...
На следующее утро, когда я привязывал рюкзаки к мотоциклу, ко мне подлетел молодой непалец на горном велосипеде и любуясь Энфилдом начал расспрашивать про него и вообще как мы сюда добрались. Через минуту меня окружила группа велосипедистов из Германии, Польши, Франции и Непала, высказывая мне респекты за байк и путь на нем проделанный. От меня они получили еще более эмоциональный респект, потому что эти чуваки едут из Джомсома до Покхары и весь путь будут проделывать на велосипедах. Некоторые из них едут уже не первый раз и я поинтересовался о качестве дороги на моем дальнейшем пути, на что получил оптимистичное - хуже уже не будет
nbsp; После этого я минут 20 потратил на то, что бы завести мотоцикл, потому что ночью было прохладно. Заодно согрелся сам, потому что завести Энфилд с кикстартера, удерживая его одной ногой - это уже целый сет упражнений. Да и вообще, я где-то прочитал, что Буллет - это личный спортзал вдобавок к мотоциклу, что является правдой, а тем более с непривычки, с пассажиром и багажом. Потому что если он начинает заваливаться, удержать его без судороги в ногах - трудно
nbsp; Следующая часть пути далась просто, потому что я не умею делать несколько дел одновременно, а главным делом было наслаждение природой и горами:
Часть пути проходит так же по обрывистым холмам, но потом дорога плавно переходит в русло реки и так как в это время года реки не полноводные, я мог двигаться уже по нему. Высота этих мест уже почти 2000 метров, а по бокам находятся семитысячники, образуя тем самым самое глубокое ущелье в мире, глубиной почти 6 километров:
Постепенно с пейзажей начинает уходить растительность и местность становится двухцветным пространством с масштабами, от которых глаз теряет ориентацию:
Все представления об обычной дороге уже давно стерты:
Подъем высоты сразу дал о себе знать температурой и ценами. Покушав на 1500 рупий и выпросив все одеяла, которые были в отеле мы ушли в следующий день.
nbsp; Этот день был знаменателен тем, что мы должны были достигнуть конечной точки трипа - Муктината. Дорога все та же - подъемы, обрывы, броды, каменистые осыпи, камни в колее и лед. Терпеть и бороться я привык с детства, спасибо дзю-до и моему тренеру, поэтому дорогу осилил достаточно быстро, навернувшись всего один раз. То, что случается с тобой по пути нельзя описать словами или показать фотографией, это виды, перемешанные с твоим состоянием и звуком мотора. Иногда невозможно сразу сообразить на какой ты планете и вообще кто ты такой и что ты делал раньше. От такой сильной концентрации эмоций меня раздирал смех и чувство, что я понял все и сразу, но по отдельности. Все становилось настолько просто, что если бы мне в тот момент подставили ложку, я бы смеясь согнул ее одной мыслью. Мне становилось жалко городских жителей, когда мимо проплывал очередной семитысячник, а мое сознание равнялось с ним и в следующий же момент уже не существовало никаких городских жителей. Затем переставала существовать даже одежда на мне и мотоцикл подо мной, оставалось только Зрение.
Муктинат - священная деревушка со шьющими платки непальскими бабушками, на высоте 3800 метров. Приехав, заселились в отель Боб Марли, засели во Фридом кафе. Поофигевав от здешних цен и вкуса яблочного фреша, хорошенько наелись. Вообще, с едой на такой высоте, да и вообще в Непале, особые отношения. Мы не ели, мы уничтожали продукты. Сразу после обеда, плавно перетекающего в чаепитие со сладким, начинался ужин. На такой высоте мало где готовят вкусно из-за скудности продуктов, но нам это нисколечки не мешало. Расплатой за все в самом конце приходил гигантский счет
nbsp; В самом Муктинате очень клево. Мы проторчали там трое суток, просто наслаждаясь его закатами и пребыванием там.
