Дуглас Сирк

Jul 10, 2013 23:40

Я решил сделать еще один заход в ЖЖ, поскольку накопились кое - какие впечатления и кому - то они могут пригодиться.
1 августа помним, что нас ждет, да?
Не знаю, каким макаром и степенью жестокости будут бороться с пиратством, но хорошего не жду. Так и вижу, как Тед Тернер, потирает ручки, закрывая доступ к Голливудской классике. О новинках даже говорить нечего. Это будут закрывать рьяно.

Я попытаюсь рассказать за эти оставшиеся дни о фильмах, которые смотрел последние два года и которые посмотреть стоит. Может, кому - то поможет с выбором: что закачивать на очередной терабайтник, пока за все не заставили платить.

Первый выклад о Дугласе Сирке.

Этот режиссер практически завершил карьеру, поставив свой лучший фильм «Имитация жизни» (я его рецензировал) в 1959 году. К этому моменту у него была стойкая репутация вторазрядного постановщика для домохозяек. Голливуд не воспринимал его всерьез.
Признание пришло через добрый десяток лет. Естественно, отличились европейцы. Райнер Вернер Фассбиндер объявил, что учился у Сирка мизансцене. Сейчас в симпатии к нему признается Альмодовар.
Почему США приняли Сирка с таким опозданием? Произошла банальная вещь: Америка не узнала себя. Европеец, а Сирк был немецким беженцем (фашизм, понимаете ли), глядел на нее со стороны незамутненным взглядом и видел соответственно больше. Свое видение он рядил в красочные тона той мещанской эстетики («дети накормлены - я в переднике у плиты - муж пришел с работы усталый, но довольный - играет радио - на подоконнике чисто») которая в пятидесятые годы прошлого века подняла голову после трагедий «Великой депрессии» и Второй Мировой. Сирк видел, что мещанство штука пострашнее Гитлера, ибо непобедимо. И лучшие его фильмы, они об этом.

Путь его в Голливуде был, понятное дело, не очень ровен. Но с первых же картин Сирку попадался заметный литературный материал. Так он поставил «Летнюю бурю» (1944) по «Драме на охоте» нашего Чехова. А потом экранизировал «Записки» Видока. Или что-то на них похожее.

«СКАНДАЛ В ПАРИЖЕ» (3,5)

(1946; «Арнольд Прессбургер филмз»; реж.: Дуглас Сирк;
в гл. р.: Джордж Сандерс; Аким Тамироф; Джин Локхарт)

Нас уверяют, что в основу картины положены «Записки» Видока. В том варианте «Записок», который довелось читать мне, ничего не напоминает историю, рассказанную сценаристами, кроме смысловой направленности жизни героя: сперва был авантюристом, стремился к свободе, убегал из тюрем, снова патологически возвращался за решетку. Потом решил пойти на сотрудничество с полицией и вторую часть жизни верно служил правопорядку.
В фильме Видок в филигранном исполнении Джорджа Сандерса становится заложником внимания двух дамочек. Одна влюбилась в него заочно, увидев изображение на иконе святого Георгия (Видок послужил натурщиком картины). Другая стала жертвой ограбления Видока и начала его шантажировать. К чему привела сия коллизия, смотрите сами. «Скандал в Париже» достаточно забавен и динамичен. Но к реальному Видоку фильм Дугласа Сирка, скорей всего никакого отношения не имеет.

Но исподволь вызревала тема Сирка, его авторский кинематограф.

«ВСЕ, ЧЕГО Я ЖЕЛАЮ» (3,5)

(1953; «Юниверсал»; реж.: Дуглас Сирк; в гл. р.: Барбара Стенвик; Ричард Карлсон)

В свое время Барбара Стенвик сыграла заметную роль в фильме «Стелла Даллас». Там она по сюжету мать, которая отказывается от дочери в пользу бывшего мужа и его второй жены, дабы дочка могла войти в истеблишмент (и это не завязка картины, как вы могли подумать, а ее финал).
Через шестнадцать лет Дуглас Сирк предоставил Барбаре Стенвик, словно бы продолжить историю героини.
Правда, теперь детей у нее трое. Но все равно, желая стать актрисой + сохранить в тайне любовный роман, героиня покидает заштатный городок, оставив детишек благоверному. Вернуться женщина решила по просьбе дочери, которая играет роль на выпускном школьном спектакле. Ее приезд запускает в работу старый механизм, - бывший возлюбленный снова появляется на горизонте, а жители городка занимаются пересудами.
Сирк сделал очередную мелодраму, но в данном случае подпортил эффект от нее финальным хэппи - эндом, хотя весь фильм полон тревожной атмосферой готовой разразиться грозы.

