Москва - Плавск - Чернь - Курск - Сумы - Тростянец - Ахтырка - Красноград - Днепропетровск
Дата: 1-7 мая 2008
Средняя скорость: 16,5 км/ч
Максимальная скорость: 52,5 км/ч
Время в седле: 64 ч. 29 мин
Расстояние общее: 1062 км.
Минимальное расстояние в день: 127 км.
Максимальное расстояние в день: 245 км.
Когда-то это должно было произойти. Постоянный компаньон по майским велопоходам в последний момент отказался. Выбор отменять задуманное или пойти одному был сделан в пользу второго решения. И вот семь дней пути в одиночестве, относительном, конечно. Поскольку путь от Москвы до Днепропетровска проходит не в горах или пустыни, а среди людей, которым можно задавать вопросы, слушать их жизненные истории, вглядываться в лица. Но это в перерывах между ритмичным накручиванием педалей и доведением тела до полного изнеможения.
В подобных маршрутах никогда нельзя предугадать, сколько он точно займет времени и в каком городе закончится. Слишком много неопределенности в пяти значимых параметрах: (1) направление ветра и погода в целом, (2) состояние дорожного покрытия, (3) поломки велосипеда, (4) инциденты на дороге, (5) собственное самочувствие. Мне повезло. Маршрут оказался полностью реализован. Выйдя из метро на станции «Бульвар Дмитрий Донского» через семь дней я звонил в дверь друга на Октябрьской площади Днепропетровска.
Погода. Похолодание, объявленное накануне, стало удачей для быстрого прохождения маршрута и угрозой комфорта в ночевках. Холод, как правило, приносит северный ветер, а весь мой путь лежал на юго-запад, даже скорее на юг. В результате, пасмурное небо часто сменялось ярким солнцем, температура редко поднималась выше 15 градусов. Ощущение в таких условиях весьма необычны. Кажется, что ты находишься в воде, поскольку встречный поток непрогретого, зачастую слишком влажного воздуха, при интенсивном движении, когда нужно контролировать дыхание, создает полную иллюзию плавания.
Дорожное покрытие. Российские дороги ужасны. Увы, но ничего нового и более емкого не скажешь. Хотя трасса Е52 Москва-Белгород временами приобретает весьма приличный вид. Неплохая дорога в Московской области. Особенно это начинаешь понимать, когда въезжаешь в Тульскую. Что-либо хуже трудно придумать для велосипедиста: однополосное движение, отсутствие правой кромки после сплошной полосы и интенсивность потока, в котором преобладают тяжелые фуры. Конечно, последняя особенность принадлежит не Тульской области, а в целом, всей федеральной трассе, но именно на плохих дорогах напряжение от близко проезжающих на огромной скорости фур, просто огромно. Даже встречные машины, которые не представляют прямой угрозы, создают такой мощный поток воздух, если не притормаживают, что он бьет наотмашь и бросает велосипед на обочину. Зато Орловская область просто превосходна по части дороги. Только в конце, на самой границе с курской областью она напоминает о своей российской принадлежности. Напоминает, и передает тебя дорогам Курской области, где в аккурат по кромке, регулярно проходили гусеничные тракторы и она превратилось в подобие стиральное доски, на которой ощущаешь себя схватившим паралич стариком. Поэтому добравшись до Курска и воспользовавшись тем, что с этого места у меня имелась карта, я резко свернул на Суммы и получил массу наслаждения от практически пустынной (сравнивать уже было с чем за четыре дня пути) с великолепным покрытием дороги.
В Украине дороги значительно лучше и движение там значительно меньше. Просто идеальное место для велосипедных маршрутов. Сформированное когда-то мнение от первого похода на Киев так и не изменилось. Но больше всего по части скоростного движения порадовала новая трасса Харьков-Симферополь. Уже порядком уставшим, за восемь часов пути проехав 140 км, я попал на трассу в районе Краснограда. 30 километров в час на ровном месте - это вовсе не предел для довольно груженого дорожного велосипеда на такой трассе. Только поэтому к часу ночи я добрался до Днепропетровска и в этот последний день похода преодолел фантастическое для себя расстояние в 245 км.
Поломки. По глупости перед походом я отвез велосипед не к ребятам, у которых покупал, а к местным умельцам. Внешний осмотр потребовал замены тормозных колодок, исправлению восьмерок и регулировки системы переключения скоростей. Взяв немалую сумму, они справились только со второй задачей. В результате, у меня были отвратительные тормоза, из-за которых в одном месте на крутых виражах меня буквально выбросило на встречку и только по случайности дорога была в это время пустой. Переключение скоростей не подводило до тех пор, пока мне не понадобилось идти на предельных передачах. Из-за скрежета цепи скорость пришлось несколько ограничить. В общем-то, мелочь, но мелочь не особенно приятная. В остальном велосипед не подводил. Полностью стерлись протекторы заднего колеса, но ни одного прокола, ни одной проблемки он мне не доставил.
