Истоки планирования

Sep 18, 2013 20:48


Как и анонсировалось, публикуется изложение основных идей книги "Созидатели будущего. Возникновение планирования в СССР". В данной части речь о возникновении и начальном развитии самой идеи планирования.


План вошел в экономическую жизнь наиболее развитых индустриальных стран мира в конце XIX - начале ХХ века, вместе с концентрацией капитала и образованием монополий. О планомерности производства писали Маркс и Энгельс, когда анализировали процесс централизации капитала в руках немногих капиталистов. Уже в это время - в последней трети XIX века - в практике монополий появляются элементы планомерной организации производства и эксплуатации различных ресурсов и рабочей силы.

Комплексное планирование с элементами прогнозирования на среднесрочную перспективу хозяйства различных собственников применялось при технико-экономическом обосновании строительства железнодорожных магистралей.

(Примечание: в интернете доступны материалы о экономической ситуации в районах планировавшихся линий Харьков-Инза и Москва-Донбасс в PDF).

Сама по себе идея хозяйственного планирования восходит к работе профессора Берлинского университета остзейского происхождения Карла Баллода, который первым обратился к теоретической разработке вопросов государственного регулирования экономики и планирования. В 1898 году под псевдонимом Атлантикус он опубликовал работу «Государство будущего, производство и потребление в социалистическом государстве», на немецком языке. На русском языке она была издана в 1906 году в Киеве, под названием «Взгляд в государство будущего».  Эту работу Ленин прочитал в 1906 году и высоко ее оценил.

В основе методологии Баллода лежал анализ природных условий и уровня развития промышленности. Он выдвигал идеи автаркии, высказывал идеи, приведшие впоследствие к решению о построении социализма в отдельно взятой стране: «Кроме того, социалистическое государство необходимо мыслить, как некоторым образом, замкнутое государство, удовлетворяющее все свои потребности в пределах собственной территории». Главное место в плане, по мнению Баллода, занимало создание базовой инфраструктуры и индустрии, а также развитие производства самых необходимых продуктов.

Работа Баллода оказала непосредственное воздействие на формирование взглядов Ленина на построение социалистического общества. В октябре 1917 г. Ильич дал такое определение социализма: «социализм есть не что иное,  как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа, и постольку переставшая быть капиталистической монополией». Кржижановский также ссылался на книгу профессора Баллода, особенно во время разработки и популяризации плана ГОЭЛРО.

Первая Мировая война заставила перестраивать хозяйство воюющих стран на военный лад. 17 августа 1915 года в России с целью мобилизации экономики было учреждено Особое совещание по обороне, управлявшее 4872 заводами, на которых работало 1935 тысяч рабочих.

Кроме того, было создано еще несколько совещаний по отраслевым вопросам:

- Особое совещание по топливу,

- Особое совещание по продовольственному делу,

- Особое совещание по перевозкам,

- Особое совещание по устройству беженцев.

В условиях войны были и попытки разработок перспективных планов.  21 ноября 1916 года был созвано Особое междуведомственное совещание по выработке плана железнодорожного строительства на пятилетие 1917-1922 годы. Совещание обсуждало план строительства Великого северного железнодорожного пути (ВСП), и после долгих и бурных обсуждений приняло решение включить его в план на 1917-1922 годы.

Вопросам послевоенного восстановления была посвещена книга видного инженера Василия Игнатьевича Гриневецкого«Послевоенные перспективы русской промышленности», написанная в январе-июне 1918 года. Книгу Гриневецкого в конце 1919 года по наводке Красина читал Ленин и многое из предложенного известным инженером было положено в основу плана восстановления хозяйства после войны.

Гриневецкий составил список первоочередных сфер восстановления промышленности, которыми надо заниматься в первую очередь:

- восстановление и подъем снабжения топливом,

- восстановление и развитие транспорта,

- техническая организация промышленности,

- повышение качества и интенсивности труда,

- защита внутреннего рынка от иностранного ввоза,

- изменение емкости рынка,

- изменение экономического строя России.

Кржижановский 15 лет спустя специально указывал на принципиальное сходство плана электрификации, предложенного Гриневецким, и плана ГОЭЛРО.

Немецкая оккупация Украины лишила Советскую Россию основной угольной базы, что остро поставило вопрос распределения имевшихся ресурсов. Поэтому все методы финансового регулирования экономики (национализация банков и т.п.) пришлось отбросить в виду их полной неадекватности сложившейся ситуации.