Скоро у Сирка появился фирменный актер - гламурный Рок Хадсон. На мой взгляд, это был красивый молодой человек, со способностями среднего уровня.

«КАПИТАН ЛАЙТФУТ» (3)

(1955; «Юниверсал»; реж.: Дуглас Сирк; в гл. р.: Рок Хадсон; Барабара Раш)

Рок Хадсон и Дуглас Сирк работали не только в стильных мелодрамах, которые принесли режиссеру славу среди киноманов. Они также, без особого, впрочем, успеха клепали псевдоисторические фильмы.
«Капитан Лайтфут» один из них.
Действие происходит в Ирландии, во время очередного восстания гордых патриотов против иностранного владычества. Некий безбашенный молодец (Рок Хадсон) состоит в тайной организации, но выходит из подполья, решаясь на открытую драчку. После чего организация его изгоняет, и он шатается под покровительство легендарного (среди ирландцев, мне это имя ничего не говорит) капитана Тандерболта. Тандерболт держит игорный дом, ведет жизнь богача, и при этом загадочную революционную деятельность.
Действие фильма столь путано, событий на час двадцать времени столь много, а проблематика столь специфична, что к происходящему быстро утрачивается интерес. Постоянно ловишь себя на мысли - насколько бы уместней был бы в роли Лайтфута Тони Кертис. Он одного типажа с Роком Хадсоном, но вот иронии у него точно побольше.

Ну, и, наконец, фильмы, ради которых затеян этот длинный пост.

«ВСЕ, ЧТО ДОЗВОЛЕНО НЕБЕСАМ» (4)

(1955; «Юниверсал»; реж.: Дуглас Сирк; в гл. р.: Джейн Уаймен; Рок Хадсон)

Недооцененный режиссер Дуглас Сирк в пятидесятые годы создал особый вид мелодрамы. Я бы назвал ее «стильной мыльной оперой». Классные, изящные по цветовой гамме картинки говорят о США тех времен больше, нежели энциклопедические справочники.
Вот и фильм «Все, что позволяют небеса» показывает нам Америку, против которой бунтовал герой Джеймса Дина.
В заштатном городишке, где все друг друга знают, а время течет неторопливо, вдова влюбляется в садовника. Это рождает пересуды соседей, непонимание взрослых детей героини, создает атмосферу, в которой умирает любовь.
Неудачей фильма, пожалуй, является садовник в исполнении красавчика Рока Хадсона. Он не вписывается в актерский ансамбль «обычных», «некрасивых» людей, в котором солирует бывшая на тот момент жена будущего президента Рональда Рейгана Джейн Уайман. Это одна из лучших ее ролей.
Уже в наше время был сделан вольный ремейк этой картины «Вдали от рая» с Джулианн Мур.

«ВСЕГДА ЕСТЬ ЗАВТРА» (3,5)

(1956; «Юниверсал»; реж.: Дуглас Сирк;
в гл. р.: Барбара Стенвик; Фред МакМюррей; Джоан Беннет)

После зубодробительной «Двойной страховки» МакМюррей и Стенвик вновь встретились в мелодраме Дугласа Сирка.
Речь как почти всегда у Сирка идет о любви, которая обречена.
МакМюррей играет владельца фабрики игрушек. Его жизнь течет размеренно. Есть жена (Джоан Беннет), дети. Все это становится неважным, когда на горизонте появляется стародавняя любовь (Барбара Стэнвик).
«Всегда есть завтра» немного преснее, лучших фильмов режиссера. Наличествует таки исчерпанность приемов. А еще в данном случае черно-белая картинка не позволяет его красочной фантазии как следует покуражиться.

«СЛОВА, НАПИСАННЫЕ НА ВЕТРУ» (3,5)

(1956; «Юниверсал»; реж.: Дуглас Сирк; в гл. р.: Рок Хадсон; Лорен Бэйкол; Роберт Стек; Дороти Мэлоун)

Мелодрама от короля жанра Дугласа Сирка.
Судьба парня из простой семьи (Рок Хадсон) прочно связана с семьей нефтяного магната. С самого детства его товарищами были избалованные отпрыски (Роберт Стек и Дороти Мэлоун). Но детство кончилось, а персонажи остались инфантильными, избалованными и глубоко несчастными. Дочь магната влюблена в героя Рока Хадсона. Сам он питает нежные чувства к жене сына нефтяного магната. Сей четырехугольник движется к роковой развязке.
Прекрасные актерские работы. Дороти Мэлоун за роль взбаломошной, злой, ломающей чужие судьбы бабенки получила «Оскара».
Но я выше оцениваю предыдущую работу Сирка и Хадсона «Все, что позволено небесам». Поскольку там была социальная критика. А «Слова, написанные на ветру» остались локальной историей о том, что богатые тоже плачут.
Previous post Next post
Up