Плюс ко всему, непонятно почему, там было очень тепло. То ли антициклон, то ли мы уже привыкли к холоду, но это было самое комфортное жилье и уезжать оттуда не хотелось
Это конечная точка и дальше дороги нет. Есть лишь небольшое ее подобие для тех, кто хочет загнать свой байк на максимальную высоту, что я и сделал.
Вообще, на этой высоте ездят только бажажы и другие малокубатурные мотоциклы, потому что движок больше, чем в поллитра просто не заведется из-за отсутсвтия достаточного количества кислорода. Местные рассказали нам о 900кубовом БМВ, который каким-то чудом поднялся до этих высот, но обратно уехал на тракторе. И на самом деле, если байк и завелся, то чувствуется огромная потеря мощности. Горки, на которых раньше стартовал с места даются с трудом даже с разгона. Ну и в самом конце, на высоте 4200 метров Енфилд все-таки безвозвратно заглох. И только после того, как на нейтралке удалось спустить пару сотен метров, все снова заработало.
Так же, в этой деревушке находится Муктинат Темпл - древнейший буддийско-индуистский храм, место поломничества тысяч буддистов. При нем находятся 108 святых источников и, по преданию, если окунуться во все сто восемь, то можно избавиться от негативной кармы предыдущих воплощений
Нам что так, что эдак, кайф окунуться в холодную воду в мороз, поэтому мы не раздумывая сгоняли за запасными плавками и вернулись к источникам. Смысл был в том, что бы пробежаться под всеми 108 источниками, не пропустив ни одного. Что мы и сделали
nbsp; Так же, рядом с Муктинатом находится самый высокий в мире пешеходный перевал Торонг Ла, его высота 5400 метров
Нам говорили, что идти до него долго, но мы этого и не отрицали. Вышли в 10 часов утра и только к 3 часам дня встретили людей идущих навстречу. На вопрос сколько нам еще идти до перевала, был ответ - 4 часа. То есть мы бы дошли до него только после заката. На высоте 5400 метров независимо от времени суток очень ветренно, а с наступлением темноты легко может начаться еще и метель. В принципе, мы взяли все теплые вещи, что у нас были, поэтому холод перенести бы могли. Да и в темноту спуститься тоже бы смогли, были с собой фонарики. Но была другая проблема - возможность метели. Обычно на таких маршрутах вставляют палки с флажками и периодичность этих палок должна совпадать с минимальной видимостью, что бы в метель от одной палки, можно было видеть другую. По крайней мере, именно так было на Эльбрусе. На Торонг Ла тоже были палки с флажками, но находятся они на таком расстоянии, что даже в сухую погоду их не видно, да и вообще, их там всего несколько штук на весь маршрут. Были конечно и головная боль, и боль в животе, и давление - но как естественные второстепенные факторы, с которыми я был уже знаком. В конечном итоге, было решено развернуться. Обратный путь занял столько же времени из-за состояния организма, поэтому в деревню мы вернулись только к 8 часам вечера. Вместе с разочарованием от неудачи пришло и понимание правильности решения, потому что я не акклиматизировался в полной мере и после возвращения слег с недомоганием и головной болью. И где-то между вторым и третьим сном я встретил смену года по российскому календарю.
nbsp; Было решено воспринять эту вылазку как акклиматизационную перед базовым лагерем Эвереста и на следующий день, полчаса потратив на то, что бы завести мотоцикл, мы отчалили в обратный путь.
В конце концов, все проблемы вождения и дорог становятся вопросом опыта и на обратном пути я пролетел все сложные дорожные участки не напрягаясь.
Так же, совершенно без паники начинаешь разъезжаться на большой скорости, подъеме и узкой дороге с тракторами и автобусами. Я без округления глаз начал выходить из заноса заднего колеса и научился удерживать мотоцикл, когда он начинал заваливаться. К тому же, на обратном пути я перестал бороться с дорогой, занимаясь только тем, что бы удерживать байк от падений, а начал использовать сильные и слабые стороны рельефа. И хотя в обратную сторону ехать было сложнее, дорога далась быстрее и легче за счет того, что я переступил порог боязни и наконец поехал.
