Еще одна написанная, но никогда не опубликованная в Сути времени статья (кто-то
ее откопипастил
сюда из
внутреннего форума СВ). Датирована 7 августа 2011.
Статья является практически полностью компилятивной - т.е. сведена из множества
прочитанных источников, месторасположение большей части которых я уже и не вспомню.
Также, в этом черновике пока очевидно не хватает ссылок.
Дефолт миновал, да здравствует дефолт?
По прошествии нескольких дней после завершения медиа-компании "Дефолт США"
самое время спросить себя - Что это было, Бэримор?
Чтобы понять суть происходившего, для начала пройдемся по очевидным, но не
всегда принимаемым во внимание обстоятельствам:
- Видимой причиной конфликта угрожавшего, по версии СМИ, дефолтом по государственным
обязательствам США было вовсе не предложение прекратить заимствования и
начать расплачиваться по долгам и даже не требование остановить рост внешнего
долга и вовсе не идея по крайней мере прекратить новые заимствования ограничиваясь
перефинансированием существующих (что продолжало бы увеличивать задолженность,
но сравнительно медленно). В конце концов, вы думаете кому-то пришло в голову
уж хотя бы договорится когда этот праздник жизни взаймы окончится?
Нет, отнюдь, обе стороны конфликта полностью разделяли точку зрения что
нужно И перефинансировать старые долги И набирать новые - без этого США
не выдюжат. Расхождение, из-за которого начался весь сыр-бор, заключалось
в сравнительно техническом аспекте - на каком именно уровне расходы федерального
бюджета будут поддерживаться займами в ближайшие 10 лет (!), и расхождение
позиций демократов и республиканцев (цена вопроса) составляло примерно 90
миллиардов в год на следующие 10 лет. Для сравнения - ожидаемый дефицит
в одном только 2011 финансовом году составит примерно 1 500 миллиардов -
т.е. речь шла всего о примерно 6% общего дефицита бюджета затыкаемого этими
займами. Второе расхождение заключалось в том, что именно пострадает в результате
столь "серьезной" экономии - федеральный бюджет (чуть меньше расходов по
версии республиканцев) или налогоплательщики (чуть больше налогов с граждан
в доходной части).
- Даже если бы демократы и республиканцы не договорились проголосовать
за закон об увеличении госдолга, это совершенно не означает что тамошний
Минфин действительно остался бы без средств на выплаты как по долгам, так
и всем по другим обязательствам. Между правительством и печатным станком
стоит только ФРС, а уж она-то показала насколько гибкой и "конструктивной"
может быть. К примеру,
недавно обнаружилось что ФРС за три года втайне(!) выдала 16 триллионов
(тысяч миллиардов) беспроцентных(!) кредитов как местным, так и зарубежным(!)
банкам, так неужели ж ФРС и лично Бен Бернаке не пошли бы навстречу родному
правительству?... Которое, кстати говоря, вполне может упечь их за решетку
и за этот эпизод и за многие другие поменьше - истории о, мягко говоря,
странных операциях ФРС
проскакивают даже в
мейнстримных СМИ и вызывают естественное недоумение законодателей.
- Даже если бы демократы и республиканцы не договорились проголосовать
за закон об увеличении госдолга и также получилось так, что ФРС денег напрямую
не дает, у правительства была масса возможностей для маневра легко находившихся
даже расположенными вдали от баталий российскими обозревателями - от принятия
решения увеличить долг без соответствующего отдельного закона ссылаясь на
уже принятый закон о бюджете (креативность правительства Обамы на высоте:
давеча, они придумали, что война - это не война, если на ней не гибнут штатовцы,
так что уж тут-то что...) и "обращайтесь в суд, если хотите" (а суд может
тянуться годами) и до списания баланса облигаций на счетах ФРС что резко
сократило бы долг правительства США и позволило набирать бы его снова.