Ленин перешел к новому способу решения хозяйственных проблем: хозяйство теперь управлялось не с финансово-юридического конца, как раньше, а с производственно-технологического. С этой целью создавалась Комиссия использования. Но в самые тяжелые минуты не прекращались работы по перспективным направлениям, в первую очередь электрификации. 18 марта 1918 года Электротехнический отдел ВСНХ и Комитет хозяйственной политики ВСНХ подготовили и утвердили программу электростроительства, включающую в себя Волховскую, 1-ю Свирьскую, 2-ю Свирьскую гидростанции, Шатурскую станцию на торфе и силовую установку в Богородске. 16 августа 1918 года Совнарком принял еще одно решение - создать в ВСНХ Научно-технический отдел с Экспертным бюро по делам изобретений. Научно-технический отдел должен был развернуть масштабные исследования для нужд производства и армии. Перед ними были поставлены первоочередные задачи - организовать производство бензина, производство синтетического каучука, произвести геологические изыскания на предмет отыскания новых залежей полезных ископаемых на территории Республики, подконтрольной большевикам. Экспертное бюро должно было проводить экспертизу всех изобретений, и немедленно внедрять те, которые обещали результат.

Однако, основная суть только что народившегося советского планирования состояла в распределении ресурсов и составлении эксплуатационных планов, нацеленных на поддержание производства на ходу.

Первый перспективный план, который всерьез реализовывался на практике, - широко известный план ГОЭЛРО. Электрификация представлялась как единственно верное решение острейшего топливного кризиса.



Проблемами преодоления разрухи озаботились не только на самом верху. Так в 1920 году вышла брошюра члена РВС Южного фронта С.Н. Гусева «Единый хозяйственный план и единый хозяйственный аппарат». Планирование представлялось автору необходимым элементом экономической политики: "Плохой план создает 20-30 ошибок, которые в процессе его проведения смогут быть хотя бы частично исправлены. Работа же без плана целиком и исключительно состоит из ошибок, которые к тому же и исправлены быть не могут".

Ставший хрестоматийным план ГОЭЛРО зачинался зимним днем 11 февраля 1920 года в Москве, на квартире Кржижановского на Мясницкой улице, где собралось первое заседание Комиссии по разработке плана Государственной электрификации России. На этом заседании присутствовали: Г.М. Кржижановский, Г.О. Графтио, Д.И. Комаров, А.Г. Коган, К.А. Круг, Г.Д. Дубелир, Б.И. Угримов и М.Г. Евреинов. 24 февраля 1920 года были образованы восемь подкомиссий Комиссии ГОЭЛРО и уточнен их состав. 28 февраля 1920 года, на пятом заседании Комиссии, была составлена программа работ ГОЭЛРО, состоящая из трех разделов: «А» - восстановление электростанций; «В» - общий план электрификации и «С» - вопросы электрификации отраслей народного хозяйства. Всего было привлечено около 200 специалистов, многие из которых работали на местах над планами развития отдельных районов.

22 декабря 1920 года, в день открытия VIII съезда Советов, Ленин сделал свой вводный доклад «План электрификации - это наша вторая программа партии». Таким образом разработка плана заняла чуть менее 10 месяцев.

Ленин увидел в группе инженеров Комиссии ГОЭЛРО тех людей, которые могли бы составить костяк такого органа, первоначально названного Общеплановой комиссией. После разработки функции нового органа 22 февраля 1921 года на заседании Совнаркома Государственная общеплановая комиссия РСФСР была образована. Председателем Госплана РСФСР был назначен Кржижановский.

Позднее Госплан оформился в следующем виде. В нем было 34 сотрудника, из которых было семеро коммунистов: Кржижановский, Крицман, Струмилин, Попов, Есин, Середа и Смирнов. В составе Госплана было образовано семь структурных подразделений:

1. Подкомиссия плановых предположений ближайшего года.

2. Секция энергетики (Государственная комиссия по электрификации).

3. Сельскохозяйственная секция.

4. Секция промышленности.

5. Секция транспорта.

6. Подкомиссия учета и распределения материальных ресурсов и организации труда.

7. Подкомиссия внешней торговли и концессий.

Вместе с Госпланом, декретом Совнаркома от 17 марта 1921 года, была преобразована структура плановых органов в наркоматах. В них также создавались профильные плановые комиссии, которые должны обеспечивать решение ведомственных задач и помогать Госплану в разработке единого государственного плана. Были также уточнены плановые функции СТО.

Таким образом, образовался плановый орган Советской России.

Краткий вывод: возникновение идей планирования имеет объективные предпосылки в виде развития сложной техники и необходимости мобилизации всех ресурсов экономики. Планирование вторично экономическим трудностям, а не наоборот, как рассказывают, либеральные пропагандисты.

старый блог, история, планирование, книги

Previous post Next post
Up