Мой уровень управления мотоциклом возрос на столько, что сейчас я сходу могу выиграть какие-нибудь кроссовые соревнования на спортивном байке, а через 10 минут после этого - кольцевые гонки на чоппере. Всем новичкам советую такой интенсив. Инстинкт самосохранения - самый лучший учитель.
Ну и мне, как водителю, просто интересно посмотреть и поржать над дорогой сложнее, если она существует.
До Катманду доехали за 4 дня, опять зависнув в Покхаре на два дня
С Покхарой сложились отличные отношения, там просто круто, идеальное место, что бы остаться надолго и погрузиться во что-либо.
Так же, надо отдать честь моим спутникам. С уверенностью могу сказать, что я понял Энфилд и установил с ним отличные отношения. Если бы он был девушкой, я бы в него влюбился, но это коренастый, здоровенный мужик, поэтому наши с ним отношения переросли в крепкую мужскую дружбу. Вряд ли есть байк, на котором одинаково хорошо будешь чувствовать себя и на идеально ровной дороге, и в полуметровом каменистом броде. Я понял почему местные так бурно реагируют на этот мотоцикл, я понял почему в Покхаре существует тот самый бар - Буллет Бейс Кэмп, понял, почему любители Энфилдов приветствуют друг друга и собираются по всему миру. Кроме того, что это легендарный мотоцикл, всех этих людей объединяет одно общее качество - крепкие яйца. Во всех смыслах.
nbsp; Так же, вряд ли мы бы доехали, если бы мой живой спутник не сидел сзади так неподвижно по несколько часов и не помогал мне поднимать из грязи, песка и воды наш агрегат
nbsp; Я горд за нас, что мы проделали этот путь, это было реальное приключение. И я никогда не забуду о том, что держал в руках целую тысячу километров такой самобытной дороги.
Не обошлось и без потерь: два задних поворотника, задний светоотражатель, рычаг переключения передач, левая ножная подставка, левое и правое зеркала заднего вида, пружина подножки, сцепление, заднее колесо, слайдер и спидометр повредились в различных пропорциях. Самый мой большой страх был относительно двигателя. Он работал на сверхрежимах по несколько часов, но ни одного стука, и вообще ни одной проблемы с ним не возникло, он только выжрал все масло и весело отрыгнул. Воистину надежнейший мотор
Сама страна оставила незабываемое впечатление, особенно деревенские ее части. Впечатлило отношение к деревенским детям. Тут с ними не церемоняться в отличие от наших тепличных. Научился держать равновесие? Иди таскай бревна. Научился разговаривать - дуй работать продавцом. Дорос до столешницы? На кухню. Тебе уже 15? Самое время водить грузовики и тракторы по отвесным дорогам
по пути обратно встретили отряд малолетних работников
и отдали им последний сникерс
Так же, интересна простая рутина такой жизни
запеленать ребенка постелив соломенный коврик на дороге - раз плюнуть
За полчаса приготовить из козла отбивную - тоже не проблема
расстроился
Сейчас я в Катманду, собираю по сусекам заканчивающиеся деньги для поездки на базовый лагерь Эвереста и ем. Много ем.
Бюджет всей поездки, да простят меня организаторы маршрутов, меньше 500 долларов с человека за все включено(из Катманду). Естественно, я всем советую ехать с гидами, экипировкой и сопровождением - кайфа получите столько же, а рисков - гораздо меньше.
Что делать дальше - ума не приложу, но планов столько, что возвращение в Красноярск - последний из вариантов. Мне даже самому интересно как все сложится дальше и куда меня выведут мои извилины в компании со случайностью
Ми номбре эс Низаев, галюванге.