Вчера с оказией начал читать книгу
Министры и наркомы путей сообщения, М.: Транспорт, 1995. Довольно добротное справочное издание, хотя многие острые вопросы обойдены стороной.
Но даже в столь официозном издании глаз зацепился за следующий момент, а именно за статью об Кривошеине Аполлоне Константиновиче. Если честно, не припоминаю, чтобы слышал до этого об данном деятеле что-либо. Но оказалось весьма интересно.
Кривошеин установил в Министерстве путей сообщения целую систему поборов при заключении контрактов с железнодорожным ведомством. Она действовала безотказно, пока дело не дошло до владельца одного из металлургических заводов Юза, обратившегося с жалобой на железнодорожников в Министерство финансов. Дело дошло до С. Ю. Витте, который вопреки усилиям Кривошеина держал ведомство путей сообщения под своим контролем. Поскольку Витте был причастен к назначению Кривошеина на пост министра путей сообщения, то он решил, что ответственность за махинации может лечь и на него и предал "дело" огласке, передав его в Государственный контроль (стр. 82).
...у него была "слабость" - расходовать казенные деньги на личные нужды (на обустройство своей квартиры, содержание домашней церкви и т.д.). Государственный контролер Т.И. Филиппов выявил к тому же, что Кривошеин заключал контракты на поставку леса для шпал из своих имений по очень благоприятным для него ценам, провел даже железнодорожную ветку через одно из них (стр. 83).
Т.е. не довольствовался господин тем, что "плохо лежит", а глобально мыслил "Системно!". Не зря попал с анналы историии. Ну, и как водится, заодно гнобил инакомыслящих, радеющих за пользу дела специалистов.
В 1892-1893 гг. известный инженер и будущий писатель Н.Г. Гарин-Михайловский опубликовал ряд статей о необходимости удешевления строительства железных дорог. Узнав об этом А.К. Кривошеий попросил передать Николаю Георгиевичу, чтобы он прекратил также выступления в печати и пригрозил ему увольнением. Несмотря на предупреждение статьи Гарина-Михайловского продолжали появляться. Министр выполнил свою угрозу и уволил Николая Георгиевича из Министерства путей сообщения без объяснения причин (стр. 83).
За свои деяния Кривошеин был тихонечко слит "по личной просьбе" в рамках кампании "новая метла по-новому метёт" и спокойно уехал тратить средства доживать свой век в одно из имений.
Если читателю показалось, что я на что-то намекаю, то это лишь показалось...
Ещё раз ссылка для скачивания.