы повеселить тётенек в зале, Невилл становится последним героем боевика, в Макгонагалл в подходящий момент просыпается здоровое чувство юмора, и не пропустите гвоздь программы - рыдающего Алана Рикмана, о, эта сцена возьмёт в тиски сердце каждого киномана, но не потому, что в кадре персонаж переживает трагедию, а потому что Алану Рикману приходится вот так унижать себя перед камерой.

Да, на фоне всего этого в школе, по задумке авторов, происходит эпическая битва, но кто там на ком стоит, кто что делает, и что вообще происходит, рассказать решительно невозможно, если не считать отдельных коротких сцен вроде финала Беллатрисы Лестрейндж. Больше всего повезло тем, кто получил меньше всего реплик, прежде чем умереть где-то за кадром - и уже не так важно, что, по сути, зритель на этих моментах должен пустить скупую. Вместо этого он отмучился вместе с персонажем, отмучился и ладно. А тем временем на экране по-прежнему что-то происходит, и это что-то по-прежнему не имеет никакого значения, и вот уже вся трагедия Снейпа сливается в унитаз, и финальная дуэль, событие, к которому нас вроде бы подводили столько времени, превращается в глупейшую драку в подворотне. Хорошие моменты фильма - диалог с умершими, диалог на "вокзале", смеющийся Волдеморт (это всё) - они хорошие как раз не благодаря режиссуре или сценарию, но несмотря на них. Актёры ненадолго освобождаются от клоунских париков и мёртвых декораций, получают в распоряжение диалоги из книги, и просто спокойно играют - и на фоне всего остального это, знаете, здорово. В эти моменты - на экране появляется жизнь.

И потом наступает финал. Не просто хороший момент - отличный момент. Берёт за душу, несмотря на что угодно. И смотрите, как: актёрам достаточно стоять и мило улыбаться, оператору снимать, а за экраном играть трогательной музыке. Больше этой сцене никто не нужен и ничего не нужно. Прекрасная сцена. Подумать только, насколько лучше она могла бы быть, если бы перед ней было больше, чем полтора достойных фильма из восьми.

кино, мнение

Previous post Next post
Up