Современная классификация пассажирских поездов весьма ущербна. Поэтому весьма полезно вспомнить "хорошо забытое старое".
Источником служит Технический железнодорожный словарь / Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941. Его вроде в сети целиком, вроде, нет. Но есть кусочки, которые я и процитирую.
КУРЬЕРСКИЙ ПОЕЗД
пассаж. поезд дальнего следования высшей категории, идущий с наиболее высокими допускаемыми техн. и маршрутными скоростями при минимальном количестве остановок по пути следования для техн. надобностей и минимальном времени стоянок. Являясь разновидностью скорых поездов, К. п. предназначены для более быстрой связи между важнейшими с народнохозяйственной точки зрения пунктами страны. К К. п. на сети ж. д. СССР относятся поезда с нумерацией от 1 до 4: Минск-Москва - Владивосток (10 087 км), Москва -Тбилиси (3185 км), Москва-Ленинград (651 км), Москва-Сочи (1 973 км), Москва - Кисловодск (1909 км), Ленинград - Мурманск (1 450 км), Кисловодск-Сочи (583 км). Средние маршрутные скорости К. п. на ж. д. СССР составляют 60-65 км/ч, а техн.-70-80 км/ч. К. п. со скоростями свыше 100 км/ч обращаются пока лишь в порядке опытов.
СКОРЫЙ ПОЕЗД
пассаж. поезд с повышенной скоростью следования и небольшим числом коротких остановок на станциях. Подобно курьерскому поезду С. п. предназначается для быстрого перемещения пассажиров на большие расстояния; отличается от курьерского тем, что имеет несколько большое число остановок для посадки и высадки пассажиров. Товарные вагоны включать в С. п. не разрешается (ПТЭ, § 324).
ПОЧТОВЫЙ ПОЕЗД
пассаж. поезд, в состав к-рого включен почтовый вагон. П. п. следует с остановками на всех станциях для обмена почты. К составам П. п. допускается прицепка в отдельных случаях товарных вагонов, однако на главных линиях только с разрешения нач. дороги - в пределах одной дороги и нач. Центрального пассаж. управления НКПС-при следовании товарных вагонов по двум и более дорогам (ПТЭ, § 324).
ПАССАЖИРСКИЕ ПОЕЗДА
в соответствии со скоростью и условиями движения разделяются на П. п. дальнего следования (курьерские, скорые, пассаж., почтовые и др.), местного сообщения и пригородные. Порядок размещения вагонов и условия, требуемые при постановке их в П. п., указаны в ПТЭ (§ 321 - 325). Назначение и отмена П. п. дальнего следования производятся: Центральным пассаж. управлением НКПС, местного и пригородного движения - нач. дороги. В отношении старшинства П. п. включены в группу "очередных" и им присвоена первая очередь в этой группе. П. п. должны иметь специальное оборудование и снаряжение. Прибывающие на станцию и отправляющиеся со станции П. п. обязательно встречает и провожает дежурный по станции.
ЭКСПРЕСС
пассаж. поезд максимальной скорости, обеспечивающий наибольшие удобства проезда для пассажиров; предназначается для спешных и дальних поездок. На ж. д. СССР Э. курсируют по ряду важнейших направлений. Обычно Э. присваивают специальные названия: так, на Октябрьской ж. д. между Москвой и Ленинградом ходит Э. "Красная стрела".
Представляется рациональным увеличения количества категорий ПДС, хотя подобная классификация и не является очевидной вещью. С учетом технического прогресса нужно повысить порог маршрутной скорости для скорого поезда хотя бы до 60 км/ч. Нужны поезда курьерские (порог 80-90 км/ч) и экспрессы (порог 110-120 км/ч), которые уже де-факто есть, но "слова нет". Вместо почтово-багажных следовало бы вернуть почтовые поезда.