Крупный инфраструктурный проект по реконструкции и модернизации БАМа и Транссиба вышел из стадии разговоров в стадию практической реализации. Теперь немного скучных подробностей.
Начнём с определения "Восточный полигон". Что же подразумевается под этим термином? Это часть сети, состоящая из трёх железных дорог - Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной - почти вся лежащая восточнее станции Тайшет. Вообще, станция Тайшет известна тем, что является "ахиллесовой пятой" отечественной ж.д. сети. Шпионские американские спутники тщательно отфотографировали район станции и теперь каждый дурак может увидеть как небольшими средствами разорвать транспортные артерии нашей страны на две части. Так сказать "Западный полигон" и "Восточный".
Но в СМИ
проскакивали сообщения о строительстве обхода...
Экономическая подоплека реконструкции и модернизации БАМа и Транссиба заключается в расширении за счёт как федерального бюджета, так и средств ОАО P/D (категорически отказывающегося выполнять свои социальные функции) пропускной способности линий, по которым осуществляется вывоз угля (убыточного груза 1 класса) в сторону портов для последующего его экспорта. Ведь поддержание статуса великой энергетической державы требует крупномасштабных вложений.
Распределение финансирования по времени и источникам представлено ниже.
Объем выделяемых средств в два раза превышает сумму, потраченную в рамках Попилиады на совмещенную дорогу Адлер-Красная Поляна. Логично предположить, что среди подрядчиков окажутся те же конторы, которые отметились и в Сочи (УК Трансюжстрой, ЗАО Бамтоннельстрой, СК Мост). Однако, в отличии от "совмещенки" разбросанность объектов по значительной территории, удаленной от крупных городов, затруднит возможность широкой общественности как-то собственными глазами оценить результаты масштабной инфраструктурной деятельности.
Однако, для возможности сравнения обещаний и будущих свершений можно использовать черновик "Сводного перечня первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона" (
XLS).
Сам перечень был утвержден
первым вице-президентом ОАО «РЖД» Вадимом Морозовым распоряжением от 04.09.2013 № 303, но найти на просторах Интернетов его чистовик не удалось.
Разумеется, традиционно планы много раз меняются, пересматриваются, в том числе и без злого умысла, но тем интереснее будет сравнить конкретику.
Ведь никто не вспоминает, например, что на "совмещенке",
планировалось три двухпутных тоннеля, а в итоге построили только один.
Заодно, можно в общих чертах рассмотреть какие работы запланированы.
Сводный перечень мероприятий состоит из 10 наименований (титулов), отличающихся по объемам финансирования на порядки.
Стоит отметить, что здесь присутствуют два комплексных объекта, реализация которых идёт уже довольно давно и по логике должна подходить к концу. ("Комплексная реконструкция участка Карымская-Забайкальск" и "Реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля"). Но нет! Завуалировали ранее выполненные работы, спрятав в теле более крупного инвестиционного проекта.
Наибольший интерес представляют пп. 1 и 5 таблицы 1. К сожалению, в черновике подробная "разблюдовка" работ есть лишь на первую позицию. На ней подробней и остановимся.
Ниже представлена диаграмма, на которой обозначено распределение по участкам и видам работ (
тыц).
Кстати, в списке работ по Восточному полигону строительство обхода Тайшета не упоминается. Не предусматривается и электрификация новых участков,
о чем распускались слухи на АШ.
Перейдём к некоторым удельным показателям. Согласно "черновику" километр второго пути в среднем стоит 201 млн. р., километр двухпутной вставки 182,5 млн. р., километр Дабанского тоннеля 6,8 млрд. р.
Планируется строительство 46 разъездов, реконструкция 71 станции. Средняя стоимость стороительства разъезда 539 млн. р, реконструкции станции 901 млн. р., за вычетом наиболее дорогих сортировочных (2,8 млрд. р. в среднем) и припортовых станций (1,4 млрд. р.) - 689 млн р. Удлинение приемо отправочных путей обойдется в среднем в расчете на 1 станцию в 620 млн. р. Средняя стоимость подстанции 427 млн. р.
Стоимость оборудования линии автоблокировкой и диспетчерской централизацией согласно черновику в среднем составляет 8 млн.р./км.
Какие-то конские цены! Ведь
на СУН бодро рапортовали, что 1 км нового ж.д. строительства стоит 100 млн. р. ))) А материалы верхнего строения стоят максимум 10 млн. р. К тому же есть подозрения, что часть земляного полона под вторые пути была отсыпана ранее,при строительстве первых.
(Окрестности Северобайкальска. Заметно, что земляное полотно сделано под два пути).
Осталось ждать результатов, чтобы сравнить с первоначальными планами.