- И, даже если бы ничего не придумали, это не означало бы дефолта. Правительство
вполне могло бы по-быстрому перефинансировать текущие выплаты за счет новых,
оплатить небольшую маржу (разницу между номиналом и ценой размещения) из
доходов бюджета, а на то что от доходов профинансировать наиболее первоочередные
выплаты. Да, возможно, госслужащим задержали бы зарплату, а пенсионерам
пенсии, но дефолта бы не было.
Т.е. дефолт не просто был лишь одним из не слишком вероятных раскладов, но
и требовал достаточно согласованных действий/бездействия многих людей чтобы
произойти. Так что журналисты, как обычно, следовали профессиональному принципу
- "Упростить и преувеличить". Так что же - все хорошо, ничего не было?
Увы, нет.
Очевидно, кто выиграл (в краткосрочной перспективе) от такой медийной компании
- и демократы и республиканцы отлично попиарились в своих целевых аудиториях,
а Обама в очередной раз попытался предстать "отцом нации" а-ля Рузвельт. Менее
очевидно, что СМИ сыграли роль мальчика в первый раз прокричавшего "Волк!",
что накладываясь на уже существующую и многократно озвученную уверенность держателей
облигаций в духе "они не могут не договорится, это всё - просто политические
игрища" и "это невозможно, потому что результаты могут оказаться слишком
чудовищными" уже в следующий раз может привести к весьма вялой реакции рынков
в духе "Мы это уже проходили, отстаньте, ничего не случится" что даст
штатовцам прекрасную возможность провести внезапный дефолт (собственно
говоря, из очевидного тезиса "Знание - сила" в один шаг выводится что
никакой полезной массам информации в мейнстримных СМИ быть не
может, разве что по недосмотру) цивильным способом, т.е. без необходимости реализовывать
какой-то сценарий основанный на экстраординарном событии вроде
ядерного события. А в том, что дефолт будет проведен, сомневаться не приходится:
- Как уже было сказано, планируется что госдолг будет только расти и расти
быстро. И никаких планов на его сокращение на ближайшее десятилетие нет
и в помине.
- Более того, не просматривается никаких объективных причин для системного
роста экономики, а надежды на циклическое восстановление после спада уже
развеялись даже у самых завзятых оптимистов превратившись в дежурную мантру.
Именно поэтому, кстати, так популярна теория о надвигающейся войне (реальной
войне) в которой США отсиживаясь в сторонке и торгуя с обоими сторонами
(как это было во 2ю мировую) смогут развить экономику до небес. Правда,
мне вот не совсем понятно что именно смогут производить чиновники, банковские
служащие, агенты по торговле недвижимостью и т.д. для военных нужд, ну да
ладно...
- Размер госдолга, вроде бы недавно достигший 100% ВВП, реально существенно
больше. Во-первых, ВВП будучи расчетно-бухгалтерским и реально ничему не
соответствующим показателем (2-х
долларовая игрушка, покидающая американскую фабрику в Китае, прибывает в
Сан-Диего как 3-х долларовый груз. В момент, когда американский потребитель
покупает ее за 10 долларов в "Уолл-Марте", американская экономика регистрирует
10 долларов конечной выручки, и за вычетом 3 долларов расходов на импорт,
прибавку к ВВП США в 7 долларов), хотя и пригодным на роль грубого индикатора,
легко подвергается манипуляциям. В США эти манипуляции (более нигде в мире
не использующийся) носят систематический характер (заложены в методы подсчета)
- это так называемые гедонистический индекс и приписная рента
вместе накручивающие, по разным оценкам, от 15 до 30% ВВП. Во-вторых, на
правительстве США висят более 5 триллионов (тысяч миллиардов) госгарантий
по ипотечным бумагам компаний "Фанни Мэй" и "Фредди Мак" могущие принести
дополнительные убытки в размере тем большем, чем больше падает экономика.
Таким образом, реальный госдолг США по отношению к ВВП, пожалуй, уже выше
греческого (оцениваемого на уровне 145-150%% как реально невозвращаемый
и греческие облигации госдолга - как мусорные).