На дороге. Традиционные разговоры с людьми днем, попытки укрыться от их глаз ночью, визуальные галлюцинации на дороге, вызванные переутомлением, и встречи с мелкими зверюшками - обычное дело для подобных маршрутов. Несколько портретов…
Глазик, 1958 г.р., бывший вор, не раз сидевший, грабивший магазины. Живет в деревне Гостомль на реке Гостомля, где и родился. По его словам, людей совестно было обижать. Отец - полицай на оккупированной территории, просидел в лагерях. Сам пришел и отдался Советской власти. Немцы помогли прооперировать грыжу, и он уже не отказался подписать нужные бумаги. Но их власть не любил, так же как не любил Советы. Дед - мичман российского флота, потерявший в русско-японской войне глаз, вернувшись в деревню, получил прозвище Глазика, которое так и закрепилась за всеми мужчинами рода. «Ты меня здесь легко найдешь. Спроси просто Глазика, тебе каждый укажет, где я живу».
Григорий, 1953 г.р., житель Курска, но родом из деревни. На вопрос, где он работает, ответил, что завтра уходит на пенсию, а так он - зам.главного конструктора одного из предприятий города. Отец - «крепкий был мужик», но к городу был не приспособлен. Прошел всю войну. В Праге влюбился, но так и не смог остаться, вернулся домой. Сам Григорий начинал обычным монтажником высотником, у него и образование только средне-техническое, но «никто не хочет работать по делу», потому и дошел до зам.главного конструктора. «Основное зло в России не кознакратство и воровство, а обычное невежество». С Советами пришли просто неграмотные люди к власти. И беда в том, что эту неграмотность они не замечают, не чувствуют. Живут и учат людей, ничего не понимая в жизни. А сейчас те же Советы. Перевертныши - наша власть. «Когда в город въезжали, видели комплекс памятником, посвященных победе?» «Да.» Так, вот ведь ирония, как раз напротив дома, в которых живут главные хапуги города. Вот Вам и знак, для кого воевали и головы сложили. Но кто об этом сейчас скажет? Никто. Народу подавай рассказы о любовницах, да кутежах. И что, что они какие-то особенные, наши правители? У всех слабости. А вот настоящей, дельной информации нет. Ну где Вы еще услышите о том, как реально наработаны капиталы богатеев этого города? Никто. Все молчат, прикрывая молчание желтушной болтовней».
Баба Параша, 1925 г.р. Всю жизнь прожила в деревне Верхние Дворы. Только и было, что съехала с родительского дома в срубленный мужем с сотоварищами. А побывать удалось только в лагерях. Жила под немцами и жила неплохо, «с дружком». «А бои мимо нас прошли, потому и деревня целой осталась. Немцы редко наведывались, так у кого какую скотину возьмут, у нас мед, но за все отдавали свои деньги». Пришли Советские войска и за такую вольготную жизнь сослали в поселение на несколько лет. На деревню достаточно было одного завистника, чтобы с его слов половину сельчан сослать куда подальше. Потом вышла замуж, семеро детей, а в 45 муж умирает. «И неужели больше замуж не вышли?» «Какой тут замуж, детей надо было поднимать. Вот строили с мужем дом, а дети все разлетелись, некому в нем жить, да и мне уже помирать пора».
Сергей, 1968 г.р., село Бромля. Наемник в прошлом, «дикий гусь», как он себя называет. Прошел Афган, Сирию, Боснию. Специализация - горный стрелок, немного в минировании разбирается. Последнее время работал в промышленном альпинизме, пока не слетел с 17 этажа. Остался жив
Андрей, 1958 г.р. Трудно сказать, откуда. Встретился на дороге между Карловкой и Краснодаром. Шагал с похорон, к сестре на опохмелье. Много говорил о вольготной пастушьей жизни, прокорме и сигаретах, которыми обеспечивают хозяева, столовании с одного стола. Звал работать и девок смотреть, которые слишком одиноки при "нонешнем мужском недостатку".
Разговоры, разговоры, разговоры со странными людьми в странных местах. Останавливался и несмотря на довольно напряженный маршрут слушал, вникал в истории, узнавал себя или удивлялся отличию и абсолютному непониманию изложения. Только один раз встреча на дороге была настолько неадекватной, что вызвала неприятный холодок по спине. Автобан, огороженная полоса, дело к вечеру, практически, отсутствие машин. По безлюдной трассе идет грязный в спортивном костюме, явно пьяный мужик, лет 30. При моем приближении начинает махать руками и что-то выкрикивать нечленораздельное. Объехал, благо скорость приличная.
Самочувствие. По ощущению путь разбился на две части: до и после Курска. В первой, постоянно попадались сбитые животные: лисица, олененок, зайцы, ежи, лягушки, мыши, собаки, кто-то еще, по чьим растерзанным тушкам уже трудно определить вид. Смотрю вдаль. Человек. Подъезжаю - крест. Вглядываюсь снова. Человек. Подъезжаю - крест. И так бесконечное число раз. Потом уже подумалось, ведь и это люди, только уже умершие. Знаки мертвых людей подают знак одуревшему от движения придурку. Дорога смерти. А после Курска все изменилось. Смотрю вдаль - крест, неподвижный и величественный. Подъезжаю - человек. И так много раз. Но ведь и эти люди подобны крестам, несут на себе печать смерти, только в жизни, пока еще в жизни.