Воскресенье, ув. друзья. У нас рубрика «Собеседники Вечности», и в студии ув.
Собеседница Вечности Татьяна Виноградова с болезненно злободневным вопросом.
«Добрый день, Виктор!
Мой вопрос.
Японский принцип Ваби о том, что пустота прекрасна сама по себе, её не
надо улучшать.
Только в таких условиях возможны чистота и свобода мысли.
Поэтому всякие люди, говорящие о том, что России нужна какая-то идеология,
предлагают заполнить идеально пустые поверхности всякой фигнёй в виде вазочек,
фоток на полках и подушечек, вышитых правильными картинками, собирающими пыль.
Русский народ молчаливо посылает идеологических энтуазиастов нахер, но
ему, в отличие от японцев, отказывают в праве на пустоту. Что Вы об этом можете
сказать? Спасибо!»
Это тот случай, ув. друзья, когда мне предстоит выступить в жанре «пчела против
мёда» - то есть в очередной раз подорвать цеховую солидарность отечественного медиакласса.
Впрочем, дело привычное.
...Идеология - угорь в мире понятий. Она есть сущность настолько скользкая, что
её кажется невозможным удержать в рукавицах определений. Имеющиеся варианты дефиниций
настолько всеохватны и расплывчаты, что в них можно затолкать при желании чуть ли
не любое мировоззрение.
Поэтому при пристальном изучении нас рано или поздно настигает осознание:
- Идеология, несмотря на то, что она вся про «концепции», «систему идей» и «описание
мира», на деле не про идеи и не про концепции. Она в первую и главную очередь инструмент.
Идеология - это пакет внушённых аудитории бесспорностей, позволяющий управлять
ею в интересах операторов. Идеологий, которые были бы не про управление
целевыми аудиториями, не существует.
Ключевым элементом в данном определении - отделяющим идеологию от всех внешне
схожих понятий - является внушённость.
Религия требует непременного и обязательного личного опыта. Идея
требует проверки и реализации. Гипотеза требует эксперимента и исследования.
И только идеология по самой своей природе противится проверкам и инспекциям.
Она есть что-то вроде «анти-опыта», опыта наоборот.
Это не значит, что религия, гипотеза и идея не могут стать идеологией. Они могут
в неё выродиться (и постоянно вырождаются) - но это именно вырождение, поскольку
идеология является не способом приобретения опыта, а способом его отрицания и
игнорирования.
Она может, разумеется, утверждать о себе, что содержит мудрость поколений. Она
может утверждать о себе, что содержит полноту откровения, полученного отдельно взятым
гением. Но она впадает в гнев и моментально переходит к репрессиям, когда её мудрость
или её откровение подвергают критическому обсуждению.
Если кто-то подвергает идеологию критике - этот кто-то ту же обнаруживает себя
классифицированным как враждебный элемент (и, таким образом, вынесенным за пределы
дискуссии).
Это происходит не потому, что идеология "оказалась в руках нетерпимых людей",
а потому что её смысл и суть - в нетерпимости и беспрекословности.
Идеология в некотором смысле подобна нервной сыпи на физиономии общества. Пока
с ним, обществом, всё в порядке, идеологии тихо чадят себе втайне от масс - в среде
меньшинств, «маргинализированных вверх» (привилегированных) или «маргинализированных
вниз» (дискриминируемых). Но если всё по-настоящему хреново - идеологии перестают
тихо чадить в своём кругу и начинают вмешиваться в повседневность нормальных человеческих
граждан.
В чисто практическом смысле это значит, что фрау Магда перестаёт не только ходить
на ДР к фрау Софии, но даже здороваться на улице - потому что фрау София еврейка;
Андрей вдруг заявляет, что он Андрий и начинает звать собственного кузена «руснёй»;
просвещённая Джен приходит на день благодарения к своим родителям и начинает обрабатывать
их с грехом пополам по методичке, опубликованной в New York Times или Vice (я видел
десятки методичек на тему «Как вам общаться с вашими консервативными родственниками
над индейкой / на рождественской вечеринке»).