- Кроме федерального правительства, есть долги штатов и местных органов
власти, долги финансового и нефинансового секторов, долги домохозяйств,
ипотечные кредиты и др. В 2009 году величина суммарного долга США оценивалась
экспертами в более чем 57 трлн. долларов и с тех пор только выросла. При
этом эти долги - уже не категории AAA, а значит и процентная ставка на них
заметно выше составляя от 4% (по лучшим кредитам с адекватным обеспечением,
таким как недвижимость достаточной на сегодняшней день цены) и выше (до
30% по некоторым кредитным карточкам для заемщиков с не совсем прекрасной
кредитной историей). Т.е. только на обслуживание этих долгов может уходить
до трети реального ВВП и это долговое бремя реально подавляет экономику
- а прямое бюджетное стимулирование экономики протестированное в последние
3 года не дало особых результатов. Т.е. долги правительства США - это лишь
малая, видимая часть айсберга всех долговых проблем США.
- В течении долгого времени часть нефтедолларов вкладывалась в госдолг
США как своего рода плата за поддержку соответствующих режимов (например,
саудиты держат власть
только благодаря США) и наблюдающееся в последнее время сворачивание активности
США в роли "мирового жандарма" вполне может привести к выводу этих средств
из долговых обязательств правительства США в более прибыльные рынки.
Так что полное, т.е. не только по долгам федерального правительства, банкротство
(полный отказ платить по долгам, в отличие от реструктуризации или частичного
списания или эффективного сокращения долгов через девальвацию валюты) может
рассматриваться как популярная в США концепция fresh start (начало с чистого
листа). Особенно если в качестве обоснования действительно подвести "ядерное
событие" или какую-то другую катастрофу.
" - Но", может воскликнуть читатель, "такое банкротство может означать
только крах США как мы их знаем сегодня - причем во всех ипостасях". Да,
апокалипсические сценарии подобного рода можно найти в сети, но они все настолько
разные что объединяет их всех только одно - никто реально не может предсказать
исход таких событий и убедительность того или иного сценария базируется скорее
на регалиях авторов или их литературных достоинствах, чем на чем-то серьезном.
Т.е. такого рода банкротство - это прыжок в неизвестность, очевидно совершенно
неприемлемый для элиты США. Однако, среди сценариев развития событий есть более
привлекательные и менее привлекательные и один из более привлекательных подразумевает
что США сохранят свое положение первой страны мира просто за счет "опускания"
всех остальных кандидатов на эту роли, как говорится, "ниже плинтуса". И таких
конкурентов сейчас полтора - это объединенная Европа (уже готовая посостязаться
за мировое господство) и отчасти Китай (вряд ли уже готовый, прежде всего морально
и идеолоогически, но способный попытаться если ситуация прижмет). Тема противостояния
США и Китая хорошо раскрыта и Кургиняном и другими авторами, что же до Европы
- значительная часть усилий США по доведению Европы до банкротства видны невооруженных
взглядом. Тут и черный пиар раздувающий экономические проблемы стран ЕС, и усилия
ведущих рейтинговых агентств (все три базируются в США) по раскачиванию ситуации
с Грецией и Испанией, а теперь и с Португалией и Италией, и попытки поставить
европейские финансовые потоки проходящие через сеть S.W.I.F.T. под контроль
под предлогом борьбы с терроризмом и успешная дискредитация швейцарской банковской
системы и многое другое. Как ни парадоксально, Европу сейчас поддерживает Китай
приобретающий заведомо мусорные облигации госдолга той же Испании и в то
же время
избавляющийся
от облигаций госдолга США. Пожалуй, только эта поддержка и удерживает пока
что ситуацию в Европе.
Так что если все пойдет по сценарию США, то вначале мы увидим банкротство
ЕС, и только потом... потом, кстати, и банкротство США может оказаться ненужным,
есть и такие сценарии. Но в любом случае, после банкротства Европы США окажутся
в куда лучшем (относительно) положении чем сейчас. Так что, ждем-с...