Если всё продолжает быть по-прежнему хреново и даже усугубляется, то фрау Магда
отправляет своего старшенького со слезами счастья на Восточный фронт брать Сталинград,
Андрий записывается в тероборону, а Джен отменяет своих родителей, разделяющих
климатические ереси, и больше не привозит к ним внучку (идентифицирующую себя внуком).
Идеология как инструмент (я пишу это с тяжёлым сердцем) бывает оправдана.
Это случается, когда всё настолько хреново, что у управляющих элит нет иного выхода,
кроме скоростного и жёсткого внушения массам пакета бесспорностей, из которого следует,
что ув. массы должны построиться и принести массовые жертвы.
Нет времени объяснять.
Нет времени ждать, пока ув. массы прочувствуют на своей шкуре свои уникальные
опыты и сделают из них желаемый вывод.
Надо срочно вводить массовую аудиторию в изменённое состояние сознания - с пакетом
бесспорностей неодолимой силы, а также с репрессиями за уклонение от них, дающими
ув. аудитории основания игнорировать всякий собственный опыт (если вам отрежут палец
за утверждение, будто Индия существует и вы даже там бывали - у вас есть все поводы
полагать, что нет никакой Индии. Если вас расстреляют как собаку за сомнения в успехе
весеннего наступления - у вас есть все поводы собраться и смирно пойти в наступление:
там будет хоть какой-то шанс уцелеть).
Человек есть существо психоцентричное, поэтому принятые им бесспорности имеют
буквальную власть над ним. Идеология на пике своей формы (всё очень хреново и нет
времени на сомнения и обсуждения) может производить даже массовый героизм и массовую
жертвенность.
...Но есть нюанс. Вернее, даже два.
Первый состоит в том, что все критические моменты завершаются - победой ли, поражением
ли. Все выходят из своего «изменённого состояния сознания» в новую действительность,
не столь интенсивно экстремальную, и бесспорности идеологии начинают таять как лёд
на сковородке. Для поддержания накала бесспорности держатели идеологии обычно усиливают
репрессии. Если они этого не делают, то идеологии начинают терять свою власть причинять
неприятности - и автоматически гниют заживо, вырождаются в лайт-фетишизм вокруг
обязаловки и однажды просто рвутся в лоскуты.
Второй же нюанс, важность которого невозможно переоценить, состоит в том, что
идеологии не существуют сами по себе.
Помимо самого комплекта бесспорностей и аудитории, обрабатываемой им, есть ещё
операторы, обрабатывающие аудиторию.
И вот с ними настоящая проблема.
Ибо идеология - это не просто пакет, позволяющий заставить массы игнорировать
свой опыт и свои рассуждения и поступать как велено. Это ещё и пакет, позволяющий
игнорировать любой (свой ли, чужой ли) опыт самим операторам.
И нет ничего более развращающего для личности, чем длительное руление идеологией.
Здесь я немного влезу в кадр. Автор этих взволнованных строк имеет опыт медийной
и «политтехнологической» работы - в том числе, не побоюсь этого слова, высшего уровня
(в том смысле, что сильно высокопоставленные ув. граждане порой говорили словами,
написанными моими скромными руками). Это, кстати, не повод для гордыни - таких как
я сотни. Нужно быть совсем дураком, чтобы переоценивать своё участие в каком-нибудь
Программном Документе, Методичке или даже Послании. С тем же успехом неведомая мне
дама, нарезающая лосося в «Азбуке вкуса» (а я его ем), может заявить, что без неё
я бы не выжил.
Что по-настоящему ценно - так это личное знакомство с ув. современниками и современницами
при чинах разного достоинства, которые продвигали - и поныне продвигают - необходимость
идеологии. Сейчас, по понятным причинам, они в большинстве своём настаивают, что
стране надо мобилизоваться и совершить прорыв и подвиг. Упирают на важность
когнитивного единства перед лицом вызовов. И всё такое.
Их объединяет ряд общих признаков, а именно.
1) Они сами - не собираются приносить никаких жертв и совершать подвигов. У них
лапки, обстоятельства, жёны и мужья, содержанки, страдания по бывшим, личные обязательства
перед Василием, недостроенный дом в хорошем районе - словом, и так куча героизма
в жизни.
2) Они готовы и даже энтузиастично желают приносить в жертву чужие усилия и чужие
тела.
3) Они любят идеологию в том случае, если они будут её операторами и получат
содержание и власть причинять неприятности. Если идеология не выбирает их
операторами, не даёт им престижного финансирования и власти причинять неприятности
- то это плохая, никуда не годная идеология.
Иными словами - в головах данных граждан идеология представляется тем же, чем
в головах либерального гуманитариата было в течение тридцати лет их культуртрегерство:
«мы будем оттопыриваться, перекрестно опыляться, жить в Испании и истреблять враждебный
вискарь всюду, где его встретим, а за это будем контролировать главный пакет истины
для обычных человечков, и государство нам за это должно платить и защищать нас от
неприятностей. Хорошо платить и надёжно защищать. В идеале пусть даст нам власть
причинения неприятностей другим - тогда мы откинемся на подушки в полном удовлетворении
и закурим, ибо жизнь удалась».
Я не раз спрашивал у них, отчего они предлагают бесспорно исполнять 150
миллионам то, в чём сами не замечены. Почему бы им, если они адепты Подвига и Аскетизма,
не отказаться от оттопыров и понтов и не жить в трудоголической трезвости; почему
бы им, если они рыцари Свобод и Прав, не распустить хотя бы собственные ревнивые
мафии при госкормушках и не пригласить в свой круг идейных оппонентов; и так далее.
Идеологи моментально убеждались, что Виктор глупое, но алчное зло: не умеет концептуально
мыслить и, кажется, даже претендует на их деньги.
Так происходит потому, что идеолог - это, как правило, особый социально-психологический
тип: у него есть идеи, но недостаёт личной организованности, воли и харизмы, чтобы
их успешно проповедовать (и он очень на это обижен). Идеолог - своего рода аксолотль,
личинка пророка и вожака, неспособная стать полноценным пророком и вожаком и потому
нуждающаяся в том, чтобы покорность масс ей организовали.
Когда идеолог мечтает о власти - он, конечно, порой грезит о себе во френче на
трибуне, взволнованно трогая себя. Но в действительности его больше всего привлекает
роль т.н. серого кардинала - незаметного человека в пенсне, при виде которого все
молчат и потеют. Ибо он как блеснёт своим пенсне, как скажет что-нибудь двусмысленное
- и объект его двусмысленностей мысленно попрощается со свободой и жизнью. Идеолог
хочет того же, что герой, пророк и работяга (почёта и силы) - но сам не может, а
потому требует помощи.
Идеологи - своего рода паразиты на общественных вызовах, жаждущие приватизировать
их и превратить национальные проблемы в свою профессию.
От паразитов тоже, я читал, бывает польза - например, когда на луг нападают гусеницы,
то химический сигнал об опасности (и необходимости вырабатывать токсины) распространяется
через опутавшую растения повилику особенно быстро, как по высокоскоростному интернету.
Но в обычное время повилика сама пьёт кровь растений и распространяет между ними
всякую заразу и не нужна от слова совсем.
Суммируя всё вышесказанное:
- Человеку безусловно необходима вера (в действительность, в свою страну, в то,
что он делает и/или в своих богов). Японское «ваби» только кажется пустотой - в
действительности оно звенит от осмысленности, осознанности и личного переживания
опыта. Русская "безыдейность" в действительности полна идей.
Обществу всегда бывают необходимы усилия и даже подвиги. Когда всё трудно - то
даже массовые.
Но внедрение идеологии приведёт к тому, что её операторами - рано или
поздно - окажутся существа, чьим главным жизненным посылом является «менеджерить
человечков и за это жить кучеряво».
Родине нужны наши идеи. Ей также нужны наши усилия и (с некоторых пор постоянно)
подвиги.
Но ей точно не нужно новое сословие паразитов, обучающее граждан тому, чего они
сами знать